Значение криминалистической характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого для проведения проверки показаний на месте
Автор: Варфоломеев Роман Андреевич
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность
Статья в выпуске: 4 (58), 2019 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье рассматривается вопрос влияния характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого на порядок подготовки и проведения проверки показаний на месте. На примере отдельных составляющих социально-демографических, нравственно-психологических и биологических свойств, а также на основе эмпирических данных обосновывается значение криминалистической характеристики личности для успешного производства проверки показаний на месте. Исследуется роль состава семьи, социального положения и социальных взглядов ее членов в формировании психологических особенностей подростков, установлена зависимость социально-демографических свойств личности и специфики поведения несовершеннолетнего подозреваемого в ходе следственного действия. Отмечено влияние нравственно-психологической характеристики личности на порядок подготовки и проведения проверки показаний на месте. В рамках рассмотрения значения биологических свойств личности особое внимание обращается на состояние психического здоровья.
Криминалистика, следственное действие, проверка показаний на месте, характеристика личности, несовершеннолетний подозреваемый, криминалистическая тактика
Короткий адрес: https://sciup.org/142234024
IDR: 142234024
Текст научной статьи Значение криминалистической характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого для проведения проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте – это специфическое следственное действие, реализовать весь потенциал которого невозможно без планомерного изучения личности основного его участника – лица, чьи показания проверяются. Особенно актуализируется этот вопрос при проведении проверки показаний несовершеннолетнего подозреваемого. Связано это, на наш взгляд, с психологической незрелостью подростка, которая может проявляться в неадекватности реакций, выражающихся, как отмечает Т.А. Шилова, в эмоциональной неустойчивости, заторможенности, замкнутости, обидчивости, негативизме и упрямстве [12, с. 86]. Более того, сам факт участия несовершеннолетнего в следственном действии может вызывать для него стрессовое состояние. В результате проведенного интервьюирования мы выяснили, что большинство следователей в ходе проверки показаний на месте отмечают у несовершеннолетних подозреваемых явные признаки проявления тревоги: изменение цвета кожи лица, повышенное потоотделение, суетливость, дрожь голоса. Описанные факты свидетельствуют об увеличении вероятности возникновения неблагоприятной ситуации в ходе производства указанного следственного действия. Основная задача следователя при таких обстоятельствах – на основании характерных черт личности несовершеннолетнего, установить психологический контакт и создать максимально комфортные условия при производстве проверки показаний.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных факторов, подтверждающих необходимость обязательного изучения криминалистической характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого – участника проверки показаний на месте, необходимо определиться с понятием данной категории. В научной литературе имеются различные его интерпретации. Так, Р.Л. Ахмедшин под криминалистической характеристикой личности преступника понимает «систему данных о лице, совершившем преступление, которые способствуют его поиску и изобличению» [4, с. 82]. Основываясь на анализе понятия криминалистического изучения личности, данного Н.П. Яблоковым, можно определить характеристику личности подозреваемого как систему криминалистически значимой информации, включающей в себя сведения о присущих ему анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики [13, с. 171-172].
Исследование личности несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою структуру. На наш взгляд наиболее рациональной является разработка И.А. Макаренко, которая предлагает изучать социально-демографические, нравственно-психологические признаки и биологические свойства личности [9, с. 8-9].
Различие социально-демографических свойств личности оказывает существенное влияние на выбор тактических приемов проверки показаний на месте. Учитывая, что первичной ступенью социализации ребенка является семья, его поведение во многом зависит от существующих в ней условий. Ученые отмечают, что воспитание подростка в неполной семье способствует появлению ряда психологических особенностей: низкая успеваемость, склонность к невротическим нарушениям, негативное отношение к родителям [8, с. 70]. Это накладывает определенный отпечаток на процесс подготовки к следственному действию, оценки данных показаний и продемонстрированных действий. К примеру, негативное отношение к родителям нужно учитывать при подборе участников проверки показаний на месте, так как в их присутствии несовершеннолетний может некорректно себя вести; склонность к невротическим расстройствам подлежит учету при оценке хода и результатов следственного действия, в связи с тем, что проявление таких нарушений можно принять за признаки дачи ложных показаний (например, несогласованность вербальных и невербальных проявлений коммуникации). Кроме того, для успешного проведения следственного действия, с участием несовершеннолетнего подозреваемого, необходимо выяснить социальное положение и род занятий его родителей или лиц, с которыми он проживает. Ученые утверждают, что замедлению умственного развития ребенка способствует низкий социально-экономический статус [5, с. 40]. Умственное развитие, в свою очередь, имеет прямую взаимосвязь с возможностью выражать свои мысли и контролировать поведение.
Также выяснению подлежат социальные взгляды членов семьи подростка. Как справедливо указывает А.А. Реан, «асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться посредством механизма научения и подражания, если такие ценности и нормы являются доминирующими в семье» [11, с. 108]. Соответственно, от несовершеннолетнего, воспитываемого в семье, где царят антисоциальные установки, где прослеживается крайне негативное отношение к правоохранительным органам, к правопорядку - не стоит ждать положительного отношения и активного сотрудничества со следствием.
Весьма существенна роль нравственно-психологической характеристики подозреваемого. Рассмотреть ее предлагаем на примере направленности личности подростка, так как, по верному замечанию М.Н. Григорьевой, она выступает важнейшим элементом, определяющим жизненную позицию человека, социальную и нравственную ценность личности [7, с. 128]. Изучение данного вопроса предполагает выделение определенных типов несовершеннолетних преступников. Наиболее подходящей для целей исследования тактических особенностей производства проверки показаний на месте является классификация, предложенная И.А. Макаренко, которая включает в себя следующие типы: положительно-ситуативный, ситуативный, ситуативно-криминогенный, последовательно-криминогенный [10, с. 85].
Положительно-ситуативный представляет собой тип несовершеннолетних, имеющих положительную характеристику и отсутствие негативных фактов в биографии до момента совершения преступления. В результате анализа эмпирического материала мы выяснили, что такие личности стараются сотрудничать со следствием, максимально подробно описывая обстоятельства произошедшего события. Проверка показаний на месте проводится, как правило, для выяснения или детализации отдельных обстоятельств интересующего следствие события. В таких ситуациях преимущественно применяются тактические приемы активизации памяти и минимизации психологического напряжения.
Ситуативный тип близок по своим характеристикам к предыдущему, однако, у данных подростков уже прослеживаются признаки антисоциального поведения и неблагоприятных условий развития, о которых известно из характеризующих материалов. Несмотря на относительно позитивный настрой в ходе взаимодействия со следователем, повышается вероятность проявления вызывающего поведения. Например, для детализации отдельных обстоятельств совершения преступления была проведена проверка показаний на месте 15-ти летнего Я., подозреваемого в тайном хищении имущества из цветочного магазина. Следственное действие проводилось с участием матери подростка. В ходе проверки показаний на месте Я. достаточно полно описал обстоятельства события, указав, каким образом он проник в магазин и места, где находились похищенные им цветы и денежные средства. Исходя из анализа фототаблицы, приложенной к протоколу видно, что Я. ведет себя достаточно несдержанно, в ходе производства следственного действия улыбается, чувство стыда за совершенное преступление не испытывает. Подобное вызывающее поведение можно предвидеть, изучив характеризующие материалы. При положительной характеристике с места учебы, в обзорной справке указано, что Я. «поддается влиянию окружающих, склонен к совершению антиобщественных деяний. В круг общения подростка входят лица, склонные к совершению правонарушений и уголовно-наказуемых деяний». Кроме того, отмечено, что родители контроль над своим сыном осуществлять не могут, авторитетом не пользуются [1].
Следующий рассматриваемый нами тип - подростки, имеющие отрицательную характеристику с места жительства, учебы или работы, ранее совершавшие мелкие правонарушения. Они зачастую более уверенно чувствуют себя в отношениях с представителями органов предва-
рительного расследования, некоторые могут агрессивно реагировать на постановку уточняющих вопросов. В данном случае к участию в следственном действии рекомендуется привлекать психолога или педагога, из числа лиц, пользующихся авторитетом у несовершеннолетнего.
В тактическом плане наиболее «сложным» типом является последовательнокриминогенный. Подростки, относящиеся к данной группе, неоднократно нарушали общественный порядок, совершали уголовно-наказуемые деяния, не занимаются трудовой и учебной деятельностью или учатся посредственно. Учитывая, что для представителей рассматриваемой группы свойственно проявление лживости, проверка показаний на месте используется для разоблачения ложных показаний при их несоответствии фактической обстановке на месте, для выявления самооговора или роли соучастников преступления. Также ввиду невысокого уровня интеллектуального развития зачастую возникают трудности в словестном описании места и отдельных обстоятельств события, для чего также требуется производство проверки показаний на месте. Типичным представителем данной группы является 16-ти летний Я., осужденный за совершение нескольких краж чужого имущества из торговых помещений. В ходе допроса в качестве подозреваемого Я. не смог пояснить точный маршрут передвижения до места совершения преступления и маршрут, по которому соучастники скрылись, а также детали механизма хищения. В ходе проверки показаний на месте Я. продемонстрировал маршрут передвижения, место совершения кражи, уточнил отдельные обстоятельства совершенного преступления, что в своей совокупности свидетельствует об осведомленности подростка о расследуемом событии, подтверждает ранее данные показания и соотносится с другими доказательствами по делу. Отдельного внимания заслуживает то факт, что Я. содержался под стражей и при производстве следственного действия в отношении него сотрудником конвойной службы применялись средства ограничения подвижности (наручники). Отметим, что рассматриваемое обстоятельство вызывает дополнительные трудности в оценке поведенческих реакций подозреваемого. В данной ситуации важно создать условия, позволяющие несовершеннолетнему самостоятельно определять направление движения и свободно демонстрировать отдельные действия. Исходя из фототаблицы, приложенной к протоколу, можно сделать вывод, что лицо, осуществляющее конвоирование, ведет себя пассивно, не оказывает давления на Я [2].
Рассматривая значение биологических свойств личности, обратим особое внимание на состояние психического здоровья. Данная характеристика имеет принципиальное значение для успешного проведения следственного действия с участием несовершеннолетнего. А.В. Варданян отмечает, что «ряд тактических приемов допроса, например, успешно применяемых для стимулирования положительных качеств психически здоровых лиц, а также разоблачения во лжи, оказываются неэффективными и отчасти даже вредными при взаимодействии с лицами, имеющими различные психические аномалии» [6, с. 5]. Однако как показывает практика, следователи уделяют недостаточно внимания этому обстоятельству. Показательным является уголовное дело, возбужденное в отношении Г., подозреваемого в неправомерном завладении автомобилем без цели хищения. В ходе допроса несовершеннолетний Г. указал, что состоит на учете у психиатра. Несмотря на это, следователь фактически проигнорировал данное обстоятельство при подготовке к проверке показаний на месте и не обеспечил участие психолога в следственном действии [3]. На наш взгляд, в данной ситуации его участие было необходимо для оказания содействия следователю в установлении психологического контакта с Г., в диагностировании поведенческих реакций подростка и, в конечном счете, в оценке результатов проведенного следственного действия.
Таким образом, для достижения положительного результата в ходе проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого необходимо более тщательно подходить к изучению его личности. Данная информация позволяет определить целесообразность проведения следственного действия в каждой конкретной ситуации, правильно подобрать участ- ников, умело применять тактические приемы, а также установить психологический контакт с подростком. В завершении отметим, что в рамках настоящей статьи рассмотрены не все структурные элементы криминалистической характеристики личности, а лишь те, которые наиболее показательно отражают ее значение для вышеуказанных целей.
Список литературы Значение криминалистической характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого для проведения проверки показаний на месте
- Архив Советского районного суда г. Уфы. Уголовное дело № 1-50/2018.
- Архив Советского районного суда г. Уфы. Уголовное дело 1-463/2013.
- Архив Советского районного суда г. Уфы. Уголовное дело 1-144/2013.
- Ахмедшин Р.Л. Криминалистическая характеристика личности преступника. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.
- EDN: SCCBWJ
- Бедность и развитие ребенка / под ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшиной, К.А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.