Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий

Бесплатный доступ

Цель статьи - определить те признаки, которые объединяют три современных российских издания («Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб») в новый тип. Рассматриваются сходства в концепции, жанровом своеобразии, структуре изданий, целевой аудитории.

Тип издания, журнал

Короткий адрес: https://sciup.org/14975308

IDR: 14975308

Текст научной статьи Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий

В течение 2007–2010 годов на российском медиарынке появилось и заявило о себе несколько периодических изданий, принципиально новых для отечественной журналистики как формально, так и содержательно. К их числу можно отнести такие журналы, как «Русская жизнь» (выходил в 2007–2009 годах каждые две недели), «Русский пионер» (выпускается с февраля 2008 года раз в два месяца) и «Сноб» (существует с октября 2008 года, выходит 10 номеров в год).

Журнал «Русская жизнь» выходил с апреля 2007 года по июнь 2009 года. Объем составлял 112 страниц, тираж – 30 тысяч экземпляров. Учредителем являлся ООО Издательский дом «Ключ-С», председателем редакционного совета – Николай Левичев, представитель руководства партии «Справедливая Россия». Главный редактор – Дмитрий Ольшанский, известный журналист и блоггер. Среди постоянных авторов – писатели Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Михаил Харитонов, публицисты Евгения Долгинова, Аркадий Ипполитов, Олег Кашин, Евгения Пищикова, критики Денис Горелов, Максим Семеляк и другие.

Журнал «Сноб» выходит с октября 2008 года как один из проектов издательской группы «Живи», существующей на средства президента частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова. Объем варьируется от 160 до 312 полос. Тираж – 90 тысяч экземпляров, из них 40 тысяч распространяются за рубежом. Авторами концепции журнала на его сайте названы основатель «Коммерсанта» Владимир Яковлев, первый главный редактор русского «Rolling Stone» Сергей Ефременко, автор книги о предпринимателе Евгении Чичваркине Максим Котин, журналист Наталья Геворкян, арт-директор Илья Баранов, арт-директор американского «GQ» Антон Юхновец. Главным редактором на протяжении трех лет существования журнала являлся Владимир Яковлев, однако с 2010 года он выполнял в основном представительские функции и функцию куратора. Непосредственно редакторские обязанности лежат на публицисте Марии Гессен (ответственная за текущие номера и сайт snob.ru) и Сергее Николаевиче (ответственный за литературные номера и публикации). В январе 2012 года руководителем проекта «Сноб» назначен бывший главный редактор журнала «GQ» Николай Усков, должность главного редактора окончательно перешла к Сергею Николаевичу.

Среди авторов «Сноба» – известные публицисты и писатели: Максим Кантор, Алек- сандр Гаррос, Линор Горалик; свои художественные и художественно-публицистические произведения на страницах издания размещали Даниил Гранин, Борис Стругацкий, Виктор Пелевин, Людмила Петрушевская, Леонид Юзефович, Михаил Шишкин, Александр Кабаков, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Ольга Славникова, Борис Акунин и многие другие современные отечественные писатели. Кроме того, эксклюзивный материал для «Сноба» предоставляют и именитые зарубежные авторы: Эльфрида Елинек, Тонино Гуэрра, Майкл Каннингем, Альберт Санчес Пинь-оль и другие.

Журнал «Русский пионер» издается с февраля 2008 года, объем 168 страниц, тираж 40 тысяч экземпляров. Издание также входит в медиа-группу «Живи». Главным редактором издания является журналист Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты «Коммерсант» и представитель кремлевского пула. Среди постоянных авторов – не только публицисты и писатели, но и актеры, бизнесмены и представители российского бомонда: Евгений Гришковец, Иван Охлобыстин, Тина Канделаки, Михаил Ефремов, Михаил Прохоров.

Три перечисленных издания, несмотря на ряд существенных отличий, имеют и черты сходства, которые представляются нам достаточными для объединения их в один тип.

Важнейшая особенность, объединяющая «Русскую жизнь», «Русского пионера» и «Сноба», заключается в том, что в основе концепций каждого из этих изданий лежит определенный концептуальный паттерн, или миф, который объективируется на их страницах. Публикации в каждом из этих журналов объединяются не общими идеями или политическими воззрениями – напротив, право высказаться получают сторонники подчас полярных взглядов, – а неким дискурсивным гештальтом, который конкретизируется и реконструируется из номера в номер. Можно говорить и о наличии общего вектора идей как в каждом отдельном издании, так и у трех журналов в совокупности.

Концепция «Русского пионера» заключается в создании образа «первопроходца», современный мир рассматривается глазами представителя нынешней российской интел- лектуальной элиты, какой ее понимает редакция. Эти «первопроходцы», эта элита получает в данном издании право выносить суждения морального характера, расставляя акценты на том, что является правильным или неправильным в сегодняшней России. Стоит отметить, что элита является самоназванной, то есть принадлежность человека к элите на страницах «Русского пионера» определяется степенью известности и «включенности» в определенные круги, а не его заслугами перед обществом. Из-за этого подчас авторам данного издания оказывается нечего сказать, и они лишь «травят байки» о своих приключениях на алкогольном и любовном фронтах, не поднимаясь до уровня какого-либо осмысления действительности. Исключение составляют публикации опытных литераторов, например, Евгения Гришковца, но они выглядят на общем фоне исключением.

Единый вектор всех публикаций в «Русском пионере» – поиск идеи, объединяющей современную российскую элиту в понимании самой этой элиты. Миф о русском человеке как «первопроходце» – центральный паттерн в публикациях данного издания.

«Сноб» исходит из постулата о существовании широкой прослойки «global russians» – людей, говорящих на разных языках и живущих в разных странах, являющихся полноценными членами глобальной культуры, но думающих по-русски. В связи с этим все проблемы, в том числе сугубо российские, помещаются в мировой культурный контекст, а преимущественное внимание на страницах журнала уделяется ценностям, которые являются или могли бы являться общими для этой неоднородной целевой аудитории.

С этим связан и выход тематических номеров: например, номер за декабрь 2010 – январь 2011 года был полностью посвящен проблеме взаимоотношений детей и отцов. На страницах этого литературного выпуска известные писатели и публицисты с разных сторон исследовали данную проблему, использовав как сугубо художественные жанры (рассказ, повесть), так и документальные (воспоминания, очерки).

Сам факт выбора данной проблемы говорит о том, что «Сноб» пытается найти некую общую идею, которая могла бы объеди- нить «думающих по-русски» в России и за рубежом. Идея отцовства как общечеловеческой ценности представляется редакции одним из возможных вариантов: практически в каждом материале, опубликованном в данном номере, отцы предстают как свидетели мировой истории, и это ложится в основу единения совершенно разных, казалось бы, людей. «Может быть, номер об отцах задумывался как семейный, но отцы, особенно советские, неизбежно представленные здесь, больше связаны с историей, чем с семьей», – отмечает критик Валерия Пустовая [3, с. 86].

Подчеркивая сходства и принципиальное различие между двумя журналами медиа-группы «Живи», Валерия Пустовая также заметила: «Пока отечественные писатели представляют из себя элиту, печатаясь в... “Снобе”, элита представляет себя писателями, печатаясь в “Русском пионере”» [там же, с. 87]. Это замечание имеет большое значение для понимания концепции, лежащей в основе двух изданий. И «Сноб», и «Русский пионер» стремятся к тому, чтобы мыслящие люди, обеспокоенные будущим страны и нации, получили возможность высказаться и реально повлиять на происходящие среди россиян и русских процессы. Но «Сноб» приглашает для этого людей, которые из числа реально принимающих решения исключены, то есть как бы дает им право что-то сказать, заявить о себе, надеясь на то, что качественный журнал с высокоинтеллектуальными текстами будет прочитан и теми, кто влияет на развитие государства. В то же время «Русский пионер» концентрируется на демонстрации точек зрения тех, кто уже участвует в управлении страной, способен благодаря своему богатству или влиянию что-то изменить. Неслучайно хозяин медиа-группы «Живи» Михаил Прохоров на страницах «Сноба» появляется в качестве героя интервью (№ 10, октябрь 2010 года), а в «Русском пионере» – в качестве колумниста (№ 6, декабрь 2010 – январь 2011 года). Более того, в своей колонке он подчеркивает указанную нами особенность концепции журнала «Русский пионер»: «Журнальчик... продолжает советскую посткаэспэшную традицию техническо-инженерной интеллигенции заниматься всем, чем угодно (чтобы слыть культурным человеком), лишь бы не своим профессиональным делом» [2, с. 128].

Таким образом, получается, что «Сноб» и «Русский пионер» дополняют друг друга, показывая две стороны одной медали.

Образ «русской жизни» в одноименном журнале проявляется в рассмотрении всех проблем в историческом контексте: авторы находят параллели современным ситуациям в прошлом и всегда говорят о дне сегодняшнем как о прямом наследнике дня вчерашнего, указывая на гомеоморфность русского бытия, вне зависимости от социального и политического строя. Мир исследуется здесь с архетипической позиции «маленького человека».

Как и для «Русского пионера» и «Сноба», для «Русской жизни» характерно тяготение к крупной форме и литературности. В этих трех журналах отсутствует прямой отклик на текущие события: они либо переосмысливаются и подаются в связи с какими-то «вечными» реалиями, либо накапливаются и затем предстают в форме обозрения. Для каждого из изданий характерно полное отсутствие информационных жанров и тяготение к эссеи-стике и даже эго-прозе [(псевдо)мемуарным текстам]. «Объединяют и поддерживают друг друга не только мотивы, но и реальный – или имитированный – “автобиографизм” большинства текстов. То, что уже получило в литературоведении терминологическое определение “эго-прозы”», – пишет о «Снобе» критик Наталья Иванова [1, с. 74]. В той же мере ее наблюдения справедливы и по отношению к «Русской жизни».

На страницах «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» представлена богатая интертекстуальными элементами, эмоционально насыщенная авторская журналистика.

Другая значительная черта, объединяющая указанные издания, – регулярный выпуск тематических номеров, где все материалы связаны единым мотивом. В «Русской жизни» и «Русском пионере» все номера являются тематическими, в «Снобе» тема прямо обозначается только в отдельных выпусках, но угадывается и в остальных номерах. Тема всегда выбирается предельно широкая: так, выходили тематические номера «Русской жизни» с названиями «Русский бог», «Интеллигенция», «Гражданская война», «Понаехавшие», «Россия и Европа», номера «Русского пионера» под названием «Сказка», «Обида»,

«Игра». Можно отметить также пересечения тем: «Грехи» («РЖ») и «Зависть» («РП»), «Пьянство» (оба издания), «Секс» (оба издания). Тема раскрывается с разных сторон, в разных жанрах, по разным принципам – но сама идея объединения материалов в рамках одного номера является незыблемой для «Русской жизни» и «Русского пионера».

Несколько иначе дело обстоит в «Снобе»: здесь тематическими являются, как правило, литературные номера, выходящие в июле – августе и декабре – январе. Они носили названия «Пляжный номер», «Снежный номер», «Все о моем отце». Однако тот факт, что «классические» номера «Сноба» обычно не являются тематическими, обусловлен тем, что само издание в целом концентрируется лишь на нескольких основных темах (точнее, блоках тем), которые и ведет из номера в номер. То есть, каждый выпуск «Сноба» в большой мере похож на предыдущий – не только по структуре, но и по содержанию. Тематическое единство, присущее каждому отдельному номеру «Русской жизни» и «Русского пионера», в данном издании экстраполируется на все номера. Хотя и среди стандартных выпусков встречаются тематические: например, майский номер 2010 года был полностью посвящен Второй мировой войне, а майский номер 2011 года – теме «1991-й год 20 лет спустя».

«Сноб» и «Русский пионер», помимо непосредственно выпуска журнала, занимаются организацией медийных и культурных мероприятий, активно продвигают сайт в Интернете, причем на сайте доступно гораздо больше материала, чем в бумажной версии. По сути, они тяготеют к кросс-медиа. «Под кросс-медиа понимается процесс единоразового изготовления и редактирования текстов и изображений с последующим размещением в формате того или иного медиа. Посредством же объединения электронных медиа (например, Интернет) с печатными сокращаются затраты на их производство и обработку, и одновременно достигается гармоничность и упорядоченность хранения данных. Данные, становясь легко конвертируемыми, без проблем преодолевают межмедийные границы. Печатные и электронные СМИ вступают во взаимодействие» [4]. Более того, и «Сноб», и «Русский пионер» представляют собой нечто большее, чем кросс-медиа в традиционном понимании, они позиционируют себя как закрытый клуб, ориентированный на очень узкую прослойку людей. «Русская жизнь» также предпринимала попытки подать себя таким образом.

Журналы «Русская жизнь», «Сноб» и «Русский пионер» нельзя отнести ни к одному из уже существующих типов изданий. Хотя они и имеют общие черты с мужскими глянцевыми журналами, «журналами историй», познавательно-развлекательными изданиями, интеллектуальными досуговыми изданиями, «толстыми» журналами и научными интеллектуальными издания, с каждым из них имеются принципиальные различия.

Можно выделить ряд основных черт, отличающих рассматриваемые издания от других.

Во-первых, в основе концепции каждого из изданий лежит тот или иной миф, который объективируется на страницах журнала из номера в номер, наполняется новым содержанием и дополняется.

Во-вторых, «Русской жизни», «Снобу» и «Русскому пионеру» свойственно рассмотрение проблем в историческом контексте, неразрывное восприятие истории.

В-третьих, всем жанрам, представленным на страницах данных изданий, свойственна высокая степень эссеизации, многие тексты являются автобиографическими или выдают себя за таковые. Жанр эссе занимает центральное место в каждом издании.

В-четвертых, большинство номеров «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» являются тематическими, и тема подчиняет себе все публикации. Тема влияет на структуру издания, выступает в роли стержня.

В-пятых, целевой аудиторией «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» являются представители гуманитарной интеллигенции и элиты (самопровозглашенной или реально влияющей на принятие решений на высоком уровне и являющейся авторитетом в широких кругах).

В-шестых, «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб» подвержены тенденции превращаться в кросс-медиа, объединяя печатное издание и полностью интерактивный интернет-портал, где представлена информация в разных форматах: аудио, видео, текст. Они позиционируют себя как клубный продукт закрытого типа, предоставляя вступившим в этот клуб дополнительные возможности.

В-седьмых, информационные жанры на страницах «Русской жизни», «Русского пионера» и «Сноба» сведены к минимуму. Факт всегда является лишь отправной точкой для авторских размышлений и фантазий, он не самодостаточен. Даже наиболее личные, авторские публикации в русских интеллектуальных журналах преследуют цель выйти на уровень обобщений, открыть и раскрыть какую-либо социально-экономическую, политическую или социокультурную проблему.

Представляется возможным выделить «Русскую жизнь», «Русский пионер» и «Сноб» в новый тип изданий, который на настоящий момент только начинает развиваться и находится в процессе становления, то тем не менее уже доказал свою жизнеспособность. Ус- ловно его можно назвать «русским интеллектуальным журналом».

Список литературы Журналы «Русская жизнь», «Русский пионер» и «Сноб»: предпосылки к выделению нового типа периодических изданий

  • Иванова, Н. Дорогое удовольствие/Н. Иванова//Знамя. -2010. -№ 11. -С. 74-75.
  • Прохоров, М. Нам Сказки строить и жить помогают/М. Прохоров//Русский пионер. -2010-2011. -№ 6. -С. 128.
  • Пустовая, В. Снобы скопом («Сноб»: Все о моем отце; «Русский пионер»: Сказки)/В. Пустовая//Октябрь. -2011. -№ 4. -С. 86-88.
  • Weyler, Kerstin. Online-Journalismus. Ein nderer Journalismus?/Kerstin Weyler, Robert Ingo aurer. -Electronic text data. -Mode of access: http://ww.mediasprut.ru/jour/beitraege/d-webjour.shtml#91. -itle from screen.
Статья научная