Административный надзор за безопасностью дорожного движения в России и зарубежных странах: проблемы и решения
Автор: Макеева Ирина Александровна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 9, 2021 года.
Бесплатный доступ
Количество административных правонарушений, которые совершаются в России при нарушении требований в сфере безопасности дорожного движения, приобрело угрожающий характер как для отдельного человека, так и для общества в целом, представляя угрозу национальной безопасности. Одной из значимых причин является рост нарушений Правил дорожного движения и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий, количества погибших и раненых на российских дорогах. Данные обстоятельства обусловливают необходимость совершенствования национального административного надзора в отношении безопасности движения на дорогах, выявления причин и условий, порождающих значительное число данных видов правонарушений, определения новых направлений административноправового регулирования. Целевая направленность административного надзора заключается в обеспечении уполномоченными государственными органами необходимого уровня безопасности личности в направлении неприкосновенности охраняемых законом прав граждан на жизнь и здоровье от посягательств, связанных с нарушением Правил дорожного движения. Определяя основополагающие векторы модернизации административного надзора за безопасностью дорожного движения в рамках национального права, автор делает упор на изучение статистических данных и положительный зарубежный опыт.
Безопасность, дорожное движение, правила дорожного движения, административное правонарушение, административный надзор, административный регламент, юридическая ответственность, административно-правовое регулирование, государственный надзор, зарубежный опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/149137201
IDR: 149137201 | DOI: 10.24158/pep.2021.9.14
Текст научной статьи Административный надзор за безопасностью дорожного движения в России и зарубежных странах: проблемы и решения
Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Мурино, Россия, ,
Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Murino, Russia, ,
Безопасность – состояние защищенности от различных внутренних и внешних угроз как личности, так и общества, государства, которое признано жизненно важным [1, с. 297]. При этом в сфере национальной безопасности безопасность – категория, объединяющая многочисленные элементы, включая транспортную безопасность и, соответственно, безопасность дорожного движения, безопасность личности, что подтверждается во многих международных актах [2]. Целью их принятия является международное сотрудничество в направлении объединения усилений стран по обеспечению безопасности движения на дорогах, в частности, посредством государственного (административного) надзора, унификации дорожных знаков, дорожной маркировки, в том числе световых сигналов и пр. [3, с. 157].
Социально-правовая обусловленность внимания к данным проблемам на мировом уровне связана с количеством происшествий на дорогах, числом погибших и раненых. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка (доклад Mortality caused by road traffic injury), в Европейском регионе показатели смертности в результате ДТП в 2019–2020 гг. существенно ниже, чем в любом другом из регионов ВОЗ, и в 2,1 раза ниже среднего общемирового показателя – 8,8 летальных случаев на 100 тыс. человек в сравнении с 18,2 случаев на 100 тыс. человек в мире. Однако внутри самого Европейского региона можно наблюдать существенный разброс: в стране с наиболее высоким показателем он в 6,7 раз выше, чем в стране с наиболее низким показателем.
Согласно предоставленным отчетам стран, принявших участие в подготовке доклада, ВОЗ отмечает наиболее низкий уровень летальных исходов при ДТП в Швейцарии и Норвегии, наиболее высокий – в Таджикистане и странах Африканского континента. Численность ДТП в Европе имеет перманентную тенденцию к снижению. Так, например, в Германии за последние годы число зарегистрированных ДТП достигло рекордно низкого уровня. По мнению экспертов, данный факт обусловлен снижением интенсивности движения автотранспорта из-за пандемии COVID-19. По данным ВОЗ, к странам с высокой численностью смертности на дорогах относятся Китай, Индия, Нигерия и др. [4].
Что касается России, то, согласно официальным данным, в 2020 г. произошло 145 тыс. ДТП (на 11,7 % ниже к аналогичному периоду прошлого года), в которых погибло 16 152 человека (–4,9 %), получили ранения 183 040 человек (–13,2 %) [5]. Как видим, продолжается тенденция к снижению ДТП, смертности и травматизма на дорогах. В то же время 2020 г. стал рекордным по количеству ДТП за последние 5 лет. Среди федеральных округов лидируют Центральный (35 537 ДТП, –13,1 %), Приволжский (31 970, –12,3%), Сибирский (17 817, –8,3 %). Наименьшее количество ДТП в 2020 г. произошло в следующих регионах: Чукотский автономный округ (25 происшествий) и Ненецкий автономный округ (28 ДТП). В чукотских авариях погибло 6 человек (+500 %), ранено 20 (+17,6 %). Ненецкий округ, хотя и продемонстрировал снижение общего количества аварий (–9,7 %), отметился стопроцентным ростом числа погибших (4 человека).
Ситуация на дорогах России, оставаясь сложной, все же улучшается. Так, в первые два месяца 2021 г. произошло 17,2 тыс. ДТП, погибли 1,8 тыс. человек. Это ниже аналогичного периода прошлого года, когда за январь-февраль случилось 23 тыс. ДТП с 2,4 тыс. погибших [6].
Вместе с тем во всех странах необходимо более совершенное обеспечение безопасности на дорогах, которое достигается различными мерами, в том числе посредством государственного (административного) надзора как одной из важнейших форм деятельности публичных органов государственной власти и структурных подразделений данных органов, должностных лиц в направлении обеспечения принципа законности (без непосредственного вмешательства в деятельность поднадзорных лиц (субъектов)) [7].
В нашей стране административный надзор осуществляется уполномоченными лицами Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России, Госавтоинспекция) [8]. Правовые основы надзора в обозначенной сфере составляют, в частности, нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [9] и принятые в 2020 г. Правила учета дорожно-транспортных происшествий [10]. В соответствии с действующим на данном этапе Регламентом (№ 664), регулирующим вопросы в рамках исполнения государственной функции по осуществлению надзора в сфере национальной безопасности на дорогах [11], к полномочиям ГУОБДД МВД России относятся: организация и проведение как плановых, так и внеплановых проверок по обеспечению безопасности движения; оформление итогов проверок; обеспечение наблюдения за исполнением установленных правил обеспечения безопасности движения; оформление документов при совершении дорожнотранспортного происшествия; применение мер государственного принуждения.
В 2019–2020 г. г. работа в рамках реализации важнейших национальных планов действий по обеспечению дорожной безопасности осуществлялась по многим направлениям. Так, под руководством Министерства обороны реализовывалась программа «Автомобильные дороги Минобороны
России». Министерство транспорта работало над такими проектами, как «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Под руководством МВД РФ реализовывались мероприятия в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения».
Однако необходимо признать, что названные меры не будут эффективными без совершенствования законодательства посредством: дальнейшего генезиса программно-целевого метода, реализованного в рамках государственной политики; корректирования правовых основ безопасности движения на дорогах; развития дорожной инфраструктуры в направлении безопасности движения; разработки и совершенствования инновационных систем по управлению безопасностью на дорогах; генезиса правовой культуры, в частности, в отношении соблюдения Правил дорожного движения, т. е. профилактики правонарушений и преступлений на дорогах [12, с. 156].
Данным вопросам уделяется все более пристальное внимание, в том числе на уровне программно-целевой направленности государственной политики. Так, в соответствии с новым программным документом – Стратегией, утвержденной Президентом РФ в 2021 г. в отношении развития системы национальной безопасности России [13], в качестве главного приоритета определено сбережение российского народа [14]. Планируется издание нового Приказа МВД России, который заменит действующий Приказ № 664 и более совершенным образом, с учетом современных реалий урегулирует порядок осуществления административного надзора (в рамках Административного регламента) за соблюдением участниками движения на дорогах притязаний законодательства о безопасности [15]. Проект предусматривает: правила осуществления скрытого надзора, что коррелирует с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» [16]; новые положения о фото- и видеофиксации, о перечне административных действий, в том числе в отношении правил проверки документов, размещения патрульного автомобиля, реализации норм страхового законодательства при совершении происшествия на дороге и др.
Принятие обновленного документа обусловлено, прежде всего, тем, что так называемый «срытый надзор» легализуется на законодательном уровне. Кроме того, в его приложениях установлены новые формы протоколов, определений и бланков других документов, что, на наш взгляд, является несомненным достоинством. Неоспоримым плюсом принимаемого документа следует признать п. 127, предусматривающий возможность оформления участниками ДТП европротокола без сотрудников ГИБДД, а также обязанность сотрудников ГИБДД проинформировать родственников пострадавших в ДТП о произошедшем (п. 121). Обратим внимание, что Приказом № 664 предусмотрено лишь предложение инспектора водителю покинуть автомобиль (п. 93.1). Такая обязанность возлагается на водителя при досмотре, отстранении, задержании и некоторых других процедурах. Новый документ закрепил такое право сотрудника ГИБДД (п. 64). К новеллам можно отнести и утомленное состояние водителя как основание для реализации такого права. По оценкам экспертов, данный приказ следует признать «приемлемым», его основной задачей будет выступать фиксация «опасного» вождения [17].
Анализ информации об осуществлении государственного надзора в сфере безопасности движения на дорогах в зарубежных странах позволяет отметить следующее. Уровень эффективности надзора, способствующий уменьшению числа негативных явлений на дорогах, в целом имеет корреляцию как со степенью развития законодательства в сфере безопасности движения, включая стратегические документы, так и с качеством дорог, правосознанием граждан, другими явлениями, включая национальные традиции, аутентичность нации. Ярким примером подобной аутентичности признана Япония, которая, как показывает статистика, относится к наиболее развитым странам в отношении безопасности на дорогах, что обеспечивается, в частности, посредством государственного надзора. В Японии осуществляется эффективная реализация долгосрочных программных документов, в том числе в рамках Универсальной системы управления дорожным движением (UTMS), значительно увеличивающей степень безопасности.
К ведущим полномочиям названной системы относятся: профилактика происшествий; оперативное реагирование; постоянное внедрение инновационных цифровых технологий как в устройства автомобилей, так и в различные иные механизмы, позволяющие обеспечить безопасность, сократить препятствия на дорогах в момент наиболее активного движения (час пик), снизить как количество опасных явлений на дороге, так и психологическую нагрузку участников движения при конфликтах [18].
К прогрессивным государствам в отношении обеспечения государственного надзора за безопасностью на дорогах, по внедрению в систему безопасности инновационных методов относятся также Израиль, Канада, Республика Корея, Австралия и некоторые государства Европы. Данный опыт вполне можно использовать и в России. На сегодняшний день научно-технический прогресс пронизывает все сферы общественных правоотношений, не является исключением и административный надзор за безопасностью дорожного движения. Как пример – внедрение беспилотных летательных аппаратов в российскую практику надзора за безопасностью дорожного движения.
Определенные достижения в обозначенном направлении принадлежат Китаю, в котором и сегодня актуально мнение Конфуция о том, что основная причина несоблюдения любых правил – отсутствие высоких моральных качеств как идеала образа жизни, когда общественно полезное поведение – основа профилактики правонарушений [19].
Проведенный анализ позволил прийти к выводу о том, что решение вопроса безопасности движения на дорогах – одна из приоритетных государственных задач. Это должно отражаться, в частности, на качестве дорожного покрытия, которое оказывает значительное влияние на безопасность и снижение смертности. В Российской Федерации данные вопросы вызывают особую озабоченность и требуют принятия реальных мер. В этой связи представляется необходимой разработка межведомственного нормативно-правового акта (ГИБДД МВД России, Ространсна-дзора и Росавтодора), который позволит исключить дублирование надзорных полномочий указанных ведомств и позволит повысить эффективность административного надзора при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Таким образом, обеспечение безопасности движения на дорогах, в том числе посредством усиления административного надзора, выступает одной из приоритетных государственных задач, цель реализации которой – снижение количества ДТП и смертности на дорогах [20, с. 6].
Список литературы Административный надзор за безопасностью дорожного движения в России и зарубежных странах: проблемы и решения
- Соколова А.Ю. Административное право Российской Федерации. М., 2016. 352 с.
- Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г., Вена (вступила в действие для России с 1974 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/2540647/ (дата обращения: 12.09.2021);
- Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., Вена (вступила в действие для России с 1974 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/2540357/ (дата обращения: 12.09.2021).
- Золотарь К.В. Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Цифровая наука. 2020. № 4. С. 155–162.
- Статистика ДТП по странам мира 2020 [Электронный ресурс] // Страны мира, путешествия. URL: https://gid-nenuzen.ru/statistika-dtp-po-stranam-mira-2020/ (дата обращения: 12.09.2021).
- Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Госавтоинспекция. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 12.09.2021).
- Там же.
- Иванов О.А., Телегин А.С., Тиунова Н.С. Административное право. Пермь, 2020. 340 с.
- Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью: Приказ Министерства транспорта России от 31 июля 2020 г. № 283 // Российская газета. 2020. 11 декабря.
- О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 2 июля 2020 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/10105643/ (дата обращения: 12.09.2021).
- Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1502 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 39. Ст. 6077.
- Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Российская газета. 2017. 13 октября.
- Дунаева О.Н., Полякова С.В. Современные международные тенденции обеспечения безопасности дорожного движения и их реализация на примере Китая и Японии // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 1 (24). С. 156–163.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 12.09.2021).
- Президент утвердил новую редакцию Стратегии национальной безопасности России // Российская газета. 2021. 14 июля.
- Информация МВД России от 16 июня 2021 г. «Госавтоинспекция разъясняет положения проекта ведомственного приказа по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400811983/#review (дата обращения: 12.09.2021).
- О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения: 12.09.2021).
- ДПС разрешат скрытый надзор [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4847782 (дата обращения: 12.09.2021).
- Дунаева О.Н., Полякова С.В. Указ. соч. С. 159.
- Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / отв. ред. Л.С. Переломов. М., 2004. 431 с.
- Поддубный А.О., Удычак Ф.Н. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Российская юстиция. 2019. № 6. С. 6–7.