Жизненные возможности людей: концептуальные подходы и измерение
Автор: Локосов Вячеслав Вениаминович, Роик Валентин Дементьевич
Журнал: Народонаселение @narodonaselenie
Рубрика: Уровень, качество и условия жизни населения
Статья в выпуске: 4 т.23, 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам бедности, социального неравенства и жизненных возможностей (шансов) индивидов. Качественные и количественные методы измерения (оценки) жизненных возможностей используются для анализа эффективности социальной политики в России, позволяя с их помощью выявить достижение определенного материального благосостояния и качества жизни для наиболее типичных групп населения по уровням доходов, образования, продолжительности занятости в профессиональных группах. Тем самым обеспечивается анализ возможностей для получения более высокого социального статуса, доступа к качественной медицинской помощи, надежным страховым институтам. Доступность для индивидов знаний, социальных услуг, занятости отражает не только их потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в будущем, но и описывает текущее положение дел: неравномерное распределение ресурсов, порождающее бедность и социальную разобщенность. В статье предлагается рассматривать триаду вопросов «бедность - социальное неравенство - жизненные возможности» в едином контексте, что является методологическим инструментарием для выработки социальной политики государства. Для ликвидации институционального отставания в социальной сфере Российской Федерации требуется качественно улучшить управление бюджетными средствами, что возможно только при комплексном подходе, позволяющем использовать эффективные механизмы, институты и формы взаимодействий предпринимательского сообщества и государства. В этой связи представляется наиболее целесообразным сосредоточиться на дальнейшем развитии таких управленческих механизмов, как бюджетирование, ориентированное на результат; программно-целевые методы осуществления бюджетной политики; государственно-частное партнерство в области финансирования социальных услуг населению; актуарные методы в системе пенсионного и медицинского страхования.
Бедность, социальное неравенство, жизненные возможности (шансы), человеческий потенциал (капитал)
Короткий адрес: https://sciup.org/143173522
IDR: 143173522 | DOI: 10.19181/population.2020.23.4.2
Текст научной статьи Жизненные возможности людей: концептуальные подходы и измерение
Статья посвящена вопросам бедности, социального неравенства и жизненных возможностей (шансов) индивидов. Качественные и количественные методы измерения (оценки) жизненных возможностей используются для анализа эффективности социальной политики в России, позволяя с их помощью выявить достижение определенного материального благосостояния и качества жизни для наиболее типичных групп населения по уровням доходов, образования, продолжительности занятости в профессиональных группах. Тем самым обеспечивается анализ возможностей для получения более высокого социального статуса, доступа к качественной медицинской помощи, надежным страховым институтам. Доступность для индивидов знаний, социальных услуг, занятости отражает не только их потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в будущем, но и описывает текущее положение дел: неравномерное распределение ресурсов, порождающее бедность и социальную разобщенность. В статье предлагается рассматривать триаду вопросов «бедность — социальное неравенство — жизненные возможности» в едином контексте, что является методологическим инструментарием для выработки социальной политики государства. Для ликвидации институционального отставания в социальной сфере Российской Федерации требуется качественно улучшить управление бюджетными средствами, что возможно только при комплексном подходе, позволяющем использовать эффективные механизмы, институты и формы взаимодействий предпринимательского сообщества и государства. В этой связи представляется наиболее целесообразным сосредоточиться на дальнейшем развитии таких управленческих механизмов, как бюджетирование, ориентированное на результат; программно-целевые методы осуществления бюджетной политики; государственно-частное партнерство в области финансирования социальных услуг населению; ак- туарные методы в системе пенсионного и медицинского страхования.
лючевые слова:
ловеческий потенциал (капитал).
бедность, социальное неравенство, жизненные возможности (шансы), че-
Теоретические положения концепции равенства жизненных возможностей
Темы бедности и социального неравенства — сквозные в истории социальных наук. Их применение основано на концепциях абсолютной, относительной, субъективной бедности, измеряемых на индивидуальном уровне и на уровне домохозяйств (семей). Борьба с бедностью не означает решения проблем с социальным неравенством. Требуется обеспечить их минимизацию с помощью такого общественного ориентира как равенство жизненных возможностей. По мнению, немецкого ученого У. Бека, сегодня преобладает неравенство не столько в форме эксплуатации, сколько в форме игнорирования властью и богатым слоем значительной части населения практически во всех вопросах его жизнедеятельности [1. С. 440].
Социально-экономическое содержание равенства жизненных возможностей отражает вложения в человеческий потенциал (капитал), обладание набором ресурсов, средствами доступа к социальным институтам и формам социальной защиты. Формирование специализированных форм и институтов страхования социальных рисков, возможностей индивидов получить образование и доступ к качественной медицинской помощи носит объективный характер. Вместе с тем, надо учитывать и личные усилия индивида с позиции его особого мышления, способностей, поведения (действий и бездействий).
Важный вклад в разработку концепции жизненных возможностей внесли французский социолог П. Бурдье и британский экономист А. Сен. П. Бурдье в исследованиях, посвященных теории социального пространства, излагал свое понимание факторов, влияющих на структуру обществ, которая определяется не только экономическими условиями, но и возможностями социальных групп, владеющими различными видами капитала (прежде всего, экономическим и культурным капиталом) [2. С. 103–104]. А. Сен разработал новаторский подход определения роли благосостояния при предоставлении индивиду возможностей реализовать свой потенциал. Для этого Сен предлагает, во-первых, оценивать все блага, к которым индивид имеет доступ, а, во-вторых, сопоставлять возможные варианты использования этих благ и выбирать те из них, которые ему наиболее подходят: «Так же, как размер бюджета индивида позволяет ему приобретать потребительские товары, так и набор способностей (сapabilities) в наборе жизненно-важных функций и целей индивида отражает его возможности (availability full) использовать их.» [3. С. 39].
Выбор вариантов использования благ индивидом, по мнению Сена, в значительной степени зависит от трех обстоятельств: 1) индивидуальных характеристик человека (пол, уровень грамотности, интеллект) и его личностных предпочтений в процессе реализации своих жизненных стратегий; 2) состояния внешней, по отношению к человеку, социальный среды (уровня развития институтов доходов населения, образования и здравоохранения в той или иной стране, стандартов социальной защиты населения, наличия социальных лифтов); 3) природно-климатических условий проживания, развитости социальной инфраструктуры и системы общественных благ. С целью социальной защиты индивида, по его мнению, в каждой стране правительство должно определить набор базовых функциональных возможностей (питание, доступ к чистой воде и минимальной медицинской помощи, обеспечение приемлемым жилищем). Что касается возможностей более высокого уровня, то к ним Сен относит «возможность жить в безопасной среде», «получить образование», «иметь доступ к общению в местном сообществе» [3. С. 45–47].
Концептуальные подходы к разработке методов измерения жизненных возможностей
Измерение жизненных возможностей (шансов) — это задача, которая решается на основе вероятностных методов оценки достижения отдельными индивидами и социальными группами стандартов достойного труда и качества жизни. В одном из документов Международной организации труда (МОТ) еще в первой четверти прошлого века отмечалось: «Будучи равными перед законом и теоретически свободными распоряжаться своей жизнью, индивиды на деле равны и свободны лишь тогда, когда уверены, что будут иметь средства к существованию. Свобода не спасет человека от нищеты, если единственным источником его дохода служат мускулы или мозги, и он лишился того или другого» [4. С. 126]. Иными словами, противостоять рискам материальной необеспеченности можно только на основе трех составляющих: личных усилий индивида, солидарной взаимопомощи общества и государства.
Методы оценивания жизненных возможностей включают, прежде всего, анализ базовых характеристик состояния экономики, демографического положения и уровня безработицы, а также их долгосрочных прогнозов по различным сценариям. Это связано с тем, что форма отношений занятости оказывается определяющей для жизненных шансов человека, поскольку предполагает различные вознаграждения, стимулы и мотивации. Тем самым, занятость трудовой деятельностью и место индивида в системе разделения труда определяют его возможности реализовать жизненные шансы [5. С. 40]. Данный метод измерений позволяет проводить качественные оценки жизненных шансов людей в рамках больших групп (классов, социальных сословий).
Применять данный метод в полной мере для России было бы неправильно, поскольку условия занятости в экономически развитых странах (ЭРС) и России сильно отличаются. «Дело в том, что в системе оплаты труда в России работодатели до сих пор ориентируются в большей степени на «кнут», чем на «пряник» и какие бы то ни было бонусы в системе трудовых контрактов распространены мало. Так, например, даже простейшую их фор- му — дополнительные социальные блага (жилье, транспорт, медицинскую помощь, питание, ссуды и тому подобное) — получали в 2013 г. всего 9,6% работающих россиян» [6. С. 205–215].
При определении возможностей на реализацию жизненных шансов важно учитывать специфику социально-трудовых отношений. Например, занятость с оформлением правовых процедур (трудовой договор, наличие прозрачных процедур выплаты заработной платы и страхования ее утраты) или теневую занятость — без оформления трудовых отношений. Кроме того, в России важно учитывать не просто занятость, но и ее вид: государственный или частный сектор. Так, у работающих в государственном секторе России удельный вес тех, кому предоставляется и оплачивается отпуск, больничный лист и т.п. составлял 76,3%; на приватизированных предприятиях со значительной долей государственной собственности это доля сокращается до 61,7%; в частном секторе — до 32,6% [7. С. 127]. Зачастую наличие каких-то дополнительных благ, например, доступ к более качественной медицинской помощи в ведомственной поликлинике, как правило, связано с корпоративным социальным пакетом.
Важнейшими факторами, влияющими на реализацию жизненных возможностей в современном социуме, являются: доступность граждан к рабочим местам с достойной заработной платой; социальная защита работающих от профессиональных рисков (возможность работающих граждан сохранить свое здоровье); охват работающих граждан пенсионным страхованием, позволяющим получить приемлемую по размеру пенсию; доступность граждан к системе качественного здравоохранения; доступность граждан к комфортному жилью; доступность граждан к системе качественного образования.
Следует отметить, что теоретические и практические вопросы измерения (оценки) жизненных шансов разработаны в современной России в различной степени. Так, для большинства сфер жизнеде- ятельности отсутствуют не только количественные индикаторы и стандарты, но и качественные. В лучшем случае имеются минимально-допустимые показатели в области заработной платы, условия выплаты пособий по безработице и семейных пособий. В то же время для ряда социальных сфер имеются качественные и даже количественные показатели. Например, для «доступности медицинской помощи» имеется законодательное закрепление. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 есть Статья 10. «Доступность и качество медицинской помощи», в которой приведены показатели организации системы здравоохранения.
Методологические наработки и статистический материал имеются в области доступности жилья, что означает возможность приобретения жилья и определяется по доле расходов суммарного дохода семьи на приобретение жилья и ежегодные платежи по процентам ставки банка за кредит. Доступность жилья для населения можно определить как интегральную категорию, в которой соединены основные социально-экономические, демографические характеристики региона, параметры кредитно-финансовой системы. На практике основным показателем состояния рынка жилья с точки зрения возможности приобретения квартир гражданами является коэффициент доступности жилья [8. С. 635–638]. В Федеральной целевой программе «Жилище» предложены два соответствующих показателя: а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 м2 и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек); б) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помо- щью собственных и заемных средств.
Согласно МОТ2 перечень социальных гарантий, которые рекомендуется обеспечивать гражданам, включает: а) доступ к национально установленным видам услуг, составляющие важнейшие виды медицинской помощи, соответствующие критериям наличия, доступности, приемлемости и качества; б) гарантированные доходы на детей не ниже национально установленного минимального уровня, позволяющие обеспечить доступ к питанию, образованию, уходу и любым другим необходимым услугам; в) гарантированные доходы не ниже национально установленного минимального уровня для лиц экономически активного возраста, не способных получать достаточный доход, в частности в результате болезни, безработицы, беременности и родов, утраты трудоспособности; г) гарантированные доходы не ниже национально установленного минимального уровня для лиц пожилого возраста.
Международные сравнения свидетельствуют, что в России по некоторым видам социальных расходов, их величины можно сопоставлять с уровнями в ЭРС, однако по совокупности они составляют примерно 60% от объема средств, которые тратят ЭРС на эти цели. При этом многие формы социальной поддержки населения отсутствуют либо находятся в зачаточном состоянии. Во многом это связано с кардинальными структурными переменами в экономике и общественными преобразованиями, осуществляющимися в России на протяжении последних 30 лет. Формирование новых институтов идет в России медленно и непоследовательно, что не позволяют проводить реформы, направленные на создание современной структуры социальных институтов. Ключевую роль здесь призвано сыграть государство, способное осуществить институциональное строительство в экономической и социальных сферах, обеспечить системные условия для формирования системы доходов населения, социальной защиты и страхования, здравоохранения, образования, ЖКХ.
Данное отставание особенно заметно в сфере финансирования социальной политики, что отчасти объясняется отсутствием в советский период ряда механизмов и институтов, которые в ЭРС были сформированы к 50-м годам прошлого века. Тогда произошло становление современных социально-страховых, государственно-обеспечительных и коллективно-профессиональных форм социальной защиты, базирующейся на принципах социальной ответственности за материальное положение населения работодателей, работников, местных и федеральных органов исполнительной власти.
Для ликвидации институционального отставания в социальной сфере России требуется качественно улучшить управление бюджетными средствами, что возможно только при комплексном подходе, позволяющем использовать эффективные механизмы, институты и формы взаимодействий предпринимательского сообщества и государства. В этой связи представляется целесообразным сосредоточиться на дальнейшем развитии таких управленческих механизмов, как бюджетирование, ориентированное на результат; программно-целевые методы осуществления бюджетной политики; государственно-частное партнерство в области финансирования социальных услуг населению; актуарные методы в системе пенсионного, медицинского страхования. Особо следует выделить в этой связи социальный бюджет, позволяющий рационализировать бюджетные расходы, повысить эффективность бюджетного процесса в целом.
Список литературы Жизненные возможности людей: концептуальные подходы и измерение
- Бек, У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирная политическая экономия / У. Бек, пер. с нем. - Москва: Прогресс-Традиция; Издательский дом "Территория Будущего", 2007.- 464 c. 5-89826-286-5. ISBN: 5-89826-286-5
- Beck U. Vlast' i yeyo opponenty v epokhu globalizma. Novaja vsemirnaja politicheskaja ekonomija. [Power and Its Opponents in the Era of Globalism. New World Political Economy]. (Transl. from German). Moscow. Progress-Traditsiya. [Progress-Tradition]. 2007. 440 p. 5-89826-286-5. (in Russ.) ISBN: 5-89826-286-5
- Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье, пер. с фр. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. - 288 е. - С. 102-104. 978-5-903354-05-4. ISBN: 978-5-903354-05-4
- Bourdieu P. Sotsiologija soczialnogo prostranstva. [Sociology of Social Space]. (Transl. from French). Sankt-Petersburg. Aleteya. 2013. 288 p. P. 102-104. 978-5-903354-05-4. (in Russ.) ISBN: 978-5-903354-05-4
- Sen, A.K. Commodities and Capabilities / А. К. Sen. - Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1985. - P. 39-42.
- Sen A. K. Commodities and Capabilities. Amsterdam. Elsevier Science Publishers. 1985. P. 39-42.
- General problems of social insurance. - Geneva: ILO., 1925. - 126 p.
- General Problems of Social Insurance. ILO. Geneva. 1925. 126 p.
- Goldthorpe, J. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain / J. Goldthorpe. - Oxford: 1980.
- Goldthorpe J. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. Oxford. 1980.
- Тихонова, Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность / Н. Е. Тихонова. - Москва: Новый хронограф; Институт социологии РАН, 2014.- 408 с. С. 205-215. 978-5-84881-216-8. ISBN: 978-5-8488-1216-8
- Tikhonova N. Е. Sotsial'naja struktura Rossij: tеоrii i real'nost. [Social Structure of Russia: Theories and Reality]. Institut sotsiologii RAN [Institute of Sociology RAS]. Moscow. Novyj hronograf [New Chronograph]. 2014. P. 205-215. 978-5-84881-216-8. (in Russ.) ISBN: 978-5-8488-1216-8
- Бедность и неравенство в современной России / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, Т. Трауб-Мерца. - Москва: Весь Мир, 2014. - 304 с. 978-5-7777-0575-4. ISBN: 978-5-7777-0575-4
- Bednost' i neravenstvo v sovremennoj Rossii. [Poverty and Inequality in Modern Russia]. Eds. M. K. Gorshkov, N. Е. Tikhonova, R. Traub-Меге. Moscow. Ves' Mir. [The Whole World]. 2014. 978-5-7777-0575-4. (in Russ.) ISBN: 978-5-7777-0575-4
- Королькова, Д.И. Доступность жилья как индикатор уровня жизни населения в регионе / Д. И. Королькова, Н. А. Герасимова, Г. И. Ткаченко // Фундаментальные исследования. - 2014.- № 9 (часть 3). - С. 635-63
- Korolkova D. I., Gerasimova N. А., Tkachenko G. I. Dostupnost zhil'ya kak indikator urovnja zhizni naselenija v regione. [Housing affordability as an indicator of the living standards of the population in the region]. Fundamentalnyye issledovanija. [FundamentalResearch]. 2014. No. 9 (Part 3). P. 635-63 (in Russ.)