Значение духовных ценностей в формировании общероссийской национальной идентичности
Автор: Шамин Сергей Анатольевич
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 4 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется сложившийся в постсоветской России кризис идентичности, выявляются его причины и выделяются три взаимообусловленных уровня кризиса: личностный, межличностный и социальный. Политические, экономические, культурные и прочие преобразования, происходящие в нашей стране после распада СССР, привели к ситуации общей социальной нестабильности. Социальная реальность, в которую встроен современный россиянин, изменчива, и предлагает множество взаимоисключающих моделей поведения. В сложившейся ситуации формирование глубокой социальной идентичности чрезвычайно затруднено. Формирующиеся идентичности нестабильны и не обеспечивают причастности к общему культурно-историческому процессу. Также создается благоприятная почва для искусственного конструирования ложных социальных идентичностей, неспособных интегрировать субъекта в реальную систему общественных взаимоотношений. Невозможность соотнесения себя с крепкой социальной общностью препятствует нормальному развитию отдельной личности и становлению необходимых для формирования здорового общества межличностных взаимоотношений. Согласно результатам исследований, проведенных в рамках современной социологии, философии и политологии, для противодействия нарастанию кризиса необходимо формирование общероссийской гражданской нации, способной консолидировать общество. Исторический опыт нашего государства позволяет убедиться в тщетности попыток создания единой общности на началах, внешних по отношению к духовному миру человека. В данной статье предлагается личностный подход к пониманию нации, сформированный в рамках христианской философии. На современном этапе развития науки ценность данного подхода в его универсальности, позволяющей объединить преимущества классических способов описания феномена нации. Личностный подход предлагает рассматривать нацию как коллективную одухотворенную личность, что позволяет реализовать в обществе систему крепких духовных связей. При этом создается возможность для смены эгоистических моделей поведения, наполняющих современное атомизированное российское общество идеалами, имеющими в своей основе сверхличностные ценности. В итоге делается вывод о необходимости наполнения понятия «нация» духовным содержанием, что приведет к разрешению кризиса в его личностном и социальном аспекте.
Социальная идентичность, кризис идентичности, гражданская нация, патриотизм, личностный подход, духовные ценности
Короткий адрес: https://sciup.org/14975005
IDR: 14975005 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.4.13
Список литературы Значение духовных ценностей в формировании общероссийской национальной идентичности
- Бубер, М. Два образа веры/М. Бубер. -М.: Республика, 1995. -464 с.
- Булгаков, С. Н. Размышление о национальности/С. Н. Булгаков//С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество. -М.: Рус. кн., 1992. -С. 173-209.
- Жижек, С. Возвышенный субъект идеологии/С. Жижек. -М.: Худож. журн., 1999. -236 с.
- Кара-Мурза, С. Г. Нациестроительство в современной России/С. Г. Кара-Мурза, О. В. Куропаткина. -М.: Алгоритм: Научный эксперт, 2014. -408 с.
- Постановление Правительства РФ от 16 февр. 2001 г. № 122 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг."».
- Смит, Э. Национализм и модернизм/Э. Смит. -М.: Праксис, 2004. -466 с.
- Тишков, В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания/В. А. Тишков. -М.: Наука, 2013. -649 с.
- Указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность/Ю. Хабермас. -М.: Наука, 1995. -176 с.