Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых
Автор: Гордина Ольга Васильевна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Мир человека
Статья в выпуске: 6 (26), 2013 года.
Бесплатный доступ
Автор рассматриваются различные подходы к определению понятия «жизнетворчество», нашедшие отражение в современных гуманитарных исследованиях, акцентируя внимание на жизнетворчестве как педагогическом феномене, реализующемся и получающем стимулы к развитию в пространстве неформального образования взрослых.
Жизнетворчество, непрерывное образование, неформальное образование взрослых, высшая народная школа
Короткий адрес: https://sciup.org/170175469
IDR: 170175469
Текст научной статьи Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых
Каждому человеку в меру его ответственности и инициативности предстоит творить свою жизнь. Проблема жизнетворчества исследуется в современном гуманитарном знании с разных позиций: этот феномен нашел отражение в работах по философии, культурологии, психологии. Заметим, что, несмотря на разницу подходов и интерпретаций самого понятия «жизнетворчество», при изучении данных работ рельефно проявляется его педагогический аспект, который и будет рассмотрен нами подробнее.
В отечественных философских исследованиях жизнетворчество анализируется как особый тип сознания, своего рода духовно-нравственный общественный феномен, в основном являющийся результатом рефлексии российской интеллигенции (А.В. Колесникова). В данном случае акцент делается на особенности конструирования общего бытия в наших отечественных традициях, а именно реальная жизнь общества подчиняется неким теоретическим установкам и абсолютно понимаемым идеям, как правило, заимствованным из европейских философских учений. Общеизвестно, что европейцы неохотно идут на социальные эксперименты, тот же марксизм нашел применение не на своей родине в Германии, а в нашей стране. Заметим, что жизнетворчество в философии рассматривается и как личностный феномен. Например, антропоцентризм вдохновляет человека на новые замыслы и проекты, на глобальное переустройство жизни и поиски «новой духовности» [6]. Жизнетворчество возможно в случае осознания человеком собственной значимости, силы и неудовлетворенности существующей реальностью. Это оптимистичное восприятие человека как главной ценности и как саморазвивающейся системы созвучно идеям и практике гуманной педагогики. И в этом смысле понятие «жизнетворчество» приобретает черты явления социально-педагогического, ориентированного на осознанные качественные изменения личности и окружающего её жизненного пространства.
В культурологии жизнетворчество рассматривается как феномен культуры, как особый тип культурной деятельности. Это сознательное структурирование собственного жизненного пути, реализация в своей биографии некоего выбранного канона [3]. Жизнетворчество изучается в контексте тех связей, которые возникали между вызовами эпохи и поведенческими реакциями, действиями, образующими целостный персональный мир. Особую актуальность данная проблема обретает в переходные периоды, возникающие на стыке культурных эпох. В такие периоды человек переживает кризис собственной идентичности, когда происходит осмысление и переоценка его прошлого, возможно, появляются новые ценностные ориентиры и жизненные приоритеты, углубляется процесс индивидуализации личности, поскольку человеку переходной культуры предстоит глубже понять иные социокультурные условия и принять себя в них. Поиск своего места в новом социальном мире, предполагающий погружение в собственные проблемы и выявление своих жизненных сил и возможностей в соответствии с выбранным новым каноном жизни, инициирует процесс жизнетвор-чества. С педагогических позиций этот процесс рассматривается как взросление, личностное и социальное становление человека, которое немыслимо без идеала, являющегося ориентиром в ходе развития. Данный ориентир определяет жизненные цели и планы; организация и сопровождение процесса их реализации является социально-педагогической задачей. Для педагога важно помочь человеку сформировать активную творческую позицию в отношении собственной жизни и выйти на уровень жизнетворчества.
Отечественными психологами (C.Ю. Степановым, И.Н. Семеновым, А.С. Сухоруковым и др.) в 1990-е гг. были проведены исследования форм проявления жизнетворчества в динамике смысловой системы личности. Творчество, если оно становится жизненной позицией человека, трансформирует закономерности, присущие «психическому» и «личностному», в некую целостность. Критерий жизнетворчества, естественно, может быть только интегральным. По мнению А.С. Сухорукова, жизнетворчество как «творение жизни», это творчество в трех направлениях:
-
1. Продуктивном (в результатах активности личности);
-
2. Субъективном (в развитии субъектного мира личности);
-
3. Социальном (в отражениях в жизненных мирах других людей) [7].
Именно интеграция трех направлений задает целостность творчеству личности, превращая его в жизнетворчество. Человеку, в силу его биопси-хосоциальной природы, необходимо пространство, оптимально соответствующее задачам жизнетвор-чества: неким духовно-нравственным канонам, – оптимистичное в плане перспектив самоизмене-ния, психологически безопасное, содержащее в себе различные возможности для развития личности и, что не менее важно в данном контексте, создающее ситуации свободного и ответственного выбора. Думается, что этим характеристикам в полной мере соответствует сфера неформального образования взрослых. По нашим наблюдениям, на примере деятельности Высших народных школ для взрослых, получивших широкое распространение в Скандинавских странах и ряде регионов России, именно в пространстве неформального образования взрослых все перечисленные выше аспекты жизнетворчества (предметный, субъективный, социальный) получают стимулы к развитию. Рассмотрим подробнее, как и почему это происходит.
Во-первых, уточним, что неформальное образование осуществляется в сфере досуга и предполагает добровольный, осознанный выбор человека, понимающего, зачем ему нужны эти занятия. Это образование всегда продуктивно. Каждый взрослый обучающийся, пришедший в неформальное образование, ориентирован на конкретный осязаемый результат, т.е. продукт своей деятельности. Важно, что взрослый, обучающийся здесь, не может рассчитывать на какой-либо документ, способный оказать влияние на его профессиональную деятельность, карьерный рост. В этом пространстве можно удовлетворять в основном потребности в саморазвитии. Поэтому можно утверждать, что включение человека в процесс неформального образования – это осознанный шаг навстречу собственным изменениям. Активное творчество преобразует самого человека и социальное сообщество вокруг него. Продуктами сотворчества становятся как реальные, проявляющие себя внешне результаты совместной деятельности, например, поэтические сборники, выставки, концерты, проекты, спектакли, фестивали и т.д., так и полученные новые знания, а также одухотворенное общение, возникающее в процессе неформального образования.
Во-вторых, высокая учебная мотивация, характерная для неформального образования взрослых, получает воплощение и дальнейшее развитие в личностных эффектах образовательной деятельности. Исследования, проведенные в ряде российских Высших народных школ, выявили у взрослых обучающихся положительную динамику в развитии чувства уверенности в своих силах, в успешной реализации намеченных планов. У всех слушателей школ отмечалась позитивная оценка собственного жизненного опыта и перспектив своего дальнейшего развития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с приходом в неформальное образование у респондентов наступил качественно новый этап в развитии самосознания личности, связанный с ощущением понимания и поддержки со стороны референтной группы, и стремлением к индивидуальному и совместному творчеству [5].
В-третьих, неформальное образование взрослых протекает в ситуации активного социального и андрагогического взаимодействия. Добровольчество и волонтерство – ключевые понятия, характеризующие деятельность взрослых обучающихся и их преподавателей.
В-четвертых, в неформальном образовании взрослых преподаватели и обучающиеся могут меняться ролями. Практически каждый взрослый человек, являясь носителем богатого жизненного, профессионального опыта, может поделиться своими знаниями с остальными субъектами учебной деятельности, отразившись «в жизненных мирах других людей».
Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии реальных возможностей для развития основных аспектов жизнетворчества (предметный, субъективный, социальный) в пространстве неформального образования взрослых.
Обратим внимание и на то, что в образовании взрослых ключевой категорией является опыт обучающихся. Именно опыт как знание жизни, приобретенное в процессе различной деятельности, становится фундаментом всех учебных конструкций. С помощью этого знания осуществляется определение, интерпретация жизненных ситуаций и способов действия в них. Принципиальное значение имеет то, что опыт выступает как условие и результат формирования жизненных ориентаций личности и их апробации. В пространстве неформального образования взрослых человек постоянно находится в ситуации выбора и принятия ответственных решений. Его собственный жизненный опыт обогащается и оценивается им с новых позиций.
Полагаем, что социокультурную динамику развития личности в пространстве неформального образования взрослых можно структурировать как приобретение человеком личностно и социально значимых опытов. Попытаемся их классифицировать. С учетом специфики образовательного пространства и роли, которую в нем исполняет взрослый обучающийся, можно определить три типа опыта: собственный опыт конструирования знания, опыт культурной идентификации, опыт социальной самоактуализации. Образование как составляющая процесса социокультурного развития человечества включает в себя наряду с культуро-освоением процесс интерпретации и преломления опыта предшествующих поколений в деятельности социального субъекта (П. Бергер, Г. Блумер, Дж. Мид, Т. Лукман, А. Шюц). В этой деятельности формируется опыт, адекватный требованиям современной культурной жизни. В динамичном процессе развития культуры опыт предшественников не догма, а точка отсчета. Каждое новое поколение творит культуру как сферу своей духовной жизни, тем самым определяя непрерывный процесс культуросозидания. Культуроосвоение и культуросозидание осуществляются в условиях социальных взаимодействий и определяют широкий спектр социальных ролей для их участников. Процессы культуроосвоения и культуросозидания неразрывно связаны с процессом социализации, освоения разнообразных социальных ролей. Исполнение каждой роли предполагает созидание культуры и самого себя как субъекта развития.
Неформальное образование создает условия для того, чтобы культурные процессы, преломляясь в познавательной деятельности, общении и самосознании человека, персонифицировались, а культура и социум из абстрактных категорий переходили в разряд личностных как равноценные составляющие социокультурного опыта человека.
Поскольку опыт человечества воплощен не только в результатах его духовно-практической деятельности (в его культуре), но и в характере социальных взаимодействий (П. Бергер, Г. Блумер, Л. Шюц), постольку и личностный опыт человека является результатом деятельности и продуктивного общения людей [1]. Для того, чтобы построить собственный опыт, человек проходит тот же путь – он действует и вступает в разнообразные социальные коммуникации. Социокультурный опыт человечества, опосредованный деятельностью и коммуникативными проявлениями личности, трансформируется в субъективный жизненный опыт человека. Путем установления связи с другим опытом наш опыт накапливается и обобщается: лишь так он приобретает смысл.
Думается, что эвристическую ценность в контексте наших рассуждений имеет и сопоставление обозначенных выше опытов личности, приобретаемых в пространстве неформального образования взрослых, с формами жизнетворчества, выявленными А.С. Сухоруковым [7]:
-
1. Собственный опыт конструирования знания, который, если провести параллель с гранями проявления процесса жизнетворчества, выявленными А.С. Сухоруковым, предполагает некий продуктивный уровень, обусловленный результатами активности человека. Очевидно, это созвучно нашим представлениям о продуктивности учебной деятельности в сфере неформального образования взрослых, предполагающей становление личности как субъекта познания. Взрослый обучающийся желает и может научиться совершать самостоятельные открытия в повседневной учебной практике. В образовательный процесс, как правило, включаются активные, интерактивные, дистанционные методы обучения. Во время занятий – погружений, тренингов, дискуссий, деловых и ролевых игр, круглых столов – человек учится ориентироваться в мире множества истин и формировать собственное знание о себе, обществе, жизни в целом, возможно, тогда образование и осознается им как одна из основных жизненных ценностей. При этом, как уже отмечалось выше, в неформальном образовании всегда видны реальные продукты деятельности – познавательной, художественной, коммуникативной и т. д.
-
2. Опыт культурной идентификации – это опыт соотнесения себя с миром культуры, созданной предшествующими поколениями и создаваемой современниками в будущем. В перечне форм проявления жизнетворчества, по А.С. Сухорукову, опыт соответствует субъективному уровню (развитие субъектного мира личности).
-
3. Опыт социальной самоактуализации , который, продолжая соотносить с типологией форм проявления жизнетворчества, предложенной А.С. Сухоруковым, мы узнаем в социальной форме (отражениях в жизненных мирах других людей).
Образовательное учреждение или некоммерческая общественная организация являются пространством культуры, в котором осуществляется целенаправленный процесс культуроосвоения. Это в большой мере является основной базой культурной идентификации личности, однако принципиально важно при этом преодолеть ретроспективный характер образования и создать условия для культуротворчества, чтобы взрослый человек осознал себя субъектом и в созидании собственной культуры, и в производстве социально значимых культурных ценностей. Образовательное учреждение, открывая студии, кружки, клубы по интересам, творческие мастерские, устраивая выставки, конкурсы, фестивали и т.д., способствует обретению каждым участником образовательного процесса опыта культурной идентификации, который, формируя ценностные ориентации личности, оказывает влияние и на формирование ее жизненных ориентаций, особенно на готовность к диалогическому социальному взаимодействию; на осознанный выбор сферы деятельности в плане широкой самореализации (и в профессии, и в общественной работе, и в сфере досуга).
Этот опыт тесно связан и с опытом конструирования знания, и с опытом культурной идентификации, поскольку и в том, и в другом случае осуществляются социальные интеракции, следовательно, личность получает возможность реализовать себя в качестве субъекта социальной деятельности. Но поскольку сфера социальной активности не замыкается на этих двух процессах, в образовательном пространстве необходимо создать условия для пробы сил в самых разных формах общественной деятельности. Это могут быть самоуправление, благотворительная деятельность, участие в экологическом движении, краеведении, спорте и т. д. Погружение в жизнь общества, принятие на себя ряда социальных ролей в условиях свободного, осознанного выбора, способствуют формированию определенного образа жизни и жизненных ориентаций, связанных с утверждением в обществе своей личной роли, например, ориентации на саморегуляцию своей деятельности, ответственности за собственную жизнь и жизнь общества.
Поскольку в основе опыта лежит система деятельностей, следовательно, для развития личности и определения ее жизненных ориентаций принципиальное значение будет иметь качество и направленность этих видов деятельности. Высшим критерием качества деятельности является ее субъектный, творческий характер. Субъектом деятельности личность становится тогда, когда ее активность направляется на развитие деятельности и ее выход за изначально заданные параметры. Неформальное образование взрослых априори предполагает расширение социальных и личностных горизонтов. Взрослый, избравший для себя путь непрерывного образования, выступает в этой деятельности с субъектных позиций. Он становится и субъектом собственной жизни, если начинает относиться к ней как к творчеству. Только активный человек может воспринимать жизнь как творческую задачу. В этом случае актуализируются такие этапы творческой деятель- ности, как рефлексия, прогноз, целеполагание, конструирование (Д.Б. Богоявленская) [2]. Опыт такого рода деятельности есть у каждого человека как социального существа. Развиваясь в условиях определенного социума, человек в течение всей жизни конструирует себя в соответствии с общественными требованиями или вопреки им.
Высокая миссия неформального образования, очевидно, заключается в том, чтобы создать условия для становления личности взрослого обучающегося как субъекта жизнетворчества. Солидаризируясь с А.С. Сухоруковым, мы анализируем жизнетворчество как целостный процесс, принимаем три ключевых критерия, определяющих процесс жизнетворчества личности. Действительно, это сложное интегративное явление проявляет себя и в продуктивном , и в субъективном , и в социальном планах. Социокультурную динамику развития личности в процессе неформального образования взрослых можно структурировать как приобретение человеком личностно и социально значимых опытов. При этом мы обращаем внимание на то, что ключевым механизмом данного процесса является обретение жизненного опыта в ходе разнообразных социокультурных интеракций, в основе которых лежит совместная учебная и общественная деятельность. Важно, чтобы она имела продуктивный, творческий характер. Личность, усвоив роль субъекта продуктивной творческой деятельности, роль социального субъекта, вероятно, сможет возвыситься и до роли субъекта жизнетворчества.
Список литературы Жизнетворчество как феномен, реализующийся в неформальном образовании взрослых
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества//Вопросы психологии. 1999. № 2.
- Бычкова Е.А. Жизнетворчество как феномен культуры декаданса на рубеже XIX -XX веков [Электронный ресурс]: http://www.disszakaz.com/catalog/zhiznetvorchestvo_kak_fenomen_kulturi_dekadansa_na_rubezhe_xix_xx_vekov.html
- Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: СПб АППО, 2008. 155 с.
- Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики. Коллективная монография/под ред. Н.П. Литвиновой, О.В. Гординой. Иркутск, СПб.: ВСГАО, 2009.
- Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия интеллигенции: дис.. канд. философ. наук. 09.00.01. Новосибирск, 2003.
- Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: дис.. канд. психол. наук. М., 1997.