Адаптация больных шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой и негативными нарушениями

Автор: Корнетова Елена Георгиевна, Микилев Филипп Филиппович, Семке Аркадий Валентинович

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Клиническая психиатрия

Статья в выпуске: 3 (88), 2015 года.

Бесплатный доступ

Исследованы адаптационные возможности пациентов, страдающих шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой и негативными нарушениями. Определен тип адаптации пациентов в зависимости от их конституционально-морфологических характеристик, образовательного уровня, семейного положения, длительности психического заболевания, обращаемости к врачу-психиатру и выполнения полученных от него рекомендаций, а также тип их индивидуальной компенсаторноприспособительной защиты. Выявлено, что перечисленные факторы оказывают значимое влияние на адаптационные возможности данной категории пациентов.

Шизофрения, шизотипическое расстройство, ипохондрия, негативные нарушения, адаптация

Короткий адрес: https://sciup.org/14295837

IDR: 14295837

Текст научной статьи Адаптация больных шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой и негативными нарушениями

Введение . В настоящее время расстройства шизофренического спектра продолжают занимать особое место среди всех форм психической патологии в связи с высокой распространенностью [1, 2, 3, 12, 16, 19]. В их структуре ипохондрическая симптоматика встречается наиболее часто, имеет затяжное течение, образует домены с негативными проявлениями, зачастую с трудом диагностируется и поддается лечению [6, 7, 8, 10, 13, 17, 18].

Расстройства шизофренического спектра грозят серьезными социальными последствиями для больного, поэтому в последние десятилетия отмечается повышенный интерес к изучению особенностей личностного развития, клинического течения заболевания и социальных факторов, влияющих на адаптацию данных пациентов [9, 15]. Вместе с тем можно сделать вывод о том, что значимость ипохондрических нарушений для прогноза заболевания в целом, а также влияние их на адаптационные возможности и показатели качества жизни пациентов оставлены без должного рассмотрения. Без должного рассмотрения остаются и клиникоконституциональные особенности пациентов, страдающих расстройствами шизофренического спектра, в том числе с ипохондрической симптоматикой. Сохраняется дефицит работ, посвященных изучению данной проблемы на современном методологическом уровне.

Целью исследования являлось изучение адаптационных возможностей и качества жизни пациентов, страдающих шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой, в зависимости от клиникодинамических особенностей течения заболевания и их конституционально-морфологических характеристик, а также разработка дифференцированных реабилитационных программ для данной категории пациентов.

Материал и методы . Исследование проведено на базе отделения эндогенных расстройств НИИ психического здоровья. Для изучения отбирались пациенты, проходившие лечение в отделении с 2010 по 2013 г., состояние которых на момент обследования соответствовало диагностическим критериям шизофрении и шизотипического расстройства по МКБ-10. В экспериментальную группу вошли 120 пациентов, в структуре расстройств у которых, наряду с типично шизофреническими проявлениями с нарастающими негативными нарушениями, имелась ипохондрическая симптоматика. Группу сравнения составили 50 пациентов с аналогичным диагнозом и давностью заболевания, но без ипохондрической симптоматики.

В качестве основных методов исследования использовались клинико-психопатологический, клинико-динамический, клинико-катамнестичес-кий, терапевтический, антропометрический, статистический. В качестве инструментов исследования применяли модифицированный вариант Базисной карты, стандартизированного описания больного шизофренией и родственника [11], Шкалу оценки негативных расстройств у больных шизофренией в ремиссиях [14], Опросник оценки социального функционирования и качества жизни психически больных [5]. Антропометрическое обследование пациентов проводили по методике В. В. Бунака [4].

Результаты исследования и их обсуждение . На основании разработанных в НИИ психического здоровья методик определяли тип адаптации у исследуемых пациентов. В основной группе статистически значимо (p<0,05) чаще, чем в группе сравнения, встречались лица с интравертным типом адаптации (40,0 и 24,0 % соответственно). Встречаемость в исследуемых группах остальных типов адаптации не имела статистически значимых отличий (p>0,05) (рис. 1).

ё^ oaa6aoeai' 0 e          aanoSoeoeai' 0 e

□ ini a^ ay 366i i a уепсбаЗаба 0 e         ё^ сбаааба 0 e

® aSoi i а пба ai' ai' ey

Рис. 1 . Типы адаптации (* – p<0,05)

Исследование распределения пациентов основной группы по типу адаптации в зависимости от их соматотипической принадлежности показало, что среди пациентов основной группы, страдающих шизофренией, преобладали лица с деструктивным типом адаптации. Среди лиц с астеническим соматотипом они составили 81,0 %, среди лиц с нормостеническим сомато-типом – 46,9 %, среди лиц с гиперстеническим соматотипом – 52,9 %; при этом различия носили статистически значимый характер (p<0,05). Среди пациентов основной группы с шизотипическим расстройством, имеющих астенический и нормостенический соматотипы, преобладали лица с интравертным типом адаптации (81,2 и 52,2 %); среди гиперстеников преобладали лица с интегративным типом адаптации (54,5 %); при этом различия носили статистически значимый характер (p<0,01). Данный факт свидетельствует о том, что соматотипиче-ские особенности пациентов, страдающих расстройствами шизофренического спектра с наличием ипохондрической симптоматики, оказывают влияние на их тип адаптации.

Длительность психического заболевания является дезадаптирующим фактором, что подтверждается характером распределения пациентов, страдающих расстройствами шизофренического спектра, в нашей выборке (табл. 1).

Таблица 1

Типы адаптации у пациентов основной группы в зависимости от длительности психического заболевания на момент обследования

Тип адаптации

Длительность заболевания

До 5 лет

5–10 лет

Более 10 лет

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Интегративный

5

14,7

2

9,1

1

1,6

Деструктивный

10

29,4

8

36,4

33

51,6

Экстравертный

6

17,6

3

13,6

4

6,2

Интравертный

13

38,2

9

40,9

26

40,6

Всего

34

100,0

22

100,0

64

100,0

Примечание . p>0,05

Несмотря на то что статистически значимых различий между подгруппами не наблюдалось (p>0,05), видно, что по мере течения заболевания заметно снижается доля пациентов с интегративным и экстравертным типами адаптации и увеличивается доля лиц с деструктивным типом адаптации.

Негативные расстройства, относясь к числу первичных предикторов адаптации, обусловливают индивидуально-личностные адаптационные особенности и характер вторичных компенсаторных образований, связанных с внутренними и внешними предпосылками. При анализе негативных расстройств в эмоциональной и ассоциативной сферах у пациентов на момент выписки статистически значимых различий между группами не выявлено (p>0,05). Исследование характера негативных расстройств в волевой сфере выявило, что в основной группе нарушения волевой сферы по типу «выпадения» встречаются статистически значимо (p<0,05) реже, чем в группе сравнения (22,5 и 48,0 %). Напротив, негативные расстройства в волевой сфере по типу «искажения» статистически значимо (p<0,05) чаще отмечались в основной группе (45,0 и 20,0 %). Последние зачастую были обусловлены ипохондрическими переживаниями и сопровождались нарушениями активности и поведения, основными из которых были манипуляция окружающими через состояние своего здоровья, ригидная профилактика заболеваний и/или интенсивные обследования, активный сбор медицинской информации, приложение чрезмерных специальных усилий по улучшению внешности и/или соматического состояния, отказ от выполняемых ранее функций, мотивированный состоянием своего здоровья, немотивированный прием препаратов соматического спектра, ипохондрические парамедицинские практики, некомпла-ентность в отношении базисной психотропной терапии в связи с ипохондрической симптоматикой (включая чрезмерную фиксацию на нежелательных эффектах терапии).

При анализе взаимосвязи образовательного уровня пациентов с типом их адаптации (табл. 2) следует, что большинство пациентов основной группы с интегративным типом адаптации имели законченное высшее образование (75,0 %) на момент обследования, что статистически значимо превышало долю таких пациентов в подгруппах с деструктивным (27,5 %) и интравертным (29,2 %) типами адаптации (p<0,05). Среди пациентов с интравертным типом адаптации доля лиц со средним образованием была статистически значимо (p<0,001) выше (47,9 %), чем среди пациентов с деструктивным (15,7 %) и интегративным (0 %) типами адаптации. В остальном различия между подгруппами не имели статистической значимости (p>0,05).

Таблица 2

Типы адаптации у пациентов основной группы с разным образовательным уровнем

Тип адаптации

Образование

Всего

Неполное среднее

Среднее

Средне специальное

Неоконченное высшее

Высшее

Интегра-

абс.

0

0

0

2

6

8

тивный

%

0

0

0

25,0

75,0*

100

Деструк-

абс.

6

9

8

14

14

51

тивный

%

11,7

17,6

15,7

27,5

27,5

100

Экстра-

абс.

0

2

3

4

4

13

вертный

%

0

15,4

23,0

30,8

30,8

100

Интра-

абс.

2

5

23

4

14

48

вертный

%

4,2

10,4

47,9**

8,3

29,2

100

Примечание . * – p<0,05; ** – p<0,001.

Во всех подгруппах основной группы независимо от типа адаптации преобладали пациенты, не состоящие в браке (табл. 3). Среди пациентов с деструктивным типом адаптации встречается статистически значимо (p<0,01) наименьшее число женатых (замужних) пациентов (11,8 %) по сравнению с пациентами с другими типами адаптации. Наибольшее количество холостых наблюдалось в подгруппе пациентов с интравертным типом адаптации (58,3 %; p>0,05); наибольшее число разведенных – в подгруппе пациентов с деструктивным типом адаптации (27,4 %; p>0,05).

Таблицы 3

Типы адаптации у пациентов основной группы с разным семейным положением на момент обследования

Тип адаптации

Женат/ замужем

Холост

Разведен

Вдов

Сожи-тельст-вует

Всего

Интегративный

абс.

4

4

0

0

0

8

%

50,0

50,0

0

0

0

100

Деструктивный

абс.

3

31

12

3

2

51

%

5,9*

60,8

23,5

5,9

3,9

100

Экстравертный

абс.

5

6

2

0

0

13

%

38,5

46,1

15,4

0

0

100

Интраверт-ный

абс.

14

27

7

0

0

48

%

29,2

56,2

10,4

0

0

100

Примечание . * – p<0,01.

При исследовании типа индивидуальной компенсаторно-приспособительной защиты пациентов выявлено, что в обеих группах наиболее распространенной была индивидуальная компенсаторно-приспособительная защита по типу «укрытия под опекой» (53,3 и 58,0 %; p>0,05). Данный паттерн приводил к прогрессивной утрате социальных навыков, оставлению попыток самостоятельного совладания с проблемами и, как следствие, к нарастанию паранегативных расстройств и неспособности адаптироваться в экстрагоспитальном мире. Особенностью данного типа защиты является необходимость разносторонней внешней стимуляции и коррекции; при этом компенсация возможна только при наличии постоянной опеки со стороны родных и психиатров.

В основной группе статистически значимо (p<0,01) чаще встречались лица с защитой по типу «экологической ниши» (30,0 %), в то время как в группе сравнения данный тип встречался в 8,0 % случаев. При данном типе развивающиеся в динамике психические нарушения препятствовали сохранению преморбидных, профессиональных и семейных функций и отношений. Наблюдалось формирование нового жизненного стереотипа либо по типу общего снижения, либо по типу «двойной жизни», cо сниженным социально полезным функционированием, с возможностью восстановления трудового и микросоциального статуса при наличии социального «убежища», создаваемого окружением на производстве и в семье. В остальном различия между группами не имели статистической значимости (p>0,05).

Учитывая то, что адаптационные возможности пациентов зависят от их ощущения ответственности за свое здоровье и способности к комплаентности, были изучены такие показатели, как обращаемость в психоневрологический диспансер и регулярность приема поддерживающей терапии. Анализ обращаемости пациентов основной группы к участковому врачу-психиатру показал, что большинство пациентов всех подгрупп самостоятельно и регулярно обращались в диспансерное отделение (табл. 4). Наибольшее число пациентов, не нуждавшихся в постоянном наблюдении участковым врачом-психиатром, обнаружено в подгруппе пациентов с интегративным типом адаптации (50,0 %; p<0,05). В остальном различия между подгруппами не достигали статистически значимого уровня (p>0,05).

Таблица 4

Обращаемость пациентов основной группы с различными типами адаптации к участковому врачу-психиатру

Тип адаптации

Не обращает-ся

Обращается

Отказ от посещений

Всего

самостоя стоя-тельно

по вызову

Интегративный

абс.

4

4

0

0

8

%

50,0*

50,0

0

0

100

Деструктивный

абс.

0

47

2

2

51

%

0

92,2

3,9

3,9

100

Экстравертный

абс.

0

11

0

2

13

%

0

84,6

0

15,4

100

Интраверт-ный

абс.

8

36

2

2

48

%

16,6

75,0

4,2

4,2

100

Примечание . * – p<0,05.

Наблюдению у врача-психиатра должно сопутствовать выполнение полученных от него рекомендаций, в том числе и регулярный прием поддерживающего лечения. Анализ регулярности приема поддерживающей терапии показал отсутствие между подгруппами пациентов с различными типами адаптации статистически значимых различий (p>0,05) (табл. 5).

При этом на уровне тенденции выявлено, что в сравнении с остальными подгруппами среди пациентов с интегративным типом адаптации имелось наибольшее число лиц, соблюдающих все полученные рекомендации и регулярно принимающих поддерживающее лечение (75,0 %); среди пациентов с деструктивным типом адаптации была наибольшей доля лиц, принимающих поддерживающее лечение эпизодически и время от времени самовольно прекращающих прием препаратов (47,2 %); среди пациентов с интравертным типом адаптации зарегистрировано наибольшее число лиц, самовольно прекративших поддерживающее лечение (4,2 %).

Таблица 5

Регулярность приема поддерживающей терапии пациентами основной группы с разными типами адаптации

Тип адаптации

Не нуждается

Отказывается

Эпизодически

Постоянно

Всего

Интегративный

абс.

0

0

2

6

8

%

0

0

25,0

75,0

100

Деструктивный

абс.

0

2

24

25

51

%

0

3,9

47,1

49,0

100

Экстравертный

абс.

0

0

6

7

13

%

0

0

46,2

53,8

100

Интра-вертный

абс.

0

2

21

25

48

%

0

4,2

43,7

52,1

100

Примечание . * – p > 0,05.

Заключение . Таким образом, результаты проведенного собственного исследования позволяют сделать выводы о том, что конституционально-морфологические характеристики, образовательный уровень, семейное положение, длительность психического заболевания, обращаемость к врачу-психиатру и выполнение полученных от него рекомендаций способны оказывать значимое влияние на адаптационные возможности больных шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой и нарастающими негативными нарушениями. Учет данных показателей необходим при построении программ комплексной реабилитации этой сложной категории больных.

Список литературы Адаптация больных шизофренией и шизотипическим расстройством с ипохондрической симптоматикой и негативными нарушениями

  • Атлас психического здоровья населения Омской области/под ред. В. Я. Семке. -Томск; Омск, 2012. -112 с.
  • Атлас психического здоровья населения Томской области/под ред. В. Я. Семке. -Томск, 2008. -120 с.
  • Бохан Н. А., Семке В. Я. Психиатрическая наука в Сибири: итоги и перспективы//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -1998. -№ 4. -С. 48.
  • Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. -М.: Учпедгиз, 1941. -367 с.
  • Гурович И. Я., Шмуклер А. Б. Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных//Социальная и клиническая психиатрия. -1998. -Т. 8, № 2. -С. 35-40.
  • Дубницкая Э. Б., Волель Б. А., Серебрякова Е. В. Небредовая ипохондрия: история и современное состояние проблемы (обзор литературы)//Психиатрия. -2008. -№ 1. -С. 44-54.
  • Дубницкая Э. Б., Волель Б. А., Серебрякова Е. В. Небредовая ипохондрия: история и современное состояние проблемы (часть II)//Психиатрия. -2008. -№ 2. -С. 55-62.
  • Корнетов А. Н. Оценка депрессивных расстройств у больных, страдающих соматическими заболеваниями, в условиях первичной медицинской сети//Российский психиатрический журнал. -2007. -№ 1. -С. 37-41.
  • Мухаметшина З. Ф. Социально-средовая адаптация и качество жизни больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра//Российский психиатрический журнал. -2008. -№ 4. -С. 70-73.
  • Павлова Л. К. Ипохондрические ремиссии при шизофрении//Журнал неврологии и психиатрии. -2009. -Вып. 9. -C. 95-101.
  • Рицнер М. С., Логвинович Г. В., Корнетов Н. А., Красик Е. Д., Залевский Г. В. Базисная карта стандартизированного описания пробанда и родственника. -Томск, 1985.
  • Семке А. В., Ветлугина Т. П., Иванова С. А., Рахмазова Л. Д., Корнетова Е. Г., Федоренко О. Ю., Лобачева О. А. Биологические и клинико-социальные механизмы развития эндогенных психических заболеваний//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2011. -№ 4. -С. 19-23.
  • Смулевич А. Б., Сыркин А. Л., Львов А. Н. Дифференциальный диагноз в психосоматике//Психические расстройства в общей медицине. -2010. -№ 3. -С. 4-15.
  • Красик Е. Д., Логвинович Г. В. Социально-трудовая адаптация больных приступообразной шизофренией. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. -185 с.
  • Старичков Д. А., Дресвянников В. Л., Овчинников А. А. Современные проблемы адаптации больных шизофренией//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2009. -№ 3 (54). -С. 17-20.
  • Чуркин А. А., Творогова Н. А. Распространенность психических расстройств в России в 2009 году//Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. -2011. -№ 1 -С. 21-28.
  • Docherty N. M., St-Hilaire A., Aakre J. M., Seghers J. P. Life Events and High-Trait Reactivity Together Predict Psychotic Symptom Increases in Schizophrenia//Schizophrenia Bulletin. -2009. -№ 35 -P. 628-645.
  • Fergus T. A., Valentiner D. P. Reexamining the domain of hypochondriasis//Journal of Anxiety Disorders. -2009. -№ 23. -P. 760-766.
  • Kornetov A. Old age psychiatry: training in Siberia//Mental Health Reforms. -2002. -Vol. 7, № 2. -P. 7-8.
Еще
Статья научная