Значение "сын" и его функционально-семантические микросистемы в русском и узбекском языках

Автор: Ходжакулова Ш.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 8 (99), 2022 года.

Бесплатный доступ

Перспективы общего развития значения и оценок вызывают необходимость поиска лингвистических новаций. Прежде всего, нового взгляда на предшествующие проблемы, которые вовлекают в орбиту научных исследований по лингвистике множество вопросов, не изученных в сопоставительном плане.

Термин, наука, исследования, лексика, язык, значения, словарь

Короткий адрес: https://sciup.org/140299208

IDR: 140299208

Текст научной статьи Значение "сын" и его функционально-семантические микросистемы в русском и узбекском языках

Одно из наиболее распространенных словарных значений терминов родства вертикальной линии является значение сын, которое в узбекском языке выражается лексемой    ўғил,   а в русском — сын.

Значение «сын» (лексемы которого в рассматриваемых языках соответственно ўғил и сын) входит в состав значения «дети», как одно из его субординативных (подчиненных). Значение «дети» является гиперонимом по отношению к субординативным его значениям сын и дочь, ўғил и қиз.

Слово «уFил» в узбекском языке обозначает также и лицо мужского пола малого возраста, в котором оно отстраняется от системы значений терминов родства. Значение родства данного слова определяется по отношению к субординативным его значениям сын и дочь, угил и циз .

Понятие гетеронимии и его сущность близки к характеру и сущности понятия антонимии лексического плана.

При гетеронимическом отношении значения слов не являются противоположными по всем признакам (семам) семантических структур. В нем противопоставляются являются лишь отдельные их признаки, семы. Поэтому в данном случае необходимо различать понятия антонимии и гетерономии. Пары слов уFил-сын, циз- дочь рассматриваются нами как гетеронимы по отношению друг к другу, а не антонимы.

Значение угил-сын и его выражение представляется как согипоним по отношению к значению термина циз-дочь. Одновременно между терминами угил-сын и циз-дочь существует семантическая связь гетеронимического характера, под его давлением между данными лексемами возникает семантическое отношение антонимического характера.

«Антонимия и антонимы есть выражения противоположности в языке» [1, 272]1. Противоположность между терминами родства угил-сын и циз-дочь определяется по отношению к признаку (семе) различия естественного пола их семантического строения уFил-сын и циз-дочь, с экстралингвистической точки зрения используются для наименования представителей разного пола людей: первое из них относится к мужскому полу, второе - к женскому.

В семантическом строении термина уFил-сын господствует признак «принадлежность к мужскому полу». По данному признаку угил-сын приобретает гиперонимический статус. Гиперонимический статус угил-сын определяется по отношению к терминам бола-дитя со значением «мальчик», йигит-boy, cha со значением парень «юноша», «молодой человек». Это не значит, что статус гипонима у термина угил-сын снимается. Отсюда следует вывод, что уFил-сын является функционально-семантической единицей со сложной структурой системы терминов родства. Сложность функциональносемантической структуры характеризуется тем, что в ней переплетены признаки гипонимов и гиперонимов одновременно, синкретично, и они имеют самостоятельное функционирование независимо друг от друга.

Кроме этого, функционально-семантическое строение уFил-сын состоит из двух следующих значений различного характера:

  • 1)    значение терминологического характера;

  • 2)    значение нетерминологического характера (об этом частично шла речь и выше).

К значению терминологического характера лексемы уFил-сын относятся «дети», «дитя»; а нетерминологического - «естественный род», «самец», «род», «потомки».

А.А. Покровская полагает, что значение терминологического характера лексемы угил-сын осуществляется при употреблении с аффиксами принадлежности, которые конкретизируют и суживает общее значение данной лексемы: например у Fлим- мой мальчик, мой сын, уFлинг- твой мальчик, твой сын и т.п [2, 15]2.

Употребление лексемы «угил» в значении родства вертикальной линии в узбекском и русском языках свидетельствует о том, что значение родства, связанное с узбекским словам (угил) выражается посредством аффиксального, морфологического способа, т.е. синтетично, а в русском, в отличие от узбекского, данное значение выражается посредством синтаксического способа, т.е. аналитично, словосочетанием, в составе которого употребляются притяжательные местоимения мой, твой .

Притяжательные местоимения присоединяются к словам родства вертикальной линии и в узбекском языке, в котором они функционируют в качестве стилистического маркера выделительного оттенка. В самом деле, при выражениях типа менинг узлим-мой сын, сенинг уFлинг-твой сын вузбекском языке возникает избыточность за счет явления плеоназма, в котором одно и то же значение-значение принадлежности выражается посредством лексем (менинг, сенинг-мой, твой) и аффиксов принадлежности (-им: инг).

Подобная особенность наблюдается и при употреблении других лексем вертикальной линии родства, например, цизим- моя дочь : лизинг- твоя дочь и т.д. (об этом речь пойдет ниже).

Терминологическое значение лексемы уFил-сын — это не первоначальное ее значение. Здесь мы считаем целесообразным привести мнение А.Н. Бернштама. Он писал, что «из примеров древнетюркского литературного языка следует, что термин угил-сын обозначает первоначально потомство вообще, с последующей дифференциацией на мужское и женское и еще более поздним уточнением oguL «сын» и giz «дочь» [3, 97]3. Мнение о том, что первоначальное значение уFил-сын не имеет отношения к терминам родства, подтверждается и самой этимологией данной лексемы.

УFил-сын в качестве термина родства имеет статус гиперонима, его гипонимами являются в узбекском языке «ака», «ука», а в русском «старший брат»,                       «младший                       брат».

УFил-сын является гиперонимом и по отношению к словам «биродар», «брат», «братец» и «братья». В свою очередь, слова «биродар» и «братья» представляются гиперонимами по отношению к ака-старший брат и ука-младший                                                    брат.

Н.Я. Марр значения «брат» и его выражения (слова) связывает с

«кровью». В частности, он отмечает, что слово «кровь» тесно связано с

«братом», воплощающим в себе по значению представление о принадлежности к членам одного и того же племенного образования [4,169].

Список литературы Значение "сын" и его функционально-семантические микросистемы в русском и узбекском языках

  • Новиков Л. А. Семантика русского языка. - М.: Высш. Школа, 1982. 272с.
  • Покровская А.А. Термины родства в тюркских языках // В кн. Историческое развитие лексики тюркских языков. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 15.
  • Бернштам А.Н. К семантике термина oyul "сын" // В кн. Язык и мышление. Т. IX. - М. - Л, 1940. - С. 97.
  • Бернштам А.Н. К семантике термина oyul "сын" // В кн. Язык и мышление. Т. IX. - М. - Л, 1940. - С. 97.
  • Словарь русского литературного языка. под ред. В.И. Чернышева 1950-1965. Т-1 С. 1077.
  • Ўзбек тили изоҳли луғати. - М., 1980. Т. I-II. - С.572.
  • Марр Н.Я. Значение и роль изучения нацменьшинства в краеведении // В кн. Краеведение. - М., 1927. Т. IV, вып. I. - С. 169.
Статья научная