Актуальность философии как знания о мире в целом

Автор: Колычев П.М.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.23, 2024 года.

Бесплатный доступ

В исторической ретроспективе рассмотрена актуальность знания о мире в целом. В знании взят аспект, связанный с его функционированием в качестве духовного инструмента деятельности по жизнеобеспечению. Показано, что необходимость и характер этой деятельности определяют содержание знания о мире в целом. Ретроспектива начинается с магического знания о мире в целом. Оно является духовным инструментом общинной присваивающей деятельности, которая направлена на сохранение целостности мира. Первобытная община считала себя неотделимой частью этого мира, а магическое знание было знанием о мире в целом. В дальнейшем неэксплуатационная производящая деятельность сменяется эксплуатационной производящей деятельностью. Одним из духовных инструментов этой деятельности становится религия, в которой формируется знание о мире в целом. Поскольку производящая деятельность направлена на изменение мира, происходят принципиальные изменения в знании о мире целом. Мир отныне представлен своими раздельными частями. Растущие потребности, переходящие в сверхпотребности, приводят к отделению от религиозного знания о мире в целом философии и науки. Религиозное знание о мире в целом остается знанием для подавляющей части общества, тогда как философия является знанием о мире в целом для небольшой части общества - ученых. Философия развивается теоретико-спекулятивными методами. Различие методов постепенно отдаляет философию от науки, ориентированную на принцип верифицируемости знания. Это приводит к снижению актуальности философии как знания о мире в целом. На смену философии приходит физикалистская картина мира. Современная актуальность философии может быть обоснована, во-первых, крушением гипотезы физикализма и заменой ее на гипотезу холизма; во-вторых, необходимостью смены эксплуататорской производящей деятельности на общинную неэксплуататорскую производящую деятельность, примером которой является социализм. Модель новой философии представляет собой системно-понятийное знание о мире в целом, состоящее из четырех частей: 1 - теория философии, 2 - философия естествознания, 3 - философия социо-антропологии, 4 - философия религии.

Еще

Философия как знание о мире в целом, теория философии, философия естествознания, философия социо-антропологии, философия религии, магическое знание о мире в целом, религиозное знание о мире в целом

Короткий адрес: https://sciup.org/149146837

IDR: 149146837   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2024.2.8

Список литературы Актуальность философии как знания о мире в целом

  • Библия 2014 - Библия. М.: Российское библейское общество, 2014.
  • Гегель 1974 - Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.
  • Гегель 1975 - Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М.: Мысль, 1975.
  • Гегель 1977 - Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977.
  • Гегель 1997- Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.
  • Колычев 2005 - Колычев П.М. Понимание мифа. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2005.
  • Колычев 2023 - Колычев П.М. Культурология: происхождение магии как предтечи религии. СПб.: ГУАП, 2023.
  • Петрухин 2005 - Петрухин В.Я. Мифы о сотворении мира. М.: Астркль: АСТ: ЛЮКС, 2005.
  • Платон 2007 - Платон. Тимей // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 495-588.
  • Попов, Сергеев web - Попов С., Сергеев А. Дэвид Гросс: «Держу пари, что суперсимметрия будет открыта» // https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430285
  • Токарев 1990 - Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. С. 404-506.
  • Элкин 1994 - Элкин А.П. Австралийские аборигены // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1994. С. 128-178.
Еще
Статья научная