131-й гвардейский стрелковый полк во время операции "Искра" в исторической литературе

Автор: Воробьев Дмитрий Александрович

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Исторические науки и археология

Статья в выпуске: 4-4 (79), 2023 года.

Бесплатный доступ

Бои на плацдарме «Невский пятачок» сыграли важную роль во время операции «Искра». Это было одно из мест, куда наступали дивизии Ленинградского фронта, но именно там они приняли на себя удар, чтобы позволить остальным дивизиям развить наступление и соединиться с Волховским фронтом. В данной статье представлена литература, содержавшая упоминания о боевых действиях 131-го гвардейского стрелкового полка, и её анализ. Был сделан вывод, что упомянутые в статье книги стали важными источниками в дальнейшей мемориализации боев на Невском пятачке.

Великая отечественная война, операция "искра", прорыв блокады ленинграда, невский пятачок, ленинградский фронт

Короткий адрес: https://sciup.org/170199219

IDR: 170199219   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-4-4-11-15

Текст научной статьи 131-й гвардейский стрелковый полк во время операции "Искра" в исторической литературе

Операция «Искра» - одно из важнейших событий не только битвы за Ленинград, но и Великой Отечественной войны. В ней принимали участие 2-я ударная и 8-я армия Волховского фронта и 67-я армия Ленинградского фронта. В ходе неё они прорвали блокаду Ленинграда, освободив территорию шлиссельбургско-синявинско-го выступа площадью в 60 км2. В дальнейшем это позволило советским войскам постепенно освободить территорию северо-запада СССР от немецких и финских захватчиков.

Особую роль в событиях операции сыграла 45-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора А.А. Краснова. В ее состав входило несколько гвардейских стрелковых полков, в том числе 131-й гвардейский стрелковый полк. Они принимали участие в боях на Невском пятачке и своими действиями отвлекли на себя немалую часть сил немецкой армии и артиллерии. Это позволило остальным дивизиям Ленинградского фронта развить наступление и соединиться с дивизиями Волховского фронта.

О действиях 131-го гвардейского стрелкового полка написано немало. Историческую литературу по этой теме можно разделить на 2 вида.

Первый вид - это воспоминания солдат и офицеров, которые участвовали в боях на Невском пятачке. Первое упоминание об этом полке относится к 1973 году. Тогда был опубликован сборник воспоминаний под названием «Операция «Искра». Среди них можно выделить воспоминания командира 102-й стрелковой бригады под командованием генерал-майора А.В. Бат-лука, который во время операции участвовал в боях у 8-й ГРЭС.

Он вспоминал боевые действия 131-го гвардейского стрелкового полка следующим образом: «Утром 13 января 1943 года командир дивизии генерал-майор А.А. Краснов ввел в бой свой резерв. Активизировал свои действия и противник, после сильного огневого налета в 10 часов утра контратаковал двумя усиленными батальонами наступавший 131-й гвардейский стрелковый полк. Через час гитлеровцы повторили контратаку уже силой до трех усиленных пехотных батальонов. Эту контратаку, как и первую, удалось отразить, но продвижение гвардейцев было задержано» [4, с. 451].

Спустя 4 года был издан ещё один сборник под названием «Невский пятачок», в котором приведены отрывочные воспоминания советского драматурга В. В. Вишневского о боях на Невском пя- тачке 13 января 1943 года. Он вспоминал их следующим образом: «Московская Дубровка взята. Войска идут и идут через Неву… 8-я ГЭС окружена, продвижение идет успешно. Бьют катюши» [3, c. 314].

Не менее интересные воспоминания о боях на Невском пятачке оставил немецкий писатель и журналист Пауль Карель, который в годы Второй Мировой войны был министерским секретарем в министерстве иностранных дел в Германии. Кроме того, он активно издавал нацистский пропагандистский журнал «Signal» и являлся одним из главных пропагандистов во время войны.

После ее окончания занимался журналистикой и писал статьи для разных изданий, а также опубликовал несколько трудов по истории Второй Мировой войны. Особенно интересен его 2-х томный труд «Восточный фронт», который был издан в 1967 году. Во 2-ом томе «Выжженная земля. 1943-1944» он приводит подробные сведения, касаемые географических условий на Невском пятачке и близлежащих к нему территорий перед началом операции «Искра», при чем приводит от лиц тех немецких солдат и офицеров, которые участвовали в боях в этих местах. Так, про реку Нева он писал, что к 7 января 1943 года она окончательно замерзла и у 1-го Рабочего Городка толщина льда достигала до 1 метра [5, c. 165].

Пауль Карель также писал, что позиции на Невском пятачке в ходе боев переходили неоднократно из рук в руки. Часто в длинной траншее одну сторону от другой отделяли развороченный танк, несколько витков колючей проволоки, мина или балка. Описанная картина, по мнению автора, напоминала позиционные бои в годы Первой мировой войны [5, c. 168].

А в 2015 году была издана книга «Дыша одним дыханием. Военные кинологи на фронте», в которой опубликованы воспоминания о «Девичьей команде», участвовавшей в боях на плацдарме во время операции. Она входила в состав 34-го отдельного инженерного батальона собак-миноискателей и истребителей танков и в ней находились молодые ленинградки, которые обучали собак различным навыкам в военном питомнике, который раньше находился в Ленинграде на месте нынешнего лесопарка Сосновка. Также в ходе боев они управляли собачьими упряжками, чтобы вывозить раненых бойцов с поля боя. Как вспоминали девушки, которые служили в «Девичьей команде», после того как была проведена артиллерийская подготовка, ближе к 12 часам они начали наступать по льду реки Невы вместе с остальными бойцами, несмотря на то что немецкая артиллерия активно бомбила эти места. Девушки шли в бой с бесстрашием, хотя тогда для них это было боевое крещение. Они прикладывали все свои усилия, чтобы оказать помощь раненым бойцам и вывести их с поля боя [1, c. 59-60]. В итоге, за время боев «Девичья команда» и их собаки смогли оказать помощь 1800 раненым бойцам и командирам [1, c. 178].

Вторым видом исторической литературы по этой теме можно выделить монографии и сборники научных статей. До начала 1990-ых годов исследователи не изучали подробно боевые действия на этом плацдарме. Почему так получилось? Ответ на этот вопрос дал командующий Ленинградским фронтом, командующий 54-й армии генерал И. И. Федюнинский: «О Невском пятачке писать трудно. И прежде всего потому, что боевые действия… с Невского пятачка стоили нам неимоверных усилий, однако они не принесли существенных результатов в смысле изгнания врага с захваченной ими территории» [3, c. 5].

Несмотря на это, с 1990-ых годов исследователи приступили к подробному анализу боевых действий на этом плацдарме. Важный вклад сделал исследователь О. А. Суходымцев. В книге «Плацдарм Невский пятачок. 1941-1943», который был издан в 2013 году, есть его статья «Невский пятачок в операции «Искра»». Сначала автор описывает обстановку, которая была на этом плацдарме перед ее началом. На тот момент его занимал отряд численностью в 300 человек, входивший в состав 46-я стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Е. В. Ко-зика. Размеры плацдарма «Невский пятачок» тогда составляли 1000 метров в дли- ну и 350 метров в глубину. Противостоял дивизии 399-й стрелковый полк 170-й пехотной дивизии Вермахта [6, c. 299].

Далее О. А. Суходымцев поднимает важный вопрос, связанный с образованием ледяного панциря на левом берегу реки Невы, которая должна была послужить преградой для наступления дивизий Ленинградского фронта. Он отмечал, что многие исследователи и участники операции «Искра» утверждали о причастности к этому немецких солдат. Так, командир 268-й стрелковой дивизии С. Н. Борщев вспоминал следующее: «По ночам слышно было, как немцы… гремят ведрами. Следовательно, рассуждал я, заняты обычным дело:… поливают водой крутой берег». Однако приведенное упоминание было единственным. В других книгах по операции «Искра» такого упоминания не было [6, c. 300].

О. А. Суходымцев привел в статье другую версию образования ледяного покрова на берегу. Он считал, что на это повлияла погода, которая была в этом районе в ноябре 1942 – начале января 1943 года. В качестве доказательства он привел записи о температуре и выпадении осадков из дневника Н. П. Горшкова. 4 ноября 1942 года шел мокрый снег, а температура утром составляла -1°. Следующие 10 дней были морозными, и температура была от -2° до -15°. 15, 16 и 17 ноября было довольно тепло, и температура составила от 0° до +6°, а 16 ноября шел дождь. В следующие 7 дней были небольшие морозы, которые составляли от -3° до -7°. 25 и 26 ноября были теплыми днями, а температура составляла около 0°. Оставшиеся дни ноября были морозными, и температура составляла от -6° до -11°. Во второй половине ноября падал небольшой снег [6, c. 300].

Про декабрь Н. П. Горшков писал, что холодные и теплая погода чередовалась друг с другом. 12, 13, 14, 22, 23, 27 и 28 декабря была нулевая температура, 11 и 21 декабря она достигала до +2°. Во второй половине декабря были морозы, которые достигали до -15°. Если говорить о выпадении осадков, то ситуация была такая: в первой половине декабря шел небольшой снег, 4, 6, 10 и 30 декабря – сильный снег,

  • 11,    13, 14, 21, 27 декабря шли дожди, 22 декабря – дождь со снегом [6, c. 300].

Как можно увидеть на основе записей, ноябрь и декабрь 1942 года были наполовину холодными, наполовину теплыми, теплые и холодные периоды чередовались друг с другом. Эти условия обеспечили появление ледяного панциря на левом берегу реки Невы. Несмотря на появление такой преграды, её решение было найдено – использовать 100 – 150 лестниц, 100 досок на каждый полк, а некоторые бойцы решили использовать обувь с шипами, чтобы можно было преодолеть ледяной берег как можно быстрее. В итоге это было сделано в первые часы наступления дивизий Ленинградского фронта [6, c. 302].

12 января 1943 года 45-й гвардейской стрелковой дивизии предстояло пересечь Неву и прорвать оборону противника от Московской Дубровки до 1-го Городка. В этот день утром бойцам 131-го гвардейского стрелкового полка под командованием гвардии майора А. И. Слесаренко удалось продвинуться в сторону 1-го Городка на 500-600, в то время как остальные полки понесли серьезные потери. Одновременно с этим по льду Невы двигались 20 танков БТ-5 и Т-26 из 118-го отдельного танкового батальона майора П. А. Воякина. Более половины не дошли до Невского пятачка, а остальные не смогли оказать необходимую помощь советским бойцам. Как потом вспоминал А. А. Краснов, «местность изрыта снарядами и авиабомбами, что стала почти танконепроходимой», а для пехотинцев она была проходимой с большим трудом. Говоря о потерях трех гвардейских полков в тот день, цифры в историографии рознятся. Согласно донесению штаба 67-й армии №04 от 13 января, дивизия Краснова потеряла 1763 человека, а немецкие источники утверждают о потерях около 3 000 человек [6, c. 303].

13 и 14 января 45-я гвардейская стрелковая дивизия пыталась активно наступать на всех направлениях на плацдарме Невский пятачок. Для этого дополнительно были привлечены силы 3-го батальона 131-го гвардейского стрелкового полка, 3го батальона 134-го гвардейского полка и пулеметный батальон. Однако противник наносил в те дни контрудары силою от роты до трех пехотных батальонов, а 14 января бросил в бой 2 танка. В итоге, ни одна из сторон не достигла каких-либо успехов. Дивизия Краснова за 2 дня потеряла 2300 человек и не смогла развить наступление [6, c. 304].

15 января гвардейские полки Краснова не вели боевых действий, а 16, 17 и 18 января после проведенной артиллерийской подготовки она продолжила вести бои на Невском пятачке, но каких-либо успехов она не добилась. 20 января гвардейские полки были выведены на правый берег реки Невы. Общие потери за 12-18 января составили 5368 человек. Через некоторое время 45-й гвардейская стрелковая дивизия перешла в резерв Ленинградского фронта и дальнейшего участия в операции «Искра» и в боях на Невском пятачке не принимала участия. В это время командование этой дивизией взял на себя гвардии полковник С. М. Путилов и, разбираясь в причинах неудач на Невском пятачке, позднее отметил, что она приняла на себя до 70% артиллерийско-минометного огня противника во время операции «Искра» в целом. На основе этих данных О. А. Суходымцев сделал важный вывод о том, что Вермахт ожидал наступление частей Красной Армии с Невского пятачка и сосредоточил там немало пехоты [6, c. 306].

Аналогичный вывод сделал В. А. Мосунов в своей книге «Прорыв блокады Ленинграда. «Операция Искра»». Он отмечал, что план наступления 67-й армии Ленинградского фронта был рассчитан на захват максимально большого участка левого берега, чтобы не образовался новый плацдарм. Однако 8-я ГРЭС и находившиеся рядом Рабочие городки, а также плацдарм Невский пятачок вызывал большую обеспокоенность, потому что там находились самые значительные силы Вермахта. Поэтому 45-й гвардейской стрелковой дивизии требовалось, как минимум, блокировать эти места. Вячеслав Альбертович также утверждает, что он сыграл важную роль в прорыве блокады Ленинграда, поскольку немецкие командование ожидала главный удар именно с него [2, c. 56-57].

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что, несмотря на то что 131-му гвардейскому стрелковому полку на Невском пятачке не удалось добиться каких-то успехов, они смогли отвлечь на себя немалую часть сил немецкой армии. Это позволило дивизиям Ленинградского и Волховского фронтов прорвать блокаду Ленинграда.

Впоследствии вышеперечисленная автором литература стала одним из важных источников для создания экспозиции панорамы «Прорыв» в городе Кировске Ленинградской области, в которой изображены участники 131-го гвардейского стрелкового полка и боевые действия на Невском пятачке во время операции «Искра».

Список литературы 131-й гвардейский стрелковый полк во время операции "Искра" в исторической литературе

  • Заводчиков П.А. Дыша одним дыханьем. Военные кинологи на фронте. - СПб.: Изд-во "Любавич", 2015. - 272 с.
  • Мосунов В. А. Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра". - М.: Изд-во "Пятый Рим", 2019. - 272 с.
  • Невский пятачок: воспоминания участников боев под Невской Дубровкой в 1941-1943 гг. - Ленинград: Лениздат, 1977. - 368 с.
  • Операция "Искра": воспоминания, очерки, стихи, отрывки из дневников, документы, посвящ. прорыву блокады Ленинграда. - Ленинград: Лениздат, 1973. - 630 с.
  • Пауль Карель. Восточный фронт. Книга вторая. Выжженная земля. 1943-1944. - М.: Изографус, Эксмо, 2005. - 432 с.
  • Плацдарм: "Невский пятачок". 1941-1943. Сб.статей. - СПб.: ГАЛАРТ, 2013. - 352 с.
Статья научная