Зимняя орнитофауна Архангельска
Автор: Андреев В.А.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 207 т.11, 2002 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140149547
IDR: 140149547
Текст статьи Зимняя орнитофауна Архангельска
Урбанизированные ландшафты, занимающие всё большие площади, играют большую роль в жизни птиц, зимующих в районе гнездования. К переживанию суровых зимних условий приспособлены не все виды птиц. Однако те, что зимуют в городе, успешно используют такие благоприятные городские условия, как увеличение светлого времени суток за счёт искусственного освещения, тёплые чердаки и другие сооружения, множество пищевых отходов и т.д. Благодаря этому птицы увеличивают период суточной активности, проводят ночи в тепле, используют новые источники пищи, лучше выживают и значительно раньше приступают к размножению и успевают выкормить больше выводков, чем в естественных условиях.
Численность и плотность населения перезимовавших птиц — важные показатели для оценки состояния популяций перед началом гнездования. Поэтому основной задачей данной работы стали определение плотности населения зимующих птиц в городе Архангельске по результатам маршрутных учётов, проводимым в наиболее застроенной и заселённой людьми цен-
Динамика численности основных зимующих птиц в застроенной части города Архангельска
По моим наблюдениям, ведущимся с 1981 года, зимняя орнитофауна Архангельска включает 56 видов. Однако наиболее регулярно встречающимися и масовыми зимой в городе являются 20-22 вида. Как видно из материалов, представленных в таблице, 95.5-97.8% зимнего населения птиц в городе составляют 4 доминирующих вида: серая ворона Corvus cornix (32.951.9%), домовый воробей Passer domesticus (18.8-26.5%), большая синица Pants major (15.4-21.6%) и сизый голубь Columba livia (9.0-21.7%). Абсолютным доминантом является серая ворона. В пересчёте на всю площадь застроенной части города суммарную численность зимней городской популяции серых ворон можно оценить в среднем в 52.6 тыс. особей, максимум — в 75 тыс. Ещё три вида: полевого воробья Passer montanus, снегиря Pyrrhula pyrrhula и галку Corvus monedula,— можно отнести к субдоминантам. Остальные виды — второстепенные и, видимо, не играющие заметной роли в городских экосистемах, хотя они находят в городе достаточное для успешного перезимовывания количество пищи: плоды рябины и других растений (Bombicilla garrulus и др.), семена сорняков на пустырях (Carduelis carduelis, С. spinus, С. chloris, С. flammea и др.), пищевые отходы (Corvus frugilegus, С. corax, Pica pica и др.), позвоночных животных (Accipiter gentilis, Strix uralensis и др.). К очень редко зимующим или единично залётным в зимний период видам следует отнести крякву Anas platyrhynchos, беркута
Aquila chrysaetos, зимняка Buteo lagopus, люрика Alle alle, сизую Larus canus, белую Pagophila eburnea и озёрную Larus ridibundus чаек, белую сову Nyctea scandiaca, оляпку Cinclus cinclus, хохлатую синицу Pams cristatus, московку P. ater, щура Pinicola enucleator, кедровку Nucifraga caryocatactes. Птицы ещё 26 неназванных видов из отрядов Galliformes, Strigiformes, Piciformes и Passeriformes встречаются зимой в границах города редко и не ежегодно.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 207: 1172-1173
Некоторые особенности поведения животных в лесопарках Москвы
Второе издание. Первая публикация в 1977*
Наши наблюдения касаются изменений поведения среди птиц и млекопитающих Лесной опытной дачи Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Площадь этого леса составляет 248 га и он является одним из наиболее посещаемых лесопарков города.
В 1960-х годах и ранее обычные здесь большие пёстрые дятлы Dend-rocopos major гнездились почти исключительно в липах (осины в этом лесу очень мало) и дупла их располагались не выше 3-4 м. Частое (до 50%) разорение этих гнёзд детьми привело к тому, что дятлы за короткий срок (менее 10 лет) перешли к гнездованию в дубах среднего возраста (к этому времени большая часть дубов имела сердцевинную гниль) и увеличила высоту расположения дупел до 7-15 м. В 1971 г. семь, а в 1972 г. восемь найденных дупел большого пёстрого дятла были выдолблены в дубах и только одно — в липе. Оперяющиеся птенцы дятлов обычно беспрерывно верещат в дуплах. В Тимирязевском лесу в двух дуплах, расположенных вблизи оживлённой дороги, оперяющиеся птенцы D. major подавали голос только при подлёте взрослых птиц, которые тоже были очень осторожны.
Намного выше обычного стали устраивать свои гнёзда дрозды рябинники Turdus pilaris и белобровики Т. iliacus, численность которых в последние годы увеличивается. Численность чёрного Т. merula и певчего Т. philomelos дроздов, наоборот, резко снизилась в основном из-за массового разорения их гнёзд людьми, кошками, собаками, врановыми птицами и, особенно, белками Sciurus vulgaris.
Летом белки в массе разоряют гнёзда птиц, главным образом скворца Sturnus vulgaris, зяблика Fringilla coelebs и дроздов, причём меньше других