Змея и ее образ в шаманизме хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

В статье впервые на основе архивных и литературных этнографических источников анализируются место и роль змеи и ее образа в шаманизме хакасов. В ходе исследования делается вывод о большой значимости указанной рептилии в мифо-ритуальном комплексе хакасских шаманов. Она выступала в качестве одного из важнейших духов-помощников шамана, оказывающих ему существенную помощь в его мистериях, особенно в процессе путешествия в Нижний мир. В связи с чем ее символическое изображение было широко представлено в шаманской атрибутике - костюме и бубне. В ритуальном облачении кама змея имела свое знаковое оформление в виде специализированных длинных лент - сызым, а также раковин каури - чылацмас. Рассматриваемый представитель пресмыкающихся являлся одной из самых распространенных сакральных фигур, изображаемых на бубне.

Еще

Хакасы, традиционное мировоззрение, шаманизм, обряд, змея, ритуальная атрибутика, символ

Короткий адрес: https://sciup.org/145145544

IDR: 145145544   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2018.24.394-397

Список литературы Змея и ее образ в шаманизме хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Бурнаков В.А. Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2011. – № 1. – С. 107–114.
  • Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2006. – 254 с.
  • Вода, горы и лес по воззрениям турецких племен Алтайско-Саянского нагорья // Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. – СПб.: МАЭ РАН, 2012. – С. 131–188.
  • Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. – СПб.: [Тип. Вейтбрехта и Шнора], 1777. – Ч. III: Самоядские, манджурские и восточные сибирские народы.– 130 с.
  • Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII – первая четверть XX в.). – Л.: Наука, 1979. – 195 с.
  • Катанов Н. (священник). Шаманский бубен и его значение // Енисейские епархиальные ведомости. – 1889. – № 6. – С. 112–114.
  • Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. – Казань: [Тип.-лит. Имп. Казан. ун-та, 1897. – 104 с.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). – СПб., 1907. – Т. 9. – 640 с.
  • Клеменц Д.А. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Зап. Вост.-Сиб. отд. Имп. Рус. геогр. об-ва, 1890. – Т. II, вып. 2. – С. 25–35.
  • Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. – 1026 c.
  • Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций // Материальная культура и мифология. – Л.: Наука, 1981. – С. 125–137. – (Сб. МАЭ; т. XXXVI).
  • Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.
  • Шаманство и шаманы // Нива. – 1871. – № 4. – С. 58–62.
  • Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. – Минусинск: [Тип. В.И. Корнакова], 1900. – 212 с. – (Описание Минусинского музея, вып. 4).
Еще
Статья научная