Живопись Татьяны Нечеухинои в контексте гендерной проблематики (выставка «К вечеру выпал снег»)

Бесплатный доступ

В статье рассматривается гендерная проблематика и гендерные репрезентации в выставочных объектах выставки «К вечеру выпал снег» (Пермь, галерея «:Марис-арт», 24.11.22. - 15.01.23). В интерпретации использовались методы формально-стилистического и семиотического анализа, гендерный анализ. В ходе работы установлено, что гендерные репрезентации и поэтика «женского» в творчестве Т.Т. Нечеухиной основывается на поиске особого женского языка и оптики, опирающихся на традиционные представления о женщинах. Нече-ухина переосмысливает доминирующие смыслы о месте женщины в социуме. Продолжение рода понимается ею не как линия от родителя к ребёнку, а от старшего женского поколения к младшему женскому. Пожилые женщины понимаются как хранительницы традиций, очага, жизни и смерти, передающие мудрость другим. Перед нами не мистические богини, не абстрактная феминность, а реальная женщина в каждой семье. Мир Нечеухиной почти лишен изображения мужчин. Таким образом, эта концепция, далекая от ряда современных феминистских идей, утверждающая особый женский мир и язык, демонстрирует тяготение к архаическим (матриархальным) ценностям в поиске женского языка в искусстве.

Еще

Гендер, гендерные репрезентации, женское искусство, выставки

Короткий адрес: https://sciup.org/147242197

IDR: 147242197   |   DOI: 10.17072//sgn-2023-1-237-243

Список литературы Живопись Татьяны Нечеухинои в контексте гендерной проблематики (выставка «К вечеру выпал снег»)

  • Нечеухина Т.Т. Интервью от 08.02.2023. Собственный архив автора.
  • Клименская О.Г. Галерея "Марис - Арт" [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/gallerymarisart?w=wall-9159281_10061 (дата обращения: 26.03.2023).
  • Усманова А. Женщины и искусство: Политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Уч. пособие. ХЦГИ - СПб.: Алетейя, 2001. С. 465-492.
  • Нохлин Л. Почему не было великих художниц? // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М.Бредихиной, К Дипуэлл. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2005. С. 15- 47.
  • Созо-Боэтти А. Способность отрицания как практика женского искусства // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2005. С. 57-67.
  • Татьяна Нечеухина. Художник [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ntt_artist?w=wall-219211152_19 (дата обращения: 02.06.2023).
  • Олсон Л., Адоньева С. Миры русской деревенской женщины. Традиция, трансгрессия, компромисс. М.: НЛО, 2016. 440 с.
  • Хоменко Т.В. Экофеминизм: сущность и задачи // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2012. №. 2. С. 82-86. EDN: RZAYSZ
  • Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №. 4 (28). С. 114-120.
  • Пророкова М.Н. Отчуждаемое природное: понятие природы в радикальном и культурном экофеминизме // Полилог. 2020. Т. 4. №. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://surl.li/orxcq (дата обращения: 30.08.2023). EDN: NTOLOZ
Еще
Статья научная