Знаки и геометрические изображения на предметах обработанной кости из третьего жилого объекта стоянки Костенки 11, 1а слой: контекст, техника и стилистика
Автор: Дудин А.Е., Ахметгалеева Н.Б.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Материалы конференции "Знаки и образы в искусстве каменного века"
Статья в выпуске: 261, 2020 года.
Бесплатный доступ
В работе представлены результаты анализа контекста, технологии изготовления и особенностей различных знаков и символов на предметах искусства из раскопок 2014-2018 гг. верхнепалеолитической стоянки Костенки 11, 1а культурный слой. Два предмета с декоративными рисунками выполнены из бивня мамонта - это изделия с двусторонне скошенным концом (мотыги). Два других декорированных предмета представляют собой фрагменты ребер мамонта. Во всех случаях наблюдаются полосы, состоящие из гравированных линий. Используемые технологические приемы для основных деталей рисунков на изделиях едины. Но форма, сочетание с другими элементами рисунка и отдельными знаками различаются. Мы полагаем, что разнообразие технологических приемов, возникающее при декорировании изделий, непосредственно связано с их семантикой. И это сильно отличает такие предметы от других изделий данной коллекции обработанной кости.
Верхний палеолит русской равнины, костенки 11, предметы искусства из бивня и кости мамонта
Короткий адрес: https://sciup.org/143174574
IDR: 143174574
Список литературы Знаки и геометрические изображения на предметах обработанной кости из третьего жилого объекта стоянки Костенки 11, 1а слой: контекст, техника и стилистика
- Ахметгалеева Н. Б., Дудин А. Е., 2017. Новые произведения искусства с верхнепалеолитической стоянки Костенки 11, 1А культурный слой: технологический анализ и предварительные трасологические наблюдения // Археология евразийских степей. № 2. Казань: Казанская недвижимость. С. 31-54.
- Ахметгалеева Н. Б., Дудин А. Е., Федюнин И. В., Петрова Е. А., 2017. Предварительные данные об особенностях обработки кости на стоянке Костенки 11, 1А культурный слой // Естественнонаучные методы в изучении и сохранении памятников Костенковско-Борщевского археологического района: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж. С. 108-123.
- Лбова Л. В., Волков П. В., 2015. Микроскопический анализ Мальтинской антропоморфной скульптуры (Технология формообразования, детализации, декорирования) // SP. № 1. С. 161-168.
- Лбова Л. В., Волков П. В., Бочарова Е. И., Ковалев В. С., Хайкунова Н. А., 2017. Основные приемы моделирования и декорирования палеолитической антропоморфной скульптуры с памятника Мальта (Восточная Сибирь) // АЭАЕ. Т. 45. № 3. С. 48-55.
- Семенов С. А., 1957. Первобытная техника: Опыт изучения древнейших орудий и изделий по следам работы. М.; Л.: АН СССР. 240 с. (МИА; № 54.)
- Столяр А. Д., 1985. Происхождение искусства. М.: Искусство. 298 с.
- Толстых Д. С., 2019. Гравировка на изделиях из бивня мамонта по материалам стоянки Костенки 11: трасология и экспериментальные данные // Новые материалы и методы археологического исследования: от критики источника к обобщению и интерпретации данных: материалы V Междунар. конф. молодых ученых. М.: ИА РАН. С. 48-51.
- Филиппов А. К., 1983. Проблемы технического формообразования орудий труда в палеолите // Технология производств в эпоху палеолита. Л.: Наука. С. 9-71.
- Филиппов А. К., 2004. Хаос и гармония в искусстве палеолита. СПб.: Сохранение природы и культурного наследия. 224 с.
- Iakovleva L., 2015. L'ornementation géométrique et la géométrisation des formes dans l'art du Paléolithique supérieur européen [Электронный ресурс] // Actes du IV° colloque franco-ukrainien d'archéologie "L'art géométrique de la préhistoire à nos jours". Kiev, avril 2015 / Eds.: L. Iakovleva, F. Djindjian. Kiev: Institut Français d'Ukraine. URL: http://institutfrancais-ukraine.com/programmation/colloque-archeologie.