Айгунский договор - памятная дата Еврейской автономной области

Автор: Гуревич В.С.

Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3 т.26, 2023 года.

Бесплатный доступ

Законом Еврейской автономной области 28 мая признано одной из официальных памятных дат в истории области. Именно в этот день в 1858 году в китайском городе Айгунь был подписан Айгунский договор - исторический документ о разграничении владений двух стран: России и Китая. Договор явился юридическим обоснованием присоединения к Российской империи земель, лежавших по левому берегу Амура, а также Приморья. История Еврейской автономной области является неотъемлемой частью общей истории освоения россиянами земель Сибири и Дальнего Востока, истории Российского государства. Ее начальным этапом следует считать 1581 год, когда с берегов Камы на восток выступил отряд Ермака Тимофеевича, который способствовал открытию и присоединению к российскому государству новых богатых земель, расположенных за горами Урала. Последующее продвижение от Оби к Енисею, от Енисея к Лене и далее к Тихому океану русских землепроходцев положило основание российскому господству на Амуре и присоединению приамурских земель к России. Движение в Сибирь и на Дальний Восток служило не только источником пополнения дефицита государственной казны, завязыванию торговых связей с народами, проживавшими на этих землях, но и обеспечивало Российскому государству возможность прорыва изоляции и блокады на западе и юго-западе страны. Однако на Амуре пребывание русских было недолгим и прервалось середине XVII века военными действиями хорошо организованных вооруженных войск Цинской империи. Не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, в 1689 г. Россия была вынуждена подписать Нерчинский договор, согласно которому русские покинули левобережное Приамурье более чем на полтора века. Но усилия и жертвы первопроходцев XVII века в Приамурье оказались не напрасными. Они стали прологом для последующего восстановления и закрепления Российским государством своих территориально-политических позиций.

Еще

Айгунский договор, амурские сплавы, река амур, памятная дата

Короткий адрес: https://sciup.org/143180440

IDR: 143180440   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2023-26-3-79-83

Текст научной статьи Айгунский договор - памятная дата Еврейской автономной области

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: ,

позволило России вернуть земли, утраченные по Нерчинскому договору 1689 года.

По договору левобережье нижнего Амура признавалось сторонами российской территорией, а нужные нам правобережные земли территориями «общего пользования». Границы их, тем не менее, окончательно не были определены. Договор стал отправной точкой для последующего договора, обеспечивающего присоединение к Российской империи Уссурийского края – территории нынешнего Приморья. За подписание Айгунского договора и организацию заселения левобережья Амура Н.Н. Муравьев был вознагражден государем наследуемым титулом графа Амурского.

Но вскоре после подписания договора китайцы отказались его ратифицировать. И тогда путем активных дипломатических усилий Министерства иностранных дел России и незаслуженно забытого, но блистательного российского дипломата и разведчика, посланника в Пекине графа Николая Павловича Игнатьева 2 (14) ноября 1860 года Ай-гунский договор был ратифицирован.

Пекинский договор закрепил за Россией право единоличного владения территориями, расположенными между нижним течением Амура и Кореей, включая береговую линию и удобные для строительства портов гавани, где впоследствии выросли порты Владивосток, Ванино, Находка, Восточный, Посьет.

Н.Н. Муравьев-Амурский в своем письме министру иностранных дел России князю А.М. Горчакову отмечал, что теперь мы законно обладаем и прекрасным Уссурийским краем, и южными портами. И все это без пролития крови, одним уменьем, настойчивостью и самопожертвованием нашего посланника, а дружба с Китаем не только не нарушена, но скреплена более прежнего.

Вернемся ко времени, предшествовавшему подписанию Айгунского и Пекинского договоров. А.П. Васильев в своем произведении «Муравьев-Амурский», написанном в 1940 году на основе глубокого изучения и проработки трудов древних классиков и современных ему ученых, практически с полной исторической документальностью изложил историю российского освоения Приамурья.

Еще в половине XVII века русские земле-искатели (Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов, Петр Бекетов) нашли выход российского государства по реке Амур к Великому океану. Однако через столетия исследователи исказили идею плавания по Амуру ложной мыслью о том, что река Амур не судоходна, что Сахалин не остров, а полуостров.

На печальном поприще отрицания судоходности Амура отличились известные нам мореплаватели Лаперуз, а также специально посланный для исследования Сахалина и устья Амура Крузенштерн. Закончилось это тем, что дело изучения судоходности Амура застопорилось и было решением царя Николая I прекращено. Решение Особого комитета 1848 г. гласит: «положить границу нашу с Китаем по южному склону Хинганского

Станового хребта до Охотского моря к Тугурской губе и отдать, таким образом, навсегда Китаю весь Амурский бассейн как бесполезный для России по недоступности для мореходных судов устья реки Амура и по неимению на его прибрежье гавани...» [6].

Но идея плавания по Амуру висела в воздухе; необходимы были только добросовестные люди, которые провели бы эту идею в жизнь, и они, к счастью для России, нашлись в лице Николая Николаевича Муравьева и Геннадия Ивановича Невельского.

В сентябре 1847 года генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен Н.Н. Муравьев, 38 лет от роду. В период предыдущей службы на Кавказе его отличало следование политике мирных завоеваний, внушение к себе неограниченного доверия влиятельных горцев-князей, через которых подчинялись русской власти и горские племена. Занимаясь развитием Восточной Сибири, Муравьев практически сразу после своего назначения начал предпринимать конкретные шаги к пересмотру вопроса о государственном разграничении на Дальнем Востоке. Наращивались силы необходимого для занятия Амура войска – Забайкальского казачьего. Была проведена реформа управленческого аппарата: он стал более компактным и более работоспособным. И, самое важное, в массе своей проникнут главной идеей – вернуть России Амур. «Человек с государственным смыслом, без всякого сомнения, умнее, образованнее, честнее всего кабинета совокупно», – писал о Муравьеве А.И. Герцен» [4].

Невельской в июне 1849 года установил, что Сахалин остров, вход в лиман и реку Амур возможен для морских судов с севера и юга. «Это известие, – написал И.П. Барсуков, – было ответом на заветные мечты Муравьева о свободном входе в устье Амура».

Это еще раз убедило Н.Н. Муравьева и его сподвижников, а также правительство в необходимости начать сплавы войск и продовольствия по Амуру для поддержки подвергающихся постоянным нападениям англичан и американцев немногочисленных российских гарнизонов, расположенных на Камчатке и восточном побережье.

  • 14 мая 1854 года был начат первый сплав построенной флотилии из 75 плотов, лодок и барж. На каждой барже кроме почти 800 русских воинов находилось до 1500 пудов провианта, из которого только часть предназначалась для отряда (а большая часть посылалась на устье Амура и Камчатку). На вопросы встречающихся по пути

китайских чиновников о причинах и направлениях сплавов столь крупных российских войск следовал ответ, что флотилия направляется защищать устье Амура от англичан и французов. Ибо этого требуют интересы обеих дружественных и могущественных империй Российской и Небесной. А много войск следует, потому что у русского царя много сил [2].

  • 14 июня флотилия прибыла в Мариинский пост, чем успешно закончила первую военную экспедицию по реке Амур. Были составлены карты Амура, подтверждена возможность заселения берегов реки, налажены вполне добрососедские отношения с коренными жителями – в основном гольдами.

Первый сплав не только обозначил присутствие России в приамурских землях, но и фактически положил начало активному освоению этой территории, в том числе там, где сегодня расположилась Еврейская автономная область. Вот почему эти два события так важны для ЕАО, и вот почему их нужно рассматривать исключительно вместе.

Используя малую заселенность района, миролюбие местных жителей и слабость китайцев, Муравьев с соратниками принимали меры по созданию необходимых условий по мирному присоединению Амура и морского побережья к России, их защите и укреплению.

В этих целях Н.Н. Муравьев организовал второй сплав по Амуру с отрядом в 3 тыс. человек. Кроме того, вторым сплавом, состоявшимся в 1855 году, была направлена первая группа переселенцев – 31 крестьянская семья из Иркутска и Забайкалья для расселения на устье Амура между Мариинском и Николаевском.

По завершении сплава император поручил Муравьеву вступить с Китаем в переговоры с целью заключения договора об утверждении за Россией левобережья Амура и получении права торговли в северных областях Китая.

В марте 1856 года после заключения мира с англичанами было принято решение о возвращении части войск с устья Амура. Была снаряжена третья экспедиция, которую подготовил Корсаков – помощник губернатора. На 118 судах – лодках, баржах, плотах – более 1600 солдат сопроводили около 300 тыс. пудов продовольствия и других грузов. А в середине июля флотилия, оставив продовольствие и солдат на четырех постах (Кумарском, Усть-Зейском, Хинганском и Сунга-рийском), прибыла в Мариинский пост. Войскам, предназначенным к возвращению в Забайкалье, пришлось 2300 верст против течения тянуть лодки бечевой, преодолеть массу других трудностей.

Несмотря на то, что официально Амур еще не присоединен к России, Муравьев вносит предложение о заселении левобережья и обеспечении его обороны. Предусматривалось переселить из Забайкалья на Амур конный полк и пешую бригаду с женами и детьми. Для этого летом 1856 года строятся в необходимом количестве баржи с покрытием, в которых поместятся семьи переселенцев и запасы продовольствия. Для скота и лошадей изготавливаются плоты.

М.А. Корсаков, сменивший в 1861 году Н.Н. Муравьева на посту генерал-губернатора Восточной Сибири, в своих воспоминаниях отмечал, что на огромную территорию до Хингана (980 верст) в 1857 году предполагалось расселить 450 семейств забайкальских конных казаков. Но переселялись казаки неохотно: переселить удалось только 384 семейств, из которых всего 25 семейств пожелали переселиться сами, без жребия. Каждого казака-переселенца обеспечили топором, железом, гвоздями, сошником, серпом и косой. Беднейшим из них выдали еще стекло, веревки, кожи, чугунки-горшки и сковороды. По прибытию в места заселения казаки были снабжены запасами на 14 месяцев, так как до следующей навигации пополнить продукты было неоткуда.

Среди 17 деревень, построенных в 1857 году на участке до Хинганского хребта, был и казачий поселок Пашково, расположенный у входа Амура в Хинган на территории нынешней Еврейской автономной области [3].

Государь поручил Н.Н. Муравьеву продолжить заселение Амура, а с китайской стороной провести переговоры о признании Амура границей. Для исполнения порученного Муравьев при поддержке войск из двух линейных батальонов и батареи легкой артиллерии организовал проведение очередного, четвертого сплава на Амур около 1000 казачьих семей.

  • 10 мая Муравьев в сопровождении двух вооруженных катеров отправился в Айгунь, где его ждал князь И Шань, назначенный китайской стороной уполномоченным для ведения переговоров. После пяти дней безуспешных переговоров Муравьев и его сотрудники убедили уполномоченного подписать договор, в котором указано: «Левый берег реки до устья в море составляет владение Российского государства ». Это было равносильно присоединению Амура к России.

  • 20 мая Муравьев отправил царю подлинный договор с сопроводительным письмом:

«Его Императорскому Величеству Генерал-губернатора Восточной Сибири и командующего войсками в оной расположенными, Генерал-лейтенанта Муравьева Всеподданнейший раппорт. По данному мне Вашим Императорским Величеством уполномочию, я заключил с Амурским главнокомандующим князем И Шанем договор, который имею счастье здесь в подлиннике повергнуть на высочайшее Вашего Величества воззрение и утверждение. Генерал-адъютант Муравьев № 38 мая 18 дня 1858 года. Благовещенск на р. Амуре».

А через несколько дней Муравьев со штабом отправился к устью Амура. На участке от Малого Хингана до Уссури (это в том числе и территория будущей Еврейской автономной области) были выбраны места для поселения около 500 семей Амурского пешего и 13-го линейного батальонов. Всего летом 1858 года на Амуре и Уссури возникло 35 новых селений, в том числе шесть выше Благовещенска, четыре на Уссури и 25 – на Среднем Амуре, от Благовещенска до Хабаровска [5]. Среди них расположенные на территории нынешней области станицы Раддевка, Поликар-повка, Екатерино-Никольская, Пузино, Нагибово, Добрая, Венцелева, Квашнина, Дежнева, Михайло-Семеновская, Воскресеновская, Степанова, Головина, Вознесенская, Петровская, Луговая, Верхне-Спасская и Нижнеспасская.

Закончившееся в 1858 году путешествие Н.Н. Муравьева по Амуру стало третьим его плаванием к устью великой реки, и все они имели знаменательное значение. По его словам, в первое, состоявшееся в 1854 году, он открыл Амур, во второе, в 1855 году, защитил его от врагов и в третье, в 1858 году, возвратил Амур России.

Возвращение Муравьева в Иркутск после подписания Айгунского договора было триумфальным. При встречах в городах поздравления и благодарности за присоединение Амура сопровождались пожертвованиями для устройства нового края.

Айгунский договор и сегодня является юридическим обоснованием принадлежности к России южной территории современного Дальневосточного федерального округа, официально признан обоими государствами и пересмотру в одностороннем порядке не подлежит. Законом Еврейской автономной области дата подписания Айгунского договора объявлена памятной датой области.

Список литературы Айгунский договор - памятная дата Еврейской автономной области

  • Айгунский договор о переходе к России левобережья Амура, и о русско-китайской торговле в Приамурье // Русско-китайские отношения. 1689-1916: официальные документы / сост. П.Е. Скачков, В.С. Мясников. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1958. С. 29-30.
  • Алексеев А.И. Освоение русского Дальнего Востока (конец XIX в. - 1917 г.) / А.И. Алексеев, Б.Н. Морозов. М.: Наука, 1989. 224 с.
  • Гуревич В.С. Еврейская автономная область: из прошлого в настоящее. История становления и развития Еврейской автономии на Дальнем Востоке / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: Омега-Пресс, 2020. 524 с.
  • Гуревич В.С. Май в истории ЕАО: амурские сплавы и Айгунский договор. URL: https://amurmedia.ru/news/1503263/ (дата обращения: 20.04.2023).
  • Дубинина Н.И. И.П. Барсуков - историк российского Дальнего Востока: док.-ист. повествование. Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2020. 330 с.
  • Невельской Г.И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. 1849-1855. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2009. 400 с.
Статья научная