Звуки иного мира в нарративах восточных славян и финно-угров в Западной Сибири
Автор: Голубкова О.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены представления о звуках и голосах персонажей иного мира восточнославянских и финноугорских народов Западной Сибири. «Тот свет» представлялся зазеркальем, во многом повторяющим земной мир. Духи виделись в облике людей, птиц, животных, но чаще оставались невидимыми и вступали в контакт с людьми при помощи звуков. Услышать голос инфернального персонажа считалось знаком, предвещавшим перемену в судьбе, чаще всего известие о смерти. За голоса домашних духов принимали звуки, которые слышали в переходное время (ночью, в полдень, на закате солнца, во время календарных праздников) или при особых обстоятельствах. Встреча людей и духов считалась возможной, когда соприкасались границы миров - во времени, пространстве, накануне смерти. Те же самые звуки, воспроизводимые человеком, могли привлекать нечистую силу, поэтому существовали табу, связанные с некоторыми видами шума в определенное (пороговое) время. К звукам демонической природы относили стук, свист, хохот, пение, тихую музыку, завывание ветра, голоса животных и птиц, необычные звуки. Пение русалок коррелировало с представлениями о музыке, выманивающей душу и сопровождающей ее в иной мир. Способностью чувствовать смерть обладали животные, птицы и сообщали о ней нетипичными для них голосами. Одним из признаков иномира быта тишина, а его обитателей называли «немыми». Немота (так же, как невидимость) мифологических персонажей была символом, подчеркивающим демоническую природу, принадлежность к другому миру - невидимому, неосязаемому, неслышному для людей. Одни звуки ассоциировались с голосами демонических персонажей и привлекали их (свист, стук по дереву, пение около воды), другие их отгоняли. Отпугивающими нечистую силу звуками были звон металла, колокольным звон, голоса и смех людей, матерная брань, громкая музыка. Для изгнания нечистой силы практиковали шумные обряды.
Звуки, голоса, мифология, иной мир, нежить, нечистая сила, шум, звон, свист, немота, тишина
Короткий адрес: https://sciup.org/145146483
IDR: 145146483 | DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0872-0877
Список литературы Звуки иного мира в нарративах восточных славян и финно-угров в Западной Сибири
- Акимова Л.И., Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древностей до наших дней. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 199–212.
- Бауло А.В., Голубкова О.В. Легенда о Тан-варпэкве // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. – 2020. – № 2 (49). – С. 123–134.
- Голубкова О.В. Орнитоморфные представления о душе у коми-зырян // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2007. – № 3. – С. 125–134.
- Горский А.А. История России с древнейших времен до 1914 года: учебное пособие для вузов. – М.: АСТ – Астрель, 2008. – 286 с.
- Гура А.В. Звуки и голоса животных в традиционных народных представлениях // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. – М.: Индрик, 1998. – Т. II. – С. 95–101.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 (А–З). – М.; СПб.: Гостиный двор, Кузнецкий мост, 1880. – 814 с.
- Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
- Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: Индрик, 1995. – 432 с.
- Максимов С.В. Год на Севере. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1984. – 605 с.
- Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1998. – 128 с.
- Панюков А.В. Образ мороза в календарной мифологии коми-зырян // Изв. Коми НЦ УрО РАН. – Вып. 1 (19). – Сыктывкар, 2012. – С. 89–92.
- Седов В.В. Избранные труды: Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. – М.: Знак, 2005. – 944 с.
- Словарь русских народных говоров. – Л.: Наука ЛО, 1970. – Вып. 6. – 358 с.