Значение гепцидина при железодефицитной анемии
Автор: Никитин Е.Н.
Журнал: Вестник гематологии @bulletin-of-hematology
Статья в выпуске: 2 т.18, 2022 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/170195287
IDR: 170195287
Текст статьи Значение гепцидина при железодефицитной анемии
Е. Н. Никитин
ЗНАЧЕНИЕ ГЕПЦИДИНА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения России», г. Ижевск
Введение . Продукция гепцидина контролируется железом, но механизмы регуляции во многом остаются противоречивыми.
Цель . Оценка содержания гепцидина в крови больных железодефицитной анемией (ЖДА) и его взаимосвязей с эритропоэтином и параметрами обмена железа.
Материалы и методы . Наблюдались 33 больных ЖДА (25 женщин и 8 мужчин) в возрасте 47,74±2,23 года. Показатели периферической крови исследовались с помощью гематологического анализатора. Концентрации в сыворотке крови гепци-дина, ферритина (СФ), эритропоэтина (ЭПО), В12 исследовались иммуноферментным методом с использованием стандартных тест-систем, соответственно, DRG Hepcidin-25 (bioactive) ELISA (Германия), Ferritin EIA (VEDA.LAB., Франция), Biomerica EPO ELISA (США). Определение концентрации сывороточного железа (СЖ), общей железосвязывающей способности сыворотки крови (ОЖСС) с вычислением коэффициента насыщения трансферрина железом (КНТ) проводилось наборами реактивов IRON liquicolor, TIBC (Human, Germany). Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием программы Statistica 6.1.
Результаты. У больных до лечения наблюдалось снижение в крови уровня гемоглобина (HGB), СЖ, КНТ, СФ и повышение ОЖСС. Содержание гепцидина также было снижено (0,80±0,15 нг/мл при норме 1,90±0,45 нг/мл). Выявлено повышение концентрации ЭПО до 78,24±7,47 МЕ/л с колебаниями в пределах от 11,68 до 186,5 МЕ/л (при норме 0,57–10,11 МЕ/л, р<0,001). Между HGB в крови и ЭПО прослеживалась тесная обратная связь (ρ=-0,80, р<0,002), что свидетельствует о развитии гемической гипоксии в организме и об адекватном степени анемии повышении продукции ЭПО. В то же время обнаруживалась тесная обратная взаимосвязь гепцидина с содержанием ЭПО (ρ=-0,96, р=0,001), указывающая на регулирующую роль анемической гипоксии и эритропоэтической активности костного мозга над синтезом гепцидина. Повышенные уровни ЭПО стимулировали эритропоэз, повышая потребности последнего в железе и гемопоэтических витаминах. На это указывали возрастание транспортного потенциала циркулирующей крови (ОЖСС) по переносу железа трансферрином к эритроидным клеткам костного мозга для синтеза HGB и мобилизация витамина В12 для обеспечения в них синтеза ДНК. Содержание этого витамина в крови было снижено и составило 148,2±20,72 пмоль/л при норме 329,56±48,47 пмоль/л, р<0,05. Между гепцидином и СФ выявлена положительная зависимость (ρ=0,626, р=0,05, а между гепцидином и ОЖСС – отрицательная (ρ=-0,545, р<0,047), объясняющие влияние запасов железа и повышенных потребностей эритропоэза в железе на продукцию гепцидина в печени. В результате лечения больных ЖДА препаратами железа восстановились показатели гемограммы и феррокинетики, исчезли клинические проявления анемии (гемической гипоксии). Это сопровождалось нормализацией уровней гепцидина и ЭПО в крови.
Выводы : 1. Железодефицитная анемия приводит к уменьшению продукции гепцидина для обеспечения повышенных потребностей эритрона в железе. 2. Продукция гепцидина в печени контролируется запасами железа в организме, анемической гипоксией и повышенной эритропоэтической активностью костного мозга. 3. Курсовое лечение больных ЖДА препаратами железа сопровождается исчезновением клинических симптомов анемии, восстановлением показателей красной крови и обмена железа параллельно с нормализацией продукции эритропоэтина и гепцидина.