Актуализация методических подходов к оценке воздействия экологических ограничений на экономическое развитие регионов
Автор: Дондоков Зорикто Бато-Дугарович, Дугаржапова Долгорма Баторовна
Журнал: Региональная экономика. Юг России @re-volsu
Рубрика: Фундаментальные исследования пространственной экономики
Статья в выпуске: 4 (18), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены различные подходы, используемые при оценке экономических потерь вследствие нанесенного вреда природной среде, и выделены особенности их использования. Показана необходимость рассмотрения фактора экологии в качестве эндогенного параметра и разработки подхода, при котором проблемы сохранения качества природной среды тесно сопряжены в едином комплексе с другими cоциально-экономическими проблемами развития и функционирования территорий. Проведена систематизация экономического ущерба и выделены его основные типы: расходы на предупреждение нарушения окружающей среды субъектами экономики; затраты на восстановление ущерба окружающей среде, вследствие вовлечения природных объектов в хозяйственный оборот; экономические потери, связанные с введением экологических ограничений. Обоснована необходимость оценки экономических потерь для территорий с экологическими ограничениями, указаны виды упущенной выгоды. Дана оценка потерь экономики Республики Бурятия, связанных с введением на значительной части ее территории жестких экологических ограничений...
Экологические ограничения, прямые и косвенные потери экономики, "байкальский фактор", окружающая среда
Короткий адрес: https://sciup.org/149131215
IDR: 149131215 | DOI: 10.15688/re.volsu.2017.4.6
Текст научной статьи Актуализация методических подходов к оценке воздействия экологических ограничений на экономическое развитие регионов
DOI:
Экономическое развитие территории зависит от множества факторов, включая природно-ресурсный, регионально-географический, политико-административный, социальный и экологический. Традиционно экологический фактор в социальноэкономическом развитии территории исследуется с позиций охраны окружающей среды и рационального природопользования в работах Г.Х. Брундт-ланда, О.Ф. Балацкого, К.Г. Гофмана, В.И. Дани-лова-Данильяна, Н.В. Островского [6; 7].
В целях сохранения баланса между производством и качеством окружающей среды посредством государственной политики устанавливаются экологические ограничения, обусловливающие социально-экономическое развитие региона, такие как нормативные объемы выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, предельно допустимые нормы добычи полезных ископаемых и пр. [8].
Экологические ограничения вводятся с целью определения предельных норм влияния производственной и других воздействий на окружающую среду с учетом реабилитационных возможностей местности и позволяют развиваться социально-экономической системе с учетом требований по охране природной среды.
Важной задачей при определении перспектив развития территории является оценка экономического ущерба, обусловленного влиянием экологического фактора. Анализ существующих методов оценки данного ущерба показал различные способы и приемы его количественной оценки. Вместе с тем четкого определения сущности экономического ущерба, обусловленного воздействием экологического фактора, в настоящее время не сложилось. Данное обстоятельство подвергает сомнению корректность и количественную определенность используемых показателей [10; 11].
Проблемы совершенствования системы показателей экономического ущерба, определения критериев устойчивого социально-экономического развития региона в условиях введения ограничений на хозяйственную деятельность остаются малоизученными.
Оценка экономических потерь, связанных с сохранением качества окружающей среды и рациональным природопользованием, представляет собой расчет натуральных и стоимостных потерь, которые несет экономика территории вследствие нанесенного вреда. К натуральным потерям относятся, например, количество погибших деревьев, погубленных диких зверей, птиц, площадь загрязненных участков земли и водоемов, территории, отведенные под создание объектов промышленности и инфраструктуры, водохранилищ и т. п. [4; 11].
С позиции стоимостных потерь в настоящее время отсутствует общепринятая их классификация, поэтому авторами проведена систематизация используемых подходов к оценке экономического ущерба и выделены основные типы стоимостных потерь.
Стоимостные потери включают в себя: расходы на предупреждение нарушения окружающей среды субъектами экономики; затраты на восстановление ущерба окружающей среде из-за вовлечения природных объектов в хозяйственный оборот; экономические потери, связанные с введением экологических ограничений.
К первой группе экономического ущерба относятся расходы на создание и работу очистных сооружений, водоподготовку, строительство шумозащитных сооружений, сбор и захоронение отходов и др. Данные затраты направлены на изоляцию субъектов хозяйствования от неблагоприятного влияния нарушенной природной среды [5].
Реальный ущерб (вторая группа затрат) содержит расходы (планируемые или произведенные) для восстановления вреда, причиненного окружающей среде и связаны с утратой либо повреждением имущества территории. Их использование направлено на восстановление нарушенного до первоначального его состояния. В их состав включаются: расходы на мероприятия по восстановлению объекта (затраты на рекультивацию земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей промышленности; строительство инженерных сооружений и проведении иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова); затраты на приобретение ресурсов с аналогичными свойствами и функциями, включая затраты на лесо- и рыборазведение; расходы на оценку ущерба.
Третья группа экономического ущерба представляет собой упущенную выгоду – недополученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях хозяйственной деятельности, по причинам, связанным с принятием экологических ограничений.
К ним относятся, например, расходы, связанные с простоем производства, устранением брака произведенной продукции, выплатой штрафов, в том числе компенсация потерь и т. п. В состав данной группы включаются:
-
1. Потери доходов, обусловленные текущими удорожающими расходами предприятий в связи с
-
2. Упущенная выгода, обусловленная необходимостью дополнительных вложений на защиту природной среды в режиме жестких экологических ограничений на осуществление производственной деятельности, в том числе на:
введением особых условий хозяйственной деятельности. Величина данных потерь обусловлена:
– высокими платежами за использование природных ресурсов по сравнению со среднероссийским уровнем;
– повышением природоохранных производственных расходов, включающих ремонт и реконструкцию технических средств, направленных на защиту окружающей среды, использование современного оборудования по утилизации и использованию отходов производственной деятельности и пр.;
– повышением расходов на вторичную очистку воды предприятиями различных отраслей экономики;
– ростом основных и дополнительных видов производственных издержек, связанных, например, с увеличением расходов на перебазировку рабочих и строительство погрузочных площадок при введении ограничений на лесозаготовку;
– упущенной выгодой, обусловленной необходимостью финансирования иных затрат по защите природной среды, связанных с проведением экологической экспертизы, поддержкой деятельности территорий, имеющих режим особой охраны, или зон с регулированным режимом хозяйственной деятельности и др.
-
– строительство очистных и обезвреживающих сооружений, реализацию проектов обращения отходов производства и потребления, мероприятий по предотвращению деградации биологического многообразия;
– строительство природоохранных объектов, внедрение экологощадящих производственных технологий.
-
3. Потери доходов вследствие недопроизводства продукции (либо запрета ее производства) в части утраченной валовой добавленной стоимости. Данные потери могут быть обусловлены:
-
– ограничениями применения средств химической защиты, внесения минеральных удобрений;
-
– запретом на проведение лесозаготовительных работ;
-
– закрытием и/или перемещением производственных и иных предприятий и сооружений вследствие введения природоохранных ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
-
– утратами пушной продукции из-за сокращения охотничьих угодий на особо охраняемых природных территориях;
-
– ужесточением режима природопользования и пр.
При расчетах упущенной выгоды наряду с прямыми потерями следует учитывать косвенные потери, понесенные экономикой территории. Они представляют собой сумму упущенной выгоды хозяйствующих субъектов в смежных отраслях и производствах [1; 3]. К примеру, падение выпуска лесозаготовительной продукции приводит к понижению потребления электроэнергии и, как следствие, сокращению доходов предприятий соответствующей отрасли.
Важное значение оценки прямых и косвенных потерь может быть представлено на примере Республики Бурятия, значительная часть которой входит в состав Байкальской природной территории (далее – БПТ) с особым режимом хозяйственной деятельности [3]. На БПТ введены ограничения в отраслях, которые прямо связаны с использованием природных ресурсов (сельское хозяйство, лесозаготовка и лесопереработка, рыбоводство, горнодобывающая промышленность и т. д.).
Авторами проведен расчет потерь экономики Республики Бурятия, связанных с введением на значительной части ее территории жестких экологических ограничений на примере сельского хозяйства и лесопромышленного комплекса за 2003–2015 гг. (см. таблицу). При расчетах использовалась методика оценки влияния «байкальского фактора», согласно которой показатель недополученной валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) представляет собой сумму прямых и косвенных потерь [2; 9].
Прямые экономические потери сельскохозяйственного и лесопромышленного секторов экономики Бурятии с учетом изменения доли ВДС в валовом выпуске отраслей и инфляционного фактора в 2015 г. составили 12 750,77 млн рублей. Недополученные доходы в смежных отраслях и производствах в 2015 г. составили 10 287,6 млн рублей.
По результатам расчетов экономические потери Республики Бурятия от негативного воздействия «байкальского фактора» в 2015 г. составили 23 038,36 млн рублей. Данные потери составляют 11,2 % валового регионального продукта республики (204 156,2 млн руб.). По сравнению с 2002 г. данная величина увеличилась в 4,1 раза, в том числе в сельском хозяйстве – в 3,3 раза, в лесопромышленном комплексе – в 4,7 раза.
Таблица
Недополученная валовая добавленная стоимость сельскохозяйственного и лесопромышленного секторов экономики Республике Бурятия в 2002–2015 гг., млн руб.*
Показатели |
Годы |
||||
2002 ** |
2003 |
2007 |
2011 |
2015 |
|
Сельское хозяйство (растениеводство и животноводство) |
|||||
Общий объем прямых потерь и недопроизводства продукции в связи с введением особого режима хозяйственной деятельности на БПТ |
3 635,50 |
3 995,10 |
7 610,00 |
8 988,15 |
12 614,31 |
Доля ВДС в валовом выпуске продукции, % |
63,20 |
63,20 |
70,50 |
60,40 |
53,70 |
Недополученные доходы в результате прямых потерь и (или) недопроизводства продукции |
2 297,64 |
2 524,90 |
5 365,05 |
5 428,84 |
6 773,89 |
Недополученные доходы в смежных отраслях и производствах |
600,46 |
659,90 |
1 097,78 |
1 889,99 |
2 955,26 |
Величина недополученной ВДС в результате прямых и косвенных потерь и недопроизводства продукции |
2 898,10 |
3 184,80 |
6 462,83 |
7 318,83 |
9 729,15 |
Лесопромышленный комплекс |
|||||
Общий объем прямых потерь и недопроизводства продукции в связи с введением особого режима хозяйственной деятельности на БПТ |
3 245,00 |
3 634,40 |
8 384,18 |
9 303,79 |
15 444,14 |
Доля ВДС в валовом выпуске продукции, % |
74,40 |
68,60 |
37,98 |
42,20 |
38,70 |
Недополученные доходы в результате прямых потерь и (или) недопроизводства продукции |
2 414,28 |
2 493,20 |
3 184,31 |
3 926,20 |
5 976,88 |
Недополученные доходы в смежных отраслях и производствах |
372,82 |
628,30 |
1 860,72 |
3 927,85 |
7 332,34 |
Величина недополученной ВДС в результате прямых и косвенных потерь и недопроизводства продукции |
2 787,10 |
3 121,50 |
5 045,03 |
7 854,05 |
13 309,22 |
Итого |
5 685,20 |
6 306,30 |
11 507,86 |
15 172,88 |
23 038,36 |
Список литературы Актуализация методических подходов к оценке воздействия экологических ограничений на экономическое развитие регионов
- Губаева, И. В. Оценка прямых и косвенных потерь экономики Республики Бурятия от «Байкальского фактора»/И. В. Губаева//Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика/под ред. О. В. Тарасовой, А. А. Горюшкина. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. -С. 58-62.
- Дондоков, З. Б.-Д. Методика оценки экономических потерь, обусловленных экологическими ограничениями, с использованием межотраслевого подхода/З. Б.-Д. Дондоков, Д. Б. Дугаржапова, К. П. Дырхеев//Вестник ВСГУТУ. -2016. -№ 5 (62). -С. 103-109.
- Жигжитова, И. В. Повышение конкурентоспособности региона в условиях ЭКОлогических ограничений (на примере Республики Бурятия)/И. В. Жигжитова//ЭКО. -2010. -№ 4. -С. 160-170.
- Ляпина, А. А. Экономика, экология, затраты/А. А. Ляпина. -М.: ТЕИС, 1997. -95 с.
- Методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М.: Госкомэкология РФ, 1999. -41 с.
- Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)/ред. С. А. Евтеева, Р. А. Перелета. -М.: Прогресс, 1989. -376 с.
- Островский, Н. В. Критерии устойчивого развития: муниципальные аспекты/Н. В. Островский. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://n-t.ru/tp/ns/kur.htm (дата обращения: 27.05.2017). -Загл. с экрана.
- Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2000 г. № 2302) -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2017). -Загл. с экрана.
- Разработка механизмов реализации Целевой программы перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы. Оценка влияния «байкальского фактора» и подготовка рекомендаций по финансированию экологических мероприятий и компенсации дополнительных затрат на Байкальской природной территории: науч. отчет. -М.: Ин-т макроэкон. исследований, 2002. -Т. 1, 2. -87 с.
- Рюмина, Е. В. Показатель ущерба как инструмент сохранения окружающей среды/Е. В. Рюмина//Труды VII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». -М.: ИПР РАН, 2007. -С. 110-124.
- Рюмина, Е. В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений/Е. В. Рюмина; Ин-т проблем рынка РАН. -М.: Наука, 2009. -331 с.
- Статистический ежегодник (01-01-12)//Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://burstat. gks.ru (дата обращения: 12.06.2017). -Загл. с экрана.