«Житие Лазаря Муромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия»

Автор: Пашков Александр Михайлович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.12, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье доказывается, что одним из источников поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия» было житие Лазаря Муромского - греческого монаха, основавшего в середине XIV века на юго-восточном побережье Онежского озера Успенский Муромский монастырь. Факт этого заимствования не отмечен ни в одном литературоведческом исследовании, посвященном творчеству Ф. Н. Глинки. Считается, что «Житие Лазаря Муромского» возникло на рубеже XIV-XV веков. В конце XVIII века один из списков «Жития» хранился у крупного петрозаводского чиновника И. А. Пыхтина. В 1805 году И. А. Пыхтин передал свой список «Жития Лазаря Муромского» известному петрозаводскому краеведу Т. В. Баландину, который сделал с него копию. Вскоре Т. В. Баландин передал список со своего «Жития» Лазаря известному историку церкви Евгению (Болховитинову). В 1813 году Евгений опубликовал этот список «Жития Лазаря Муромского» в пятом томе «Истории российской иерархии». В 1826-1830 годах в Петрозаводске отбывал ссылку за участие в движении декабристов поэт Ф. Н. Глинка. Познакомившись с Т. В. Баландиным, он получил от краеведа текст «Жития Лазаря Муромского» и включил в свою поэму «Карелия» рассказ о монахе, переселившемся из Греции в Россию. Кроме того, имя святого упоминается в тексте поэмы и дважды в авторских примечаниях к ней. Тонко чувствуя язык, Ф. Н. Глинка подметил взаимосвязь стиля и достоверности «Жития» Лазаря. Таким образом, «Житие Лазаря Муромского» стало одним из источников, вдохновивших Ф. Н. Глинку на создание поэмы «Карелия», и отчасти определило ее содержание.

Еще

"житие лазаря муромского", ф. н. глинка, т. в. баландин, поэма "карелия"

Короткий адрес: https://sciup.org/14748885

IDR: 14748885

Текст научной статьи «Житие Лазаря Муромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия»

В 1830 году вышла в свет поэма Ф. Н. Глинки «Карелия»1.

Литературовед В. Г. Базанов, посвятивший не одну свою работу анализу этой поэмы, выделил в ней несколько сюжетных линий и подробно ее проанализировал [1, 6–100; 2, 113– 123; 3, 33–97]. Но в условиях того времени, когда эти работы писались, он не мог или не захотел выделить использование в поэме сюжетов из «Жития Лазаря Муромского» — греческого монаха, основавшего в середине XIV века древнейшую православную обитель на берегах Онежского озера Успенский Муромский монастырь2.

В поэме «Карелия» есть несколько эпизодов, навеянных знакомством Ф. Н. Глинки с «Житием» Лазаря. В первой части поэмы помещен рассказ о живущем на берегах Онежского озера монахе, уроженце Греции («он родом грек») [4, 350]. К этому поэтическому рассказу Ф. Н. Глинка дал примечание: «Рассказ об отшельнике, его переселении с востока на север не есть просто вымысел…» [4, 350] В третьей части поэмы помещены вставные новеллы — сказки о богатыре Заонеге. В первой сказке упоминается о посещении Заонегой Муромского монастыря («а Мурму шел он в монастырь») [4, 376]. Четвертая сказка о поединке Заонеги с духами заканчивается так:

Но Лазарь в Мурме зазвонил (Угодник с братьей там жил) И духи тотчас присмирели; И Заонега стал смирен;

Прогнал врагов вечерний звон;

То в Мурме павечерье пели…[4, 381]

К этому отрывку Ф. Н. Глинка дает следующее примечание:

Из имеющегося здесь рукописного жития Лазаря Мурмского, инока, прославившегося святою жизнью в странах, составляющих ныне Олонецкую губернию, видно, что сей Лазарь, уроженец из Рима, жил долгое время в Новгороде и, наконец, по сказанному в бывшем ему видении, отправился к озеру Онеге в Мурмское урочище, которое и поступило впоследствии во владение основанного им монастыря… Лазарь написал сам свое житие слогом простодушным, ручающимся за истину повествования… Житие Лазаря Мурмского в рукописи получил я от Т. В. Баландина, занимающегося здесь в давнего времени описание достопамятностей Олонецкого края» [4, 403].

Таким образом, одним из героев поэмы «Карелия» стал Лазарь Муромский, а его «Житие» легло в основу одной из ее сюжетных линий. Этот факт не отмечен ни в одном литературоведческом исследовании, посвященном поэме Ф. Н. Глинки.

«Житие Лазаря Муромского» имеет большое значение для истории культуры Карелии. Это первое произведение, написанное на в Карелии и посвященное событиям, происходившим на ее территории. «Житие» посвящено описанию жизни греческого монаха Лазаря и истории основания им в середине XIV века Успенского Муромского монастыря на юго-восточном побережье Онежского озера.

По данным современных исследователей, «Житие Лазаря Муромского» было написано в конце XIV начале XV века3. В средневековой Руси жития святых писались по особым канонам и часто до наших дней доходила не первоначальная, наиболее достоверная редакция жития, а так называемая «украшенная» редакция, в которой в ущерб достоверности главное внимание уделялось каноническому набору чудес и добродетелей святого. В отличие от многих «украшенных» агиографических памятников, «Житие» Лазаря дошло до нас в двух редакциях, близких к начальному тексту.

Оригинал «Жития» Лазаря хранился, вероятно, в архиве Муромского монастыря и погиб в конце 1612 начале 1613 года, когда монастырь был разграблен и сожжен отрядами «панов». Однако уже тогда с него были сняты копии, которые хранились у окрестных священников и благочестивых мирян. Эти списки продолжали бытовать в среде крестьян и духовенства Обонежья на протяжении XVI–XVIII веков, пока в конце XVIII века ими не заинтересовались местные собиратели и краеведы. К тому времени Муромский монастырь, восстановленный после Смуты, захирел. При Екатерине II он был подчинен Александро-Свирскому монастырю. Летом 1785 года академик Н. Я. Озерецковский, путешествовавший по Онежскому озеру, нашел там только двух престарелых монахов [16, 185]. В 1786 году монастырь был обращен в женский, а вскоре и вовсе упразднен и превращен в церковь [8, 129–130; 12, 11–14].

Первым достоверно известным владельцем рукописи «Жития Лазаря Муромского» был Иван Афанасьевич Пых- тин (1734–1806). Это был крупный местный чиновник, отставной флота капитан-лейтенант, в 1773–1777 годах воеводский товарищ в Олонце, а затем председатель первого департамента верхней палаты Олонецкого областного суда4. После переноса административного центра из Олонца в Петрозаводск в 1781 году И. А. Пыхтин тоже переселяется туда. В 1785 году он имел чин надворного советника (по «Табели о рангах» равный подполковнику) и, принадлежа к числу 16 наиболее высокопоставленных петрозаводских чиновников, владел домом («светлицей») с 4 «покоями». Для сравнения, живший тогда в Петрозаводске действительный статский советник, правитель дел Олонецкого наместничества и известный поэт Г. Р. Державин имел дом с 12 «покоями» [15].

В 1805 году И. А. Пыхтин передал свой список «Жития Лазаря Муромского» Тихону Васильевичу Баландину. Т. В. Баландин родился в Петрозаводске в июне 1745 года, вероятно, в купеческой семье5. Его дед был «один из первых петрозаводских поселенцев и поставщиком к императорскому двору дичи и других съестных припасов» [7]. Т. В. Баландин известен как выдающийся краевед, писатель, историк и педагог конца XVIII — первой четверти XIX вв. Он был глубоко верующим человеком. Значительную часть своей жизни, с 1779 по 1804 годы, он посвятил паломничеству по православным монастырям России и посетил все крупнейшие обители вокруг С.-Петербурга, Новгорода, Киева, Москвы, Рязани (там он жил в 1785–1794 годах) и Вологды. Т. В. Баландин неоднократно бывал в Соловецком, Палеостровском и Алексан-дро-Свирском монастырях. Впервые он посетил эти обители весной 1780 года. В 1794–1795 годах он находился по обету на Соловках, летом 1795 года посетил Александро-Свирский монастырь, а в 1798–1799 годах находился в Палеостровском монастыре. Третья его поездка в Соловки и на Палеостров состоялась в 1802 году, причем в Палеострове он прожил целый месяц. Последнее паломничество в эти две обители «во-доплаванием» состоялось летом 1804 года, причем в Палео-строве он снова задержался на месяц. Все эти странствования были им подробно описаны в сочинении «Сокращенное повествование о путепродолжениях Tichona Wasilieva (Balandina)

доселе восприятое и совершенное, по благоговеющей и искренней любви в разные монастыри и о прочем, записанные к собственной памяти и душевному удовольствию»7.

В этот период Т. В. Баландин познакомился со многими образованными православными иерархами, включая митрополитов петербургских Гавриила и Амвросия8, архиепископов рязанского Симона и псковского Иринея9, архимандритов Соловецкого монастыря Герасима, Новоиерусалимского Иеро-нима10 (его он называет «ученейшим мужем») и многими другими. Т. В. Баландин часто и подолгу беседовал с ними и с некоторыми долгое время переписывался.

В 1803–1804 годах Баландин познакомился с известным историком и библиофилом Евгением (Болховитиновым), с января 1804 года викарным епископом старорусским [9, 207–209], который, во время пребывания Тихона в С.-Петербурге, приглашал его к себе «для угощения» и бесед, давал советы «к постижению иноческой жизни», а после его отъезда в Петрозаводск «удостоил одарением книг и перепискою». Сохранились три письма Евгения к Т. В. Баландину: от 18 февраля 1804 года из Новгорода в С.-Петербург с извещением об отправке адресату трех своих книг, от 9 апреля 1804 года из Новгорода, вероятно, в Петрозаводск с извещением об отправке еще трех «рассуждений» Евгения и от 16 января 1805 года из С.-Петербурга, вероятно, в Петрозаводск (на последнем письме имеется важная для дальнейших изысканий помета «получено 16 февраля 1805 года»)11. Существовало и несколько писем Т. В. Баландина Евгению, но только одно из них, содержащее поздравление с Новым 1805 годом, сохранилось в бумагах Баландина12.

Вероятно, по просьбе своего ученого адресата Т. В. Баландин снимает для него копию «Жития Лазаря Муромского» с протографа, хранившегося у И. А. Пыхтина. В конце текста он сделал приписку:

Списано с полученного списка от его высокоблагородия господина Ивана Афанасьевича Пыхтина по усердию Тихоном Васильевым, жителем Петрозаводским 1805 года февраля 17 дня в Петрозаводске.

Встретившиеся в списке означенного жития многие по старо-наречению от перепищиков неисправности, остались и в сем списке в таком же виде. Для того, чтоб поправкою подлинника далее не погрешить, а затем и представляется оное исправить тем, кто к сему будет предопределен 13 .

Эта авторская приписка показывает, что баландинский список «Жития Лазаря Муромского» был создан в период оживленной переписки между Т. В. Баландиным и епископом Евгением, и текст жития передан, возможно, по рекомендациям последнего, с учетом требований археографии и для последующей научной публикации.

Вероятно, тогда же одна из копий жития была доставлена Евгению, а другая осталась в бумагах Т. В. Баландина, хранящихся ныне в фонде Е. В. Барсова в Отделе письменных источников Государственного исторического музея14. Через пятнадцать лет, в 1821–1825 годах, Т. В. Баландин переписал все свои произведения «своеручно» в большой том. Там же оказался и новый список «Жития» Лазаря с припиской «Се писано с полученного старонареченного списка и букв того времени и полученного от друга моего, его высокоблагородия флота капитан-лейтенанта, кавалера и бывшего олонецкого воеводского товарища Ивана Афанасьевича Пыхтина Тихоном Васильевым в Петрозаводске anno 1805». В настоящее время этот список хранится в библиотеке Академии наук15.

Судьба протографа, принадлежавшего И. А. Пыхтину, неизвестна. Сам владелец умер 10 мая 1806 года [14, 65], а вскоре, 12 июня 1811 года, скончалась и его вдова Анна Карловна Пыхтина [14, 22]. Сам Т. В. Баландин умер в Петрозаводске 26 июня 1830 года [14, 12].

Итак, епископ Евгений получил от Т. В. Баландина список «Жития Лазаря Муромского» в феврале-марте 1805 года. Именно в это время он готовится к созданию многотомного труда по истории русской православной церкви «История российской иерархии», опубликованного в семи томах в 1807–1815 годах. Историки церкви и биографы Евгения (Болховитинова) отмечали, что, хотя автором этого труда и был назван Амвросий (Орнатский), именно Евгению «принадлежит половина труда и даже более, если не забывать цену инициативы и общей редакции» [11, 19–20; 5, 60–61]. В пятом томе «Истории российской иерархии», вышедшем в 1813 году, в статье, посвященной Муромскому Успенскому монастырю, «Житие Лазаря Муромского» было опубликовано с комментариями, можно предположить, самого Евгения (Болховитинова) [8, 115–119]. Эта публикация имела огромное значение, поскольку текст жития стал доступен исследователям. Большинство ученых, изучавших деятельность Лазаря Муромского и его «Житие» в XIX–XX веках, опирались именно на эту публикацию. Таким образом, после 1813 года «Житие Лазаря Муромского» стало широко известно.

В 1826–1830 годах в Петрозаводске отбывал ссылку за участие в движении декабристов Федор Николаевич Глинка16. Он был человеком глубоко верующим, склонным к мистицизму (с 1822 года даже стал постоянно записывать в дневнике свои сновидения). Ознакомившись через Т. В. Баландина с «Житием Лазаря Муромского», Глинка включил в свою поэму о Карелии заимствованные оттуда образы и сюжеты. Таким образом, написанное на рубеже XIV–XV веков «Житие Лазаря Муромского» стало одним из источников, вдохновивших ссыльного поэта-декабриста на создание поэмы «Карелия», и отчасти определило ее содержание.

Примечания

*

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-14-10004 «Литературное наследие петрозаводского краеведа и просветителя XVIII первой трети XIX в. Т. В. Баландина».

Все цитаты из поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия» даются по изданию: [4, 343–404].

Новейшую научную публикацию текста «Жития Лазаря Муромского» см.: [6, 14–19].

Сводку современных данных о «Житии Лазаря Муромского» см.: [13, 288–290].

Биографические данные об И. А. Пыхтине см.: Олонец, управляемый доселе знаменитыми воеводством нижеследующими вельможами // Библиотека Российской Академии наук. Отдел рукописей. Текущие поступления. № 610. Л. 38–39 (далее БРАН ОР).

Год рождения Т. В. Баландина уточнен по данным его формулярных списков за 1813 и 1815 годы (Национальный архив Республики Карелия. Ф. 37. Оп. 5. Д. 86/640. Л. 24об.—25; Д. 74/498. Л.37об.—38) (далее НАРК). В Петрозаводске во второй половине XVIII века существовал купеческий род Баландиных (НАРК. Ф. 63. Оп. 3. Д. 28/238. Л. 291; Д. 34/296. Л. 737об., 741об. и др.).

Подробнее о Т. В. Баландине и его деятельности см.: [17, 16–29; 18, 122–130; 19, 88–110].

Сокращенное повествование о путепродолжениях Tichona Wasilieva (Balandina) доселе восприятое и совершенное, по благоговеющей и искренней любви в разные монастыри и о прочем, записанные к собственной памяти и душевному удовольствию // Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. Ф. 450. Оп. 1. Д. 681. Л. 88—99об. (далее ГИМ ОПИ).

Гавриил (Петров) (1730—1801) с 1783 года митрополит С.-Петербургский, с 1786 года — С.-Петербургский и Новгородский, с 1799 года Новгородский и Олонецкий, в декабре 1800 года уволен на покой; Амвросий (Подобедов) (1742—1818) митрополит Новгородский и С.-Петербургский с 1801 года, проповедник.

Симон (Лагов) (умер в 1804 году) с 1778 года епископ, с 1792 года архиепископ Рязанский, один из ученейших архиреев русской церкви второй половины XVIII века; Ириней (Клементьевский) (1751—1818) духовный писатель и проповедник, с 1796 года архиепископ Псковский.

Герасим (Ионин) архимандрит Соловецкого монастыря с марта 1793 по апрель 1796 года; Иероним (Поняцкий) архимандрит Новоиерусалимского монастыря с января 1799 по июнь 1802 года.

Письма Евгения (Болховитинова) Т. В. Баландину от 18.02.1804, 9.04.1804 и 16.01.1805 // ГИМ ОПИ. Ф. 450. Оп. 1. Д. 681. Л. 136–138.

Письма Т. В. Баландина Евгению (Болховитинову) (февраль 1805 г.) // ГИМ ОПИ. Ф. 450. Оп. 1. Д. 681. Л. 138об.

Житие преподобного Лазаря Муромского Чудотворца // ГИМ ОПИ. Ф. 450. Оп. 1. Д. 681. Л. 173об.

Житие преподобного Лазаря Муромского Чудотворца // ГИМ ОПИ. Ф. 450. Оп. 1. Д. 681. Л. 165–173об.

Житие преподобного Лазаря Муромского Чудотворца // БРАН ОР. Текущие поступления. № 610. Л. 51—57об.

Биографические данные о Ф. Н. Глинке (1786—1880) и сведения о его петрозаводской ссылке см.: [10, 578–581; 19, 34–128; 20, 56–60].

Alexandr Mikhailovich Pashkov

Список литературы «Житие Лазаря Муромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия»

  • Базанов В. Г. Карельские поэмы Федора Глинки. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1945. 128 с.
  • Базанов В. Г. Поэтическое наследие Федора Глинки (10-30 годы XIX века). Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1950. 128 с.
  • Базанов В. Г. Карелия в русской литературе и фольклористике XIX века. Очерки. Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1955. 311 с.
  • Глинка Ф. Н. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1957. 501 с.
  • Жерве Н. Н. Труды митрополита Евгения (Болховитинова) по истории русской церкви//Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации. М.: РГГУ, 1994. C. 60-61.
  • Житие Лазаря Муромского/Пер. и примеч. А. В. Пигина//Кижский вестник: Сб. ст. Вып. 8. Петрозаводск: Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2003. С. 14-19.
  • Журнал губернского статистического комитета//Олонецкие губернские ведомости. 1866. № 6.
  • Завещание преподобного Лазаря Муромского Чудотворца//Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1813. Т. 5. С. 114-130.
  • Зорин А. П. Евгений//Русские писатели 1800-1917 гг. Биографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 207-209.
  • Ильин-Томич А. А. Глинка Федор Николаевич//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 1. С. 578-581.
  • Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: Изд. центр «Терра», 1993. Т. 1. 686 с. (первое издание: Париж: YMCA-PRESS, 1959).
  • Костин А. Г. Православная Пудога. Петрозаводск: Ин-т повышения квалификации педагогических кадров, 1994. 48 с.
  • Литвинова Н. К., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV -XVI в.). Ч. 1. А -К. Л.: Наука, 1988. С. 288-290.
  • Мошина Т. А. Петрозаводский некрополь. Справочник. Петрозаводск: Изд-во Карельского НЦ РАН. 2009. 92 с.
  • Народонаселение Петрозаводска в 1785 году//Олонецкие губернские ведомости. 1864. № 11.
  • Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск: Карелия, 1989. 208 с. (первое издание: СПб., 1792).
  • Пашков А. М. Т. В. Баландин -малоизвестный петрозаводский просветитель конца XVIII начала XIX вв.//Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 16-29.
  • Пашков А. М. «В стране знатнейших Северных холмов..» (Т. В. Баландин первый историк Петрозаводска)//Север. 1997. № 7. С. 122-130.
  • Пашков А. М. Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 176 с.
  • Пашков А. М. Петрозаводская ссылка Ф. Н. Глинки//Памятники Отечества. 1989. № 1(19). С. 56-60.
Еще
Статья научная