Агропропаганда в контексте советской модернизации российской деревни 20-х – начала 30-х годов XX века
Автор: Ченская Т.В.
Журнал: ХХ век и Россия: общество, реформы, революции @sbornik-libsmr
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 13, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются формы и методы агропропаганды 1920-х – начала 1930-х годов, основной задачей которой являлось усовершенствование и интенсификация крестьянского хозяйства. Основными, но не единственными проводниками массовой агропропаганды стали сельскохозяйственные кружки, создаваемые повсеместно и при различных культурно-просветительских учреждениях российской деревни: избах-читальнях, красных уголках, библиотеках, в том числе библиотеках-передвижках, клубах.
Короткий адрес: https://sciup.org/140312908
IDR: 140312908 | DOI: 10.34830/SOUNB.2025.45.76.001
Текст научной статьи Агропропаганда в контексте советской модернизации российской деревни 20-х – начала 30-х годов XX века
Режим доступа:
В ряде проблем истории советского общества, наиболее нуждающихся в переосмыслении, по-прежнему важнейшее место принадлежит советской модернизации российской деревни второй половины 20-х – начала 30-х гг. В современной отечественной историографии сложилась своеобразная традиция исследовать этот период в контексте коллективизации сельского хозяйства и методов ее проведения. Так как мы не ставили перед собой задачу историографического исследования, в качестве примера приведем лишь несколько авторов исследовательских работ: Д.В. Павлов, В.А. Ипполитов и А.А. Слезин, В.А. Ильиных, В.П. Попов1. В их работах рассматривается феномен форсированной коллективизации, раскрываются проблемы, с которыми столкнулось руководство СССР в ходе реализации на практике политики коллективизации, показан процесс реформирования крестьянских хозяйств и трагедия крестьянина-труженика.
Но, на наш взгляд, обязательно нужно иметь в виду, что на коротком по историческим меркам отрезке времени (20-е – нач. 30-х гг. XX в.) оказались соединенными в один узел многие экономические, политические и просвещенческие задачи. Оставляя за кадром период, предшествующий «коренному перелому» в российской деревне, мы сужаем исследовательское поле, что приводит к некоторому однобокому пониманию сути модернизации. Советская модернизация аграрного сектора включала в себя целый комплекс преобразований российской деревни начиная с повышения общего культурного уровня крестьян и приобщения их к элементарным общеобразовательным знаниям и заканчивая формированием новой культуры быта сельского социума и нового типа личности. Агропропаганда в контексте советской модернизации была одним из действенных инструментов на пути к этой амбициозной цели.
Статьи
Главная задача агропропаганды заключалась прежде всего в усовершенствовании крестьянского хозяйства. Массовая агропропаганда проводилась путем чтения лекций по сельскому хозяйству, проведения бесед и экскурсий. Широкое распространение получили сельскохозяйственные кружки. Согласно данным отчетных материалов Главполитпросвета, в рассматриваемый нами период по РСФСР насчитывалось более 10 тысяч таких кружков2. Создаваемые повсеместно и при различных культурно-просветительских учреждениях (избах-читальнях, красных уголках, клубах, библиотеках, в том числе библиотеках-передвижках), они сыграли существенную роль в реорганизации крестьянского хозяйства, проводили практические общественные работы (переход на многополье, организация показательных кормлений скота), способствовали сельскохозяйственной кооперации. В качестве иллюстрации можно провести ряд примеров работы сельскохозяйственных кружков по различным губерниям РСФСР. Лекшмозерский сельскохозяйственный кружок (Вологодская губерния, Каргопольский уезд) отсортировал 2 000 пудов зерна по волости, а в Печинковской волости аналогичный кружок при избе-читальне организовал 6 животноводческих товариществ по выращиванию племенного скота. Сельскохозяйственный кружок при Нагорьевской избе-читальне Переяславского уезда Владимирской губернии за год убедил 30 селений перейти на четырехполье. Сельскохозяйственный кружок села Аньково (Иваново-Вознесенская губерния, Тейковский уезд, Вознесенская волость) организовал молочное товарищество, а в деревне Марьино открыл машинное товарищество и создал опытное поле. В Шуйском уезде Даниловской волости сельскохозяйственный кружок в селе Захарово под руководством совета избы-читальни провел работу по переходу селений на многополье, открыл зерноочистительный пункт, наладил показательное кормление скота. Нередко сельскохозяйственные кружки совмещали теоретическую и практическую агропропаганду, как, например, в селе Яблоново Курганинской волости Белгородского уезда Курской губернии наряду с 25 докладами по вопросам сельского хозяйства была организована борьба с совкой3, промывка зерна формалином, введено многополье с посевом трав и корнеплодов4.
Нужно отметить, что с одной стороны государственная необходимость совершенствования и интенсификации сельского хозяйства, а с другой потребность со стороны крестьян в обогащении своих знаний в области сельского хозяйства приводили к росту спроса и популярности сельскохозяйственных кружков, особенно в ЦентральноЧерноземном регионе РСФСР. Только в одной Орловской губернии количество таких кружков за 1926 г. увеличилось с 431 до 11005. Особенно возросло значение сельскохозяйственных кружков в связи с проведением агрономического похода и борьбой с агронеграмотностью. По инициативе сельскохозяйственного кружка по агропропаганде
Статьи
Луковской избы-читальни (Малоархангельский уезд) за год всеми без исключения крестьянами вводился посев отсортированными и протравленными формалином семенами, распространены за плату среди населения 445 плодовых деревьев, отведено три сада для производства практических опытов и распространены среди 252 дворов семена огородных овощей. Члены сельскохозяйственного кружка Успенской волостной избы-читальни проводили эксперимент с минеральными удобрениями, применяя их у себя, вводили травосеяние и приобрели волошского барана для общего стада. Кружок усиленно агитировал за переход на многополье. Агитация имела успех, и с весны 1927 г. все общество (320 домохозяев) перешло на шестипольный севооборот. Аналогичны практические результаты работы сельскохозяйственных кружков в Тросновской, Рундовской и Сетушенской избах-читальнях. Сельскохозяйственный кружок в избе-читальне в селе Апальково (Н.-Баевской волости Орловского уезда) за три года организовал сельскохозяйственное кооперативное общество, случный пункт, маслодельный завод, приобрел тракторы, мельницы, сложные молочные машины6. Как видно из приведенных примеров, члены сельскохозяйственных кружков, испытав на своем хозяйстве агрокультурные новшества, старались не только делиться позитивным опытом с односельчанами, но и побуждать их к переменам.
В помощь культурно-просветительным учреждениям деревни в деле агропропаганды, и прежде всего избам-читальням как самым массовым организациям данного типа, создавались и рассылались методические пособия, издаваемые большим тиражом. Например: «Изба-читальня и весенние сельскохозяйственные работы» (10 000 экземпляров); «Изба-читальня на борьбу с засухой» (10 000 экземпляров); «Изба-читальня и летне-осенние сельскохозяйственные работы» (5 000 экземпляров); «Изба-читальня и зимние сельскохозяйственные работы» (10 000 экземпляров); «Сельскохозяйственный кружок в избе-читальне» (10 000 экземпляров); серия диаграмм «Способы поднятия сельского хозяйства» (3 200 экземпляров)7.
Помимо культурно-просветительных сил деревни, в процесс агропропаганды были активно включены шефские общества. Центральная шефская комиссия – сеть добровольных рабочих обществ по шефству над деревней – охватывала почти все крупные города. По 49 шефским обществам насчитывалось 785 151 членов. Наиболее крупными по количеству членов шефскими обществами были Ленинградское – 250 000 членов, Московское – 150 000 членов, Бакинское – 30 000, Харьковское и Иваново-Вознесенское – 24 000, Киевское – 23 000 и Одесское – 22 000 членов8. Энергично работали шефы в области землеустройства подшефных им районов и перевода их на более усовершенствованные формы обработки земли. Для этого шефские общества посылали в деревни на постоянную работу своих специалистов: агрономов, землемеров, зоотехников. По данным доклада шефской комиссии при агитпропе ЦК ВКП(б) на декабрь 1926 г., за счет шефских обществ содержалось в деревнях 285 постоянных работников, из них агрономов – 1599. С их помощью и при
Статьи
материальной поддержке шефских обществ было организовано около 600 опытнопоказательных полей, устраивались показательные выставки. В результате этой организационной и разъяснительной работы переведено на многополье около 500 селений, землеустроено 11 100 десятин земли10. По аналогии с деятельностью Центральной шефской комиссии, активно участвовали в агропропаганде местные организации, вносившие свой вклад в модернизацию аграрного сектора. Так, например, Шатиловская опытная станция оказывала шефскую помощь Рунцевской избе-читальне Новосильского уезда Орловской губернии. С ее помощью изба-читальня снабжалась «Крестьянской газетой», «Деревенской правдой», журналами и книгами по сельскому хозяйству, систематически направлялись агрономы для проведения консультаций среди крестьян и чтения лекций по сельскому хозяйству11.
В районы страны, удаленные от Европейской части РСФСР, для поведения агропропаганды формировались специальные агропоезда с вагонами-музеями, вагонами-лавками, укомплектованные специалистами в области сельского хозяйства. Одним из самых ярких примеров таких агропоездов был агропоезд имени Ленина. Его маршрут и работу подробно освещала советская пресса рассматриваемого нами периода. На Северном Кавказе поезд посетили 20 тысяч крестьян, для которых было прочитано 55 докладов и лекций. Агрономы проводили обследования крестьянских хозяйств. Оттуда агропоезд направился в Сталинград, таким образом, за 1927 г. он совершил четыре поездки, которые охватили 13 губерний. Своим вагоном-музеем агропоезд обслужил 200 тысяч человек в 116 волостях. В деревнях работниками агропоезда прочитано свыше 300 лекций. Для знакомства и обследования крестьянских хозяйств на местах было сделано 473 выезда. Из вагона-лавки агропоезда крестьяне приобрели сельхозинвентаря на общую сумму 300 рублей и свыше 40 000 книг по сельскому хозяйству12.
Агропропаганда активно проводилась и в специально созданных для приезжающих в город сельских жителей – Домах крестьян. Московский Дом крестьянина организовал курсовую работу: самым большим спросом пользовались курсы трактористов (по 30–40 человек записывалось на них ежедневно). С неменьшим успехом шли курсы пчеловодства, кормодобывания и животноводства. Помимо курсов, чтения лекций и бесед, Московский Дом крестьянина провел ряд диспутов по наиболее злободневным вопросам сельского хозяйства: диспут о корнеплоде, о сортах клевера, о важности и необходимости зоотехника и агронома в деревне. Диспут по опытному животноводству привлек внимание 400 человек слушателей13. Почти во всех губернских, волостных и уездных центрах в Домах крестьянина функционировали справочные бюро по вопросам землеустройства и сельского хозяйства, читались вслух газеты, работали библиотеки. В Орловском губернском Доме крестьянина в течение месяца (октябрь 1927 г.) читалась лекция по ветеринарии – о выборе коровы и уходе
Статьи
за ней14. Елецкий Дом крестьянина в день в среднем давал до 30 справок по различным вопросам, а его библиотека насчитывала до 300 книг по сельскому хозяйству15.
Агропропаганда искусно вплеталась в праздничные мероприятия, организованные в сельской местности. Сильное впечатление на крестьян производил праздник урожая, который по своей сути являлся пропагандой достижений советского аграрного сектора. День урожая отмечался в основном такими видами мероприятий, как беседы и доклады о сельском хозяйстве, вечера-спектакли с постановкой агропьес, выпуск стенгазет избами-читальнями, красными уголками, школами. В этот день устраивались книжные выставки в библиотеках, демонстрация сельскохозяйственных машин. Крестьяне Колпенской волости Малоархангельского уезда в ходе праздничных мероприятий сделали заявку на трактор и шатиловский овес. В Россошенской волости Ливенского уезда была организована продажа сельскохозяйственных книг, волостное торжественное собрание с участием представителей от сельских советов (70 человек), организована сельскохозяйственная выставка. В Дмитровской волости по библиотекам были проведены книжные выставки, бесплатные спектакли, выпущен ряд стенгазет. По Орловскому уезду (данные 1926 г.) было проведено четыре районных сельскохозяйственных выставки по специализированным секциям: животноводство – 780 экспонатов, птицеводство – 38 экспонатов, полеводство – 134 экспоната, садоводство – 45 экспонатов, огородничество – 11, пчеловодство – 7, кустарно-промышленные изделия – 23. Всего на этих выставках было представлено 1038 экспонатов, с которыми познакомились 8 тысяч человек16. Еще большего размаха агропропаганда достигала в день 7 ноября – главного праздника страны. В качестве яркого примера можно привести этот день в селе Долбекино (Дмитровский уезд), где праздничные мероприятия растянулись на несколько дней: утром 7 ноября был проведен митинг, а вечером поставлен спектакль; 8 ноября с 9 часов утра до 13.00 была открыта животноводческая выставка, с 13.00 до 16.00 устраивались бега, в которых участвовали лошади совхоза, коневодческого товарищества и крестьянские. На выставке и бегах присутствовало около 600 человек. Специально к праздничному дню в районе Дмитровского сельсовета населением 5 колодцев были отремонтированы и построено 2 новых, оборудовано 2 скотомогильника и отремонтировано 5 мостов. Комсомольской ячейкой совместно с беспартийной молодежью на школьном участке посажены ракитовые саженцы17. Несмотря на идеологический окрас рассмотренных нами мероприятий, агропропаганда несомненно имела положительный практический результат и порождала у деревенских жителей через личную вовлеченность желание усовершенствовать свое хозяйство и быт.
Агропропаганда не оставляла без внимания различные хозяйственные кампании на селе и, прежде всего, посевные, а также использовала инновационные для того времени методы работы с населением. Так, Тросновская (Елецкий уезд) изба-читальня наряду с традиционными выставками сельскохозяйственной литературы, соответствующими
Статьи
беседами и докладами использовала радио. Она организовала четыре массовых прослушивания радиопередач о весенней посевной кампании, поставила 2 спектакля и пьесу «Что посеешь, то пожнешь», декламации, частушки и рассказы. После пьес была представлена обширная стенгазета, полностью отражавшая весеннюю посевную кампанию, выпущен первый номер журнала «Бич», освещавший недостатки проводимой кампании. Подобные формы и методы популяризации сельскохозяйственных знаний использовались повсеместно. Но в Дмитровском уезде наряду со стандартными докладами по сельскому хозяйству, плакатами о борьбе с сельскохозяйственными вредителями, о сортировании семян, засеве шатиловского овса отдельно прорабатывались вопросы посевной кампании с учетом половозрастных особенностей местных жителей – с молодежью, женщинами, детьми велась беседа об их практическом участии в посевной кампании. С этой целью в избе-читальне было проведено семь лекций-докладов и один вечер вопросов и ответов, усилилась справочная работа, выпущено три номера стенгазеты, отражавших ход кампании. Художественный и драматический кружки совместно с коллективом стенгазеты подготовили специальный материал и спектакли «Многополье», «Что посеешь, то пожнешь». Библиотека при избе-читальне оформила витрину с книгами по сельскому хозяйству, сделала красочные агитационные плакаты «Что читать в кампанию» и журнал о ходе посевной кампании18.
Консультационную помощь в агропропаганде оказывали справочные столы, создаваемые при культурно-просветительных организациях РСФСР. По данным 19 справочных столов одного только Новосильского уезда за первый квартал 1926 г., из выданных 353 справок 93 (т.е. большинство) были по сельскому хозяйству, 49 по сельхозналогу, 43 по земельным вопросам, 5 по кооперации19.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить массовый характер агропропаганды 20-х начала 30-х годов. Она осуществлялась силами культурно-массовых и просветительских учреждений российской деревни, агропропагандистов, шефских организаций, активной работой справочных столов и организацией праздничных мероприятий. Агропропаганда стала действенным инструментом процесса аграрной модернизации российской деревни, рассматриваемого нами периода. С одной стороны, она позволила восполнить недостаток квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и прежде всего агрономов, землемеров, зоотехников, путем консультаций, бесед, лекций, демонстрации новых методов землепользования и достижений селекции, и побудила крестьян усовершенствовать свое хозяйство. С другой стороны, в некоторой степени, она идеологически подготовила население к грядущим глобальным изменениям в аграрном секторе.
- 19 -