Живая личность против законов космоса: древнееврейское и древнегреческое слагаемые европейского мировоззрения

Автор: Тантлевский Игорь Романович, Евлампиев Игорь Иванович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется основные черты древнегреческого и древнееврейского мировоззрения и прослеживается их роль в европейской истории вплоть до ХХ века. Обращается внимание на то, что принципиальное отличие древнегреческого мировоззрения в абсолютном преобладании в нем пространственных представлений, тогда как время понимается по модели «вечного возвращения», повторения того же самого, а не как история, обогащающая человека. В центре древнееврейского мировоззрения, наоборот, находится представление о времени как историческом процессе, включающим в себя бесконечный диалог человека с Богом, ведущий личность к зрелости. Предлагаются и анализируются интерпретации ключевого мировоззренческого еврейского понятия hā-ʽōlām как: мирозданная вечность и мир как длительность . В статье показано, что унаследованное христианской Европой от греков представление о совершенном закономерном устройстве мироздания (Космоса) стало наиболее глубокой причиной господства научной рациональности в современной цивилизации. В то же время новейшие мировоззренческие тенденции, связанные с философией жизни, интуитивизмом, экзистенциализмом, защищающие идею иррациональной непостижимости человеческой жизни, можно признать происходящими из древнееврейского мировоззрения. В ясной форме противоположность этих двух тенденций внутри европейского мировоззрения была показана Анри Бергсоном. В его концепции подлинного времени, понятого как длительность, память и история, обнаруживаются поразительные совпадения с древнееврейскими представлениями о времени и истории. Согласно Бергсону, длительность составляет сущность человека и одновременно является абсолютным бытием, из которого происходит мироздание; это ведет к радикальному антропоцентризму, который можно рассматривать как отдаленное следствие библейского антропоцентризма.

Еще

Космоцентризм греческого мировоззрения, антропоцентризм древнееврейского мировоззрения, понятие времени как длительности, анри бергсон

Короткий адрес: https://sciup.org/147215918

IDR: 147215918

Список литературы Живая личность против законов космоса: древнееврейское и древнегреческое слагаемые европейского мировоззрения

  • Аверинцев, С. С. (1971) «Греческая “литература” и ближневосточная “словесность”. (Противостояние и встреча двух творческих принципов)», Типология и взаи- мосвязь литератур древнего мира, отв. ред. П. А. Гринцер. Москва: Наука, 206–266.
  • Аверинцев, С. С. (1983) «Древнееврейская литература», Классическая литература Древнего мира. Москва: Наука, 271–302.
  • Аверинцев, С.С. (2001) «Аггада в учительном контексте», Вавилонский Талмуд. Ан- тология Аггады с толкованиями раввина А. Эвен-Исраэля (Штейнзальца), т. 1. Иерусалим; Москва: Институт иудаики СНГ.
  • Аверинцев, С. С. (2004) «Порядок космоса и порядок истории», Поэтика ранневи- зантийской литературы. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 89–114.
  • Ауэрбах, Э. (1976) Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Москва: Прогресс.
  • Афанасьева, В. К. (1997) От начала начал. Антология шумерской поэзии. Санкт- Петербург: Петербургское востоковедение.
  • Бергсон, А. (1994) Два источника морали и религии. Москва: Канон.
  • Бычков, В. В. (1981) Эстетика поздней античности. Москва: Наука.
  • Гуревич, А. Я. (1972) Категории средневековой культуры. Москва: Искусство.
  • Дьяконов, И. М. (1992) «Праотец Адам», Восток-Oriens 1, 51–55.
  • Евлампиев, И. И. (2017) «О возможном влиянии еврейских религиозных представ- лений на философию Анри Бергсона», Judaica Petropolitana 7, 135–145.
  • Евлампиев, И. И., Матвеева И. Ю. (2018) «Метафизический статус памяти в “филосо- фии жизни” Льва Толстого и Анри Бергсона», Вопросы философии 12, 141–151.
  • Соловьев, В. С. (1986) Оправдание добра. Сочинения. Москва: Мысль.
  • Тантлевский, И. Р. (2015) «Адам-несмертный, смертный и бессмертный в библей- ских антропогонических учениях», Вопросы философии 6, 141–153.
  • Тантлевский, И. Р. (2018б) «Мироздание в душе человека: Аристотель. De anima III, 8, 431b.20–24 и Экклесиаст 3:10–11», ΣΧΟΛΗ (Schole) 12.1, 86–89.
  • Тантлевский, И. Р. (2018a) «”Как прийти к правильному решению?” К интерпрета- ции эпистемологического определения метода сравнения у Аристотеля (Ethica Eudemia, VIII, 1245b.13–14) и Экклесиаста (Эккл. 7:27)», ΣΧΟΛΗ (Schole) 12.1, 72–85.
  • Тантлевский, И. Р. (2018) Очерки по философии Спинозы. Санкт-Петербург: Изда- тельство РХГА.
  • Тантлевский, И. Р. (2020) «К вопросу об интерпретации Кох 3:10–11», Вопросы тео- логии 2.1, 5–16.
  • Шестов, Л. (2002) «Умозрение и Апокалипсис. Религиозная философия Вл. Соловь- ева», Вл. Соловьев: pro et contra, т. 2. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 467–530.
  • Шифман, И. Ш. (1999) «Древняя Финикия. Мифология и история», Финикийская мифология. Санкт-Петербург: Летний Сад.
  • Шифман, И. Ш. (2007) Ветхий Завет и его мир. Санкт-Петербург.: Издательство СПбГУ.
  • Элиаде, М. (1994) Священное и мирское. Москва: Издательство МГУ.
  • Якобсен, Т. (1995) Сокровища тьмы. История месопотамской религии, отв. ред. И. М. Дьяконов. Москва: Восточная литература.
  • Auerbach, E. (1959) Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur, 2. Aufl. Bern: Francke.
  • Bergson, H. (1908) L’Évolution créatrice. Paris: Félix Alcan.
  • Bergson, H. (1932) Les Deux Sources de la morale et de la religion. Paris: Félix Alcan.
  • Brin G. (2001) The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston; Cologne: Brill.
  • Clines, J.A. (2011) The Dictionary of Classical Hebrew. Sheffield: Sheffield Academic Press / Sheffield Phoenix Press, vol. VI.
  • Eliade, M. (1965) Le sacré et le profane. Paris: Gallimard.
  • Gerleman, G. (1979) “Die sperrende Grenze: Die Wurzel ‘lm im Hebräischen”, Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft XCI, 338–349.
  • Hude, H. (1990) “Les Cours de Bergson”, Bergson. Naissance d’une philosophie, Actes du colloque de Clermon-Ferrand 17 et 18 novembre 1989. Paris: Presses Universitaires de France, 23–42.
  • Jacobsen, T. (1976) The Treasures of Darkness: A History of Mesopotamian Religion, New Haven; London: Yale University Press.
  • Jeremias, A. (1930) Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4 Aufl., Leipzig: J.C. Hinrichs.
  • Martins de Jesus, C.A. (2012) “Kosmos and its derivatives in the Plutarchan works on lo- ve”, Nomos, Kosmos & Dike in Plutarch, Ed. José Ribeiro Ferreira, Delfim F. Leão & Carlos A. Martins de Jesus. Coimbra: Centro de Estudos Clássicos e Humanísticos da Universidade de Coimbra, 87–100.
  • Mazzinghi, L. (2000) “Il mistero del tempo: sul termine ‘olam in Qo 3,11”, Initium sapientiae: Scritti in onore de Franco Festorazzi nel suo 70 compleanno. Ed. R. Fabris. Bologna, 2000. P. 147–161.
  • Tantlevskij, I. R., Svetlov, R. V. (2014) “Predestination and Essenism”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.1, 50–53.
  • Tantlevskij, I. R. (2017) “Possible Parallels in Ecclesiastes’ and Aristotle’s Reflections Concerning the Eternity and Immortality of the Soul in Correlation with Its Intellectual and Ethical Merits, ΣΧΟΛΗ (Schole) 11.1, 133–143.
Еще
Статья научная