Аффективное измерение культуры в фокусе современного социально-гуманитарного знания

Бесплатный доступ

При описании современного процесса замены рационального иррациональным исследователи сталкиваются с изменениями во многих сферах жизни. В связи с аффективным поворотом, произошедшим в конце XX века, эмоциональное измерение приобретает особую важность в популярной культуре, социальных практиках и научных открытиях в гуманитаристике; изменения касаются даже эпистемологии, выводящей субъективность исследователя, подверженного эмоциям, в качестве новой черты исследовательского standpoint. В рамках статьи рассматриваются основные теории и концепции изучения феномена эмоций. Произведен анализ причин, по которым классическая социологическая теория оказалась бессильна перед «Обществом переживаний» Г. Шульце. Рассматривается процесс превращения эмоций в инструмент воздействия и управления на уровне государственных институтов и корпораций, а также их потенциально полезное использование при работе с публичной историей в новой музеологии. Особенное внимание уделяется сфере личной жизни, которая, как показывает статья, всегда задавалась социокультурными практиками, но в XXI веке оказалась беззащитной перед логикой рыночных отношений.

Еще

Эмоции, иррациональность, аффект, общество переживаний

Короткий адрес: https://sciup.org/144162564

IDR: 144162564   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-2106-6-13

Список литературы Аффективное измерение культуры в фокусе современного социально-гуманитарного знания

  • Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Москва: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
  • Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. С. 51 - 79.
  • Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX - начала ХХ века / под ред. В. И. Добренькова. Москва: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 455-490.
  • Гирц К. Интерпретация культур. Москва: РОССПЭН, 2004. 560 с.
  • Деяез Ж. Лекции (I-XI) о Спинозе 1978-1981. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
  • Завадский А., Склез В., Суверина К. Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. С. 7-50.
  • Зорин А. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века. Москва: Новое литературное обозрение, 2016. 568 с.
  • Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / Перевод с нем. С. В. Сидоровой. Москва: Директ-Медиа, 2020. 400 с.
  • Ницше Ф. Избранные произведения. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. 766 с.
  • Саенко Н. Р. Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности // Современное культурное пространство: Философия. Искусство. Технология. Информация / Научная редакция В. Х. Разакова. Волгоград: Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов рф, 2004. С. 22-28.
  • Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Полина Аронсон, Илья Будрайтис, Елизавета Великодворская и др.; под ред. П. Аронсон. Москва: Individuum, 2021. 288 с.
  • Срничек Н., УильямсА. Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда / Перевод с английского Николай Охотин. Москва: Strelka Press, 2019. 336 с.
  • Сувалко А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт C89 WP20/2013/05/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2013. 48 с.
  • Февр Л. Чувствительность и история // Февр Л. Бои за историю. Москва: Наука, 1991. С. 109 - 126.
  • Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2003. № 2(3). С. 3-9.
  • Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. 330 с.
  • Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. 256 р.
  • Bordo S. The Cartesian Masculinization of Thought // Signs. 1986. Vol. 11. №3. Pp. 439-456
  • Fox Keller E. Feeling for the Organism. New York: Freeman, 1985. 235 р.
  • Frijda N. The Laws of Emotion. Mahwah, NJ: Lawrence Erlebaum Associates, 2007. 352 р.
  • Kahnemann D. Thinking, Fast and Slow. New York: Farras, Straus and Giroux, 2011. 512 р.
  • Nussbaum M. Upheavals of Thought: The Intelligence of Emotions. Cambridge University Press, 2003. 766 р.
  • Ott B. L. Affect // Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. 17 July. URL: https://people.southwestern.edu/~bednarb/vmc/articles/ott-affect.pdf (дата обращения: 23.07.2022)
  • Plamper J. Emotions in History. Oxford: Oxford University Press, 2015. 567 р.
  • Reddy W. M. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. New York: Cambridge University Press, 2001. 376 р.
  • Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. 2. Aufl . Frankfurt; New York: Campus Verlag. 2005. 765 р.
  • Smith L., Campbell G. The Elephant in the Room: Heritage, Affect and Emotion. In book: Logan W., Nic Craith M., Kockel U. (eds) A Companion to Heritage Studies. Chichester: Willey-Balckwell, 2015. P. 443-460.
  • Stiegler B. Pharmacology of Desire: Drive-Based Capitalism and Libidinal Dis-Economy // New Formations. V. 72, 2011. Fp. 150-161.
  • Zelizer V. The Purchase of Intimacy. Princeton University Press, 2005. 356 р.
Еще
Статья научная