«Живая» проповедь: динамика пастырского «слова» в России 2-й пол. XIX - нач. XX вв.

Автор: Воронцова И.В.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: История России и Русской Церкви

Статья в выпуске: 1 (108), 2024 года.

Бесплатный доступ

С началом государственных реформ 1860-х гг. в русском обществе возник запрос на участие православного духовенства в общественной жизни, это расширяло представление о границах и форме церковной проповеди, ее содержании и средствах усовершенствования; к 1890-м гг. наметился переход от «бесед» на библейские темы к наставлениям морально-нравственного плана; в начале ХХ в. церковно-библейский стиль проповеди сблизился со светским; в 1905-1910-х гг. распространилась публицистичная проповедь. Цель данного исследования - проследить динамику обусловленности пастырского «слова» историко-культурной и политической атмосферой 1890-1910-х гг. Задача статьи - обозначить малоисследованную научную тему, а также источник и последовательность требований к церковной проповеди в эпоху исторической модернизации страны. Автор исходит из теологической концепции традиции как нормы функционирования всех уровней церковного сознания и Церкви как духовного и культурно-идеологического центра, в переходные моменты истории подверженного воздействию новых идеологем, но сохраняющего ценностное значение хранимого ею религиозного знания. Делается вывод, что церковная проповедь в разные периоды российской истории была областью теснейшей связи православной Русской Церкви с культурным, научным и политическим развитием русского общества. В начале ХХ в. закрепились две формы проповеди - традиционная и новаторская, и последняя преодолела границы церковной традиции, приобретя публицистичную форму.

Еще

Православная церковная и публицистичная проповедь, традиция и новаторство, николай барсов, епископ амвросий (ключарев), архимандрит вениамин (федченков)

Короткий адрес: https://sciup.org/140305482

IDR: 140305482   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_288

Список литературы «Живая» проповедь: динамика пастырского «слова» в России 2-й пол. XIX - нач. XX вв.

  • Амвросий Ключарев (1902) — Амвросий [Ключарев], архиеп. Живое слово. Изд. 2‑е. Харьков, 1903. 128 с.
  • Амфитеатров (1846) — Амфитеатров Я. К. Чтения о церковной словесности или Гомилетика. Киев, 1846. 362 с.
  • Барсов (1870) — Барсов Н. Новый метод в богословии. СПб., 1870. 109 с.
  • Барсов (1872) — Барсов Н. Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник // Христианское чтение. 1872. № 11. С. 420–440.
  • Барсов (1894) — Барсов Н. О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди // Христианское чтение. 1894. № 1–2. С. 171–188.
  • Богданович (1904) — Богданович В. Отражение эпохи 60‑х годов в русской церковной проповеди // Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии LVI курса (1903 г.). Киев, 1904. 455 с.
  • Вениамин Федченков (1912) — Вениамин (Федченков), архим. Что такое «живое» проповедническое слово? // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 4. С. 90–105; № 8. С. 281–294; № 9. С. 342–354.
  • Вениамин Федченков (1913) — Вениамин, архим. Об «иерусалимской молитве» // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 6. С. 185–194.
  • Виноградов (1902) — Виноградов А. Библиография. В. Ф. Певницкий / Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. 1901 г. СПб. // Миссионерское обозрение. 1902. Т. 1. Июнь. С. 1154–1155.
  • Григоревич (1913) — Григоревич Н., свящ. Опыт характеристики проповеднического творчества приснопамятного архиепископа Харьковского Амвросия и ныне здравствующего высокопреосвященнейшаго архиепископа Арсения в зависимости от их индивидуальных дарований. Харьков, 1913. 13 с.
  • Гринякин (1905) — Гринякин Н. Благовест или набат? (По поводу записки группы столичных священников) // Миссионерске обозрение. 1905. Т. 1. Март. С. 810–817.
  • Ключарев (1873) — Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. М., 1873. 231 с.
  • Певницкий (1873) — Певницкий В. О характере проповедей // Труды КДА. 1904. Т. 2. № 9. С. 1–33. URL: http://kdais.kiev.ua (дата обращения: 01.12.2023).
  • Певницкий (1901) — Певницкий В. Ф. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. СПб., 1901. Вып. 1.
  • Платонов (1905) — Платонов М., свящ. К народу о Царе и властях. (Пастырское слово) // Миссионерское обозрение. 1905. Т. 1. Март. С. 683–686.
  • Преображенский (1905) — Преображенский И. Иной взгляд на церковно-общественную деятельность духовенства // Миссионерское обозрение. 1905. Т. 1. Апрель. С. 1001–1008.
  • Рождественский (1876) — Рождественский Н. П. Несколько слов по поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна (Соколов) Смоленского // Христианское чтение. 1876. № 5–6. С. 541–553.
  • Руманов (1907) — Руманов А. В. Священник Г. С. Петров, член Государственной Думы. М., 1907. 143 с.
  • Троицкий (1899) —Троицкий М. О церковной проповѣди, преимущественно современной // Ярославские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 70–75; № 6. С. 89–94; № 7. С. 101–109.
  • Фудель (1902) — Фудель И., свящ. О христианской публицистике // Миссионерское обозрение. 1902. Т. 1. Январь. С. 12–19.
  • Чельцов (1902) — Чельцов М. О некоторых писательских приемах в нашей духовной литературе // Миссионерское обозрение. 1902. Т. 1. Июнь. С. 1146–1153.
  • Воронцова (2017) — Воронцова И. В. Движение за церковную реформу в России начала ХХ в. и Поместный Собор 1917–1918 гг. (К столетию Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 4. С. 105–120.
  • Зубов (2001) — Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди / Рукопись подг. к изд. М. В. Зубовой. М., 2001. 231 с. В оригинале — сокращение
  • Карпук (2014) — Карпук Д. А. История кафедры гомилетики императорской Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2014. № 2–3. С. 156–206.
  • Феодосий Бильченко — Феодосий (Бильченко), еп. Гомилетика. Теория церковной проповеди. URL: https://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-teorija-cerkovnoj-propovedi-episkop-feodosij-bilchenko.shtml#_ftnref1 (дата обращения: 28.11.2023).
Еще
Статья научная