Живопись Александра Осминина: между реализмом и декоративностью. К 60-летию художника

Автор: Акимов Сергей Сергеевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Новости

Статья в выпуске: 3 (56), 2020 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140250258

IDR: 140250258

Текст краткого сообщения Живопись Александра Осминина: между реализмом и декоративностью. К 60-летию художника

В августе 2020 г. отметил юбилей нижегородский живописец, член Союза художников России Александр Михайлович Осминин. Его произведения не раз демонстрировались на областных и всероссийских выставках. В любой, самой обширной и разнообразной экспозиции картины Осминина не теряются, их узнают без труда. Красочные, написанные свободно и сочно, соединяющие реализм с декоративной условностью пейзажи и натюрморты отмечены жизнеутверждающим настроением и умением автора разглядеть красоту в обыденном. Авторитет Осминина в профессиональной среде несомненен, однако его творчество еще не становилось предметом искусствоведческого анализа. В справочниках и обзорах выставок можно найти лишь краткую информацию о художнике [1; 2; 4; 5]. Юбилейная дата служит отличным поводом восполнить эту лакуну и рассказать о главных особенностях живописи мастера. Более того, творчество Осминина дает возможность задуматься о такой важной проблеме, как современные пути развития реалистического искусства.

Биография Александра Михайловича во многом типична для его поколения: детство в селе, переезд в областной центр, служба в армии, учеба. Он родился в 1960 г. в селе Русское Маклаково Спасского района Нижегородской области. В 1986 г. окончил художественное отделение Горьковского (Нижегородского) театрального училища. Вспоминая студенческие годы, Осминин всегда подчеркивает, что училище не только дало ему профессию, но и сформировало его кругозор, познакомив вчерашнего деревенского парня с наследием мировой и отечественной культуры. Как показало время, выбор учебного заведения был сделан верно: обучение в театральном училище

См. иллюстрации на 4-й стр. обложки.

было менее академично по своей форме, чем в художественном.

С 1995 г. Осминин регулярно участвует в областных выставках, в 2000 г. вступил в Союз художников. В этот период сложилась индивидуальная живописная манера, которой он верен до сих пор. Это вовсе не означает, что искусство Осминина однообразно: напротив, оставаясь в кругу излюбленных мотивов, композиционных и живописных приемов, он умеет не повторять самого себя и всякий раз внести в создаваемый образ новые эмоции и оттенки смыслов. Его творческое постоянство не имеет ничего общего с шаблонностью и догматизмом.

Несмотря на то, что Осминину не довелось работать в театре, полученное образование наложило явный отпечаток на его живопись. Профессия сценографа и бутафора сочетает владение реалистическим рисунком и живописью с декоративным видением, пониманием условного характера сценического действа, и именно такой подход явственно ощутим в его станковых произведениях. Картинам Осминина присущи эмоциональность, обобщенное восприятие натуры, звучность цвета, свободная манера письма с несглаженной фактурой красочного слоя. Творческий метод мастера можно назвать декоративным реализмом. Художник смело обобщает натурные формы, отказываясь от малосущественных деталей, и добивается насыщенности колорита. Его пейзажи всегда основаны на конкретных натурных впечатлениях, но художник обязательно трансформирует увиденное, стремясь к эмоциональной выразительности образа. Важную роль играет письмо открытым, свободным мазком, создающее шероховатую фактуру картинной поверхности. Самый незамысловатый мотив – деревенский

Новости

Общество. Среда. Развитие № 2’2020

дом под раскидистыми деревьями, занесенный снегом сарай или первые проталины – приобретает у Осминина пластическую и цветовую выразительность.

Осенью 2019 г. в Государственном музее Н.А. Добролюбова в Нижнем Новгороде на коллективной выставке «Художники школы «Изограф» (в этом учебном заведении мастер преподает) Осминин показал холсты «Июль» (2009), «Золотая пора» (2013), «Под старой ветлой» (2014). Они демонстрируют три степени преображения натуры в рамках творческой концепции художника. Первое полотно наиболее реалистично из трех. С холма спускается деревенская улица, редкие облака проплывают по выгоревшему от жары небу; цвета с почти физической убедительностью передают состояние залитого солнцем летнего дня, неподвижный знойный воздух. В картине «Под старой ветлой» пространство, как на сцене, ограничено первым планом, большую часть его занимает раскидистое дерево, показанное против света и потому выглядящее темной, уплощенной массой по контрасту с ярко освещенной лужайкой. Наконец, в работе «Золотая пора» формы становятся почти плоскими, кроны деревьев приобретают изысканно-орнаментальные очертания, а колористическая выразительность строится на сопоставлении холодного, прозрачно-голубого неба, цвет которого сгущается к зениту, и желто-коричневых с зелеными вкраплениями оттенков земли и листвы.

Александр Михайлович – прирожденный живописец, для которого на первом месте всегда стоит цвет, будь то контраст ярких пятен или гармония сближенных оттенков. Его рисунки (к сожалению, за единичным исключением они никогда не экспонировались) тоже отличаются живописной трактовкой формы, которая моделирована не жесткими контурами, а мягкими штрихами. Художник отдает предпочтение масляной технике с ее возможностями варьировать густоту мазка, достигать максимальной плотности цвета и вместе с тем передавать сложные нюансы освещения. В картине «Лето. Русское Ма-клаково» (2012, холст, масло) весь первый план занимает усыпанная цветами лужайка; художник использовал здесь множество мелких разноцветных мазков, между которыми просвечивает холст, что создает эффект пышной и мягкой травы. Пастозно, то рельефными, то полупрозрачными мазками выполнен гармоничный по цвету этюд «Солнце заходит» (2018, картон, масло). Работа невелика по размерам, но вмещает обширное пространство, почти две трети которого занимает небо, покрытое сгущающимися к горизонту облаками. Простота мотива компенсируется сложностью световых эффектов. Автор не стремится воспроизвести их фотографически и передает цветовые и тональные отношения суммарно, но точно. Широкими движениями кисти обозначены лента реки, ее берега, темная масса леса, по верхнему краю которого пробегают оранжевые блики закатных лучей. Особенно выразительно написано небо, где краски просвечивают сквозь друг друга, приобретают мягкое перламутровое и опаловое сияние.

Творчество Александра Осминина дает богатый материал для размышлений о таком важнейшем понятии эстетики и искусствоведения, как реализм, о его соотношении с декоративностью как чертой образно-стилистического строя живописного произведения. В советской науке велись оживленные дискуссии о том, в чем заключается специфика реализма и где пролегают его границы. Нередко реализм оценивался как высшая форма художественного творчества, а мировой историко-художественный процесс рассматривался как прогрессивный путь к реализму либо как постоянная борьба реализма с антиреалистическими, формалистическими концепциями. Схематизм подобных взглядов сейчас очевиден, но необходимость теоретического осмысления категории «реализм» никуда не исчезла. Известный теоретик искусства Виктор Ванслов говорил о трех значениях этого понятия: реализм как внешнее правдоподобие (здесь он вполне резонно предлагал лучше пользоваться словом «реалистичность»), как способность искусства понять и показать правду жизни и, наконец, это конкретное направление в художественной культуре XIX столетия [3, с. 216].

Реализм как творческий метод столь же гибок и многообразен, как многообразна сама жизнь, которую он отображает. Произведения Осминина являются прекрасной иллюстрацией того, что реалистический взгляд на мир далек от простой документально-точной фиксации увиденного и может гармонично соединяться со стилизацией формы и цвета. Его пейзажи абсолютно естественны с точки зрения выбора мотивов. За внешней стороной образа нередко обнаруживается более глубокий смысл, утверждение ненарушимого хода бытия, проявляющегося в циклической смене природных явлений и подчиненной этому ритму жизни людей. Это содержание возникает именно благодаря тому, что формы реальности показаны худож- ником не фотографически, а обобщенно, с элементами стилизации, исключающими случайное и второстепенное, но не искажающими натуры. Именно трансформация натурных впечатлений, дополнение их декоративными приемами обогащает и усиливает образное содержание картины. При этом декоративность – не только и не столько способность произведения искусства служить украшением предметно-пространственной среды, а определенная система выразительных средств, одновременно преображающих натуру и выявляющих ее существенные качества. Точно также реализм не исчерпывается внешним сходством, степенью изоморфизма визуальных форм (здесь вслед за В.В. Вансловым уместно говорить «реалистичность»), а относится к мировоззренческим категориям. Живопись Осминина – гармоничный баланс реализма и элементов декоративности. Этот баланс возможен благодаря тому, что стилизация имеет свои границы и не противоречит законам станкового искусства.

Проиллюстрируем сказанное одним примером. К числу лучших произведений художника относят картину «К весне» (2014, холст, масло). Сюжет ее типичен для мастера: деревенский дом, тонкие стволы берез, одинокая фигура чем-то занятой во дворе женщины. Цветовые контрасты и шероховатая фактура красочного слоя создают впечатление позднего, уже покрытого настом снега, на котором лежат густые голубые тени, и по-весеннему ласкового солнца. Дальний план весь растворяется в игре световых бликов. Колорит строится по декоративным законам, но при этом цвета не локальные, а сложные, и передают реальное состояние. Все эти эффекты света и красок можно наблюдать в действительности, но художник усиливает, подчеркивает их, и образ становится выражением сильного и глубокого поэтического чувства.

Список литературы Живопись Александра Осминина: между реализмом и декоративностью. К 60-летию художника

  • Акимов С.С. Выставка живописи и графики "Многогранность творчества", Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г. // Общество. Среда. Развития. - 2018. № 4. С. 161-162.
  • Акимов С.С. Выставка "Притяжение пленэра", Нижний Новгород, май-июнь 2019 г. // Общество. Среда. Развитие. - 2019. № 3. - С. 147-148.
  • Ванслов В.В. Искусство и красота. Статьи по общей теории искусства. - М.: Знание. 2006. - 288 с.
  • Вехи творческой жизни. Нижегородские художники. 1933-2018. К 85-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России": Информационно-справочное иллюстрированное издание // Авт. вст. ст. Н.В. Квач. Сост. Н.В. Квач, С.И. Квач. - Нижний Новгород: ИП Квач С.И., 2018. - 459 с.
  • Творчество нижегородских художников во времени и пространстве. К 80-летию Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России": Альбом-справочник / Авт. статей Н.В. Квач; Сост. Н.В. Квач, С.И. Квач, В.В. Петрухин. - Нижний Новгород: Литера, 2013. - 244 с.
Краткое сообщение