Актуальность проблемы поиска нравственных путей совершенствования общества Л.Н.Толстым и М.Е.Салтыковым-Щедриным
Автор: Проскурина Т.Д.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Современные науки и образование
Статья в выпуске: 5 (48), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются пути поиска совершенствования российского общества в период второй половины ХIХ века писателями -современниками Л.Толстым и М.Салтыковым -Щедриным. Каждый из них прошел свой трудный жизненный путь, приведший к пониманию необходимости совершенствования общественных отношений. Писатели ищут основы в семье, но не находят их там. Понимание проблемы каждый видит по-своему: один - в непротивлении и религии, другой - в надежде на просвещенное преобразование и самоусовершенствование.
Общественный кризис, дух свободомыслия, проблемы поиска, художественная значимость, идейное искусство, непротивление, несогласие, просвещенное преобразование, самоусовершенствование, непреложные ценности
Короткий адрес: https://sciup.org/140238870
IDR: 140238870
Текст научной статьи Актуальность проблемы поиска нравственных путей совершенствования общества Л.Н.Толстым и М.Е.Салтыковым-Щедриным
Мир художественных образов, созданных гениальным писателем Л.Н.Толстым, воспитывает целые поколения людей, его герои живут с нами постоянно. Другой его современник М.Е.Салтыков-Щедрин сегодня также остается учителем жизни. Творчество их обоих до сих пор предстает этическим образцом идеала добра и правды.
После смерти Н.В.Гоголя, когда литературную среду волновал вопрос, кто же займет его место, И.С.Тургенев имена М.Е.Салтыкова-Щедрина и Л.Н.Толстого поставил в один ряд в 1869 году в "Вестнике Европы"№4 [16.Т.11.С.55]. Оценки современников как бы уравновешивали эти два таланта и подтверждали их художественную значимость в литературе ХIХ века.
Оба писателя в период своей молодости приняли активное участие в идейной жизни тех, кого принято называть «людьми сороковых годов». Лицейские годы свели Салтыкова с М.В.Петрашевским, он посещал его кружок, где царил дух свободомыслия, обсуждались вопросы, связанные с упразднением самодержавия в России, оттуда литературные интересы привели его в кружок В.А.Милютина и Вал. Майкова, известных своими прогрессивными взглядами на литературу[12.С.113].
В период пребывания Толстого в Петербурге зимой и весной 1849 года, по предположению Г.Я.Галаган, возможно его знакомство с петрашевцами, этим исследователь объясняет одну из причин решения Толстого внезапно покинуть Петербург[1.С.143]. Вероятно, зная о преследовании властями всех, кто был замечен в связи с петрашевцами, Толстой уезжает из столицы в Ясную Поляну. Установлено, что во время пребывания в Петербурге, Толстой встречался с Милютиным, близким другом Салтыкова в эти годы, и мог от него узнать о аресте автора «Запутанного дела» и дальнейшей его судьбе [12.С.114].
Успех обоим литераторам принесли 50-е годы: Толстому его "Детство", "Отрочество", "Севастопольские рассказы", а Салтыкову-Щедрину "Губернские очерки", с восторгом встреченные русской читающей публикой и литературной критикой. Литературная общественность горячо приветствовала появление в русской литературе новые дарования. Н.А.Некрасов сообщал Толстому: "...могу сказать точно, что у автора есть талант"[10.Т.8.С110]. Н.Г. Чернышевский определил психический процесс, изображенный в образах героев Толстого как "диалектику души» [Там же. С.114].
Непререкаемую правду, типичность характеров и изображаемых явлений отмечал Н.Г.Чернышевский в творчестве Салтыкова-Щедрина: "Губернскими очерками" гордится, и долго будет гордиться наша литература" [Там же. С.114]. Н.А.Добролюбов видел в произведениях Салтыкова-Щедрина живое и действенное направление «...до боли сердечной прочувствованным <…> к бедному человечеству …» [3.Т.7.С.244].
Салтыков-Щедрин искусство представлял действенным, глубоко идейным, где художник выступает сочувствующим народу, стремящимся немедленно преобразовать жизнь к лучшему. Такая позиция вызвала острую полемику в писательских кругах, и Толстой в ней был одним из самых страстных оппонентов. Толстой считал политическую литературу, утверждавшую Салтыковым-Щедриным, однобокой и скоротечной, художественную же называл общечеловеческой, необходимой каждому думающему человеку.
В 60-е годы Салтыков-Щедрин и Толстой заявили о себе, как писатели значительных произведений - "Войны и мира" и "Истории одного города".
В 70-е годы в центре внимания Салтыкова-Щедрина и Толстого был социальный кризис, вызванный отменой крепостного права. Характеристику эпохи пореформенного периода Толстой вместил в словах Левина: "...у нас<..> всё<…> переворотилось и только укладывается"[15а.Т.8.С.363]; Салтыков-Щедрин так заявил об этом: "Жизнь положительно сошла со своей наезженной колеи, <...> она не успела ещё наездить себе колеи новой"[14.Т.4.С.28]. Это время отмечено также совпадением социального и внутреннего кризиса у обоих писателей, началом отсчета которого у Толстого стало событие, называемое биографами "арзамасским ужасом", у Салтыкова-Щедрина - внутренний кризис начался в связи со смертью матери [12.С.167].
В трудный жизненный период оба писателя одновременно обращаются к семье, пытаясь отыскать истоки человеческих отношений и осмыслить сущность бытия. Сразу, как только начали печататься романы "Господа Головлевы" в "Отечественных записках" в 1870 году, а "Анна Каренина» в "Русском вестнике" в 1874, писатели стали получать оценки своих произведений. Современники горячо поддерживали творческие деяния Салтыкова-Щедрина, но не вполне понимали смысл и значительность идейных исканий Толстого.
Положительно воспринятый общественностью роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» о распаде родительской семьи, изобличающий моральное падение опоры престола, не привлек внимания Толстого: произведение было прочитано только в начале 90-х годов [6.Т.2.С.35].
Толстой в «Анне Карениной» повествовал о женщине, поправшей христианские законы семейного бытия, ради новой любви. Увлекшись Вронским, молодым светским повесой, Анна пренебрегла всем, что является ценностью в каждой семье, возлюбила собственное тело и плотские наслаждения больше всего на свете, что стало причиной трагического конца ее, ее любовника, разрушило устоявшуюся карьеру ее мужа Алексея Каренина, лишило детей материнской любви. Эпиграфом к своему роману писатель подобрал евангельское изречение: «Мне отмщение, и Аз воздам», что означало: человек сам вершит свою судьбу, а нарушение христианских законов жизни к добру не приводит.
Первые главы «Анны Карениной» в "Русском вестнике" вызвали у Салтыкова -Щедрина неприятие, писатель критически отнесся к произведению соотечественника. Порочность главной идеи "Анны Карениной» было поддержано прессой, роман оценивался как совершенно вздорное произведение.. Журнал «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина, иронически заявлял: "Гора не в первый и не в последний раз родит мышь.
Только не графу Толстому этими фокусами заниматься"[20.С.211].
Н.Н.Страхов же сообщал Толстому о положительном отношении петербургского о [13а.С.226]. Другой исследователь творчества Толстого К.Н. Леонтьев произнес пророческие слова: "Роман этот - в своём роде такое совершенство, которому и по необычайной правдивости, и по глубине его поэзии, ничего равного нет ни в одной европейской литературе ХIХ века" [7.С.127]. Как известно, это пророчество сбылось: роман «Анна Каренина» популярен до сих пор.
В отличие от современников, Салтыков-Щедрин не сразу понял, какие нравственные приоритеты защищал Толстой, только спустя время, изменил свое отношение к роману . В своем романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин категорически не принимал позицию своей матери и братьев, которые выше всего ставили материальные ценности, утратив при этом свои лучшие человеческие качества, что и стало, по его мнению, причиной гибели всего родового гнезда Салтыковых.
Отход Салтыкова-Щедрина от сатирического направления в творчестве к психологиз В этой связи следует рассмотреть еще одну область отношений Толстого и Салтыко писатели обменялись несколькими письмами. Первое письмо Салтыков-Щедрин послал Толстому в 1878 году, после смерти Н.А.Некрасова с просьбой поддержать «Отечественные записки» своим участием: «…и мне лично, и всей редакции нашей, было бы особенно дорого и приятно, если бы вы приняли участие в нашем журнале своими трудами» [14.Т.19,2.С.79]. В кризисный для журнала период сатирик обращается за помощью к Толстому, невзирая на те разногласия и противоречия, которые существовали между ними раньше. Толстой никогда не оставлял без пристального внимания журнал, он считал "превосходной и искренней" литературу, печатавшуюся в "Отечественных записках", ему были близки произведения Салтыкова-
Щедрина "Убежище Монрепо", "За рубежом" и др. Критики даже усматривали "известную перекличку" между "Смертью Ивана Ильича" и рассказом Салтыкова-Щедрина "Больное место" как мотивов "итогов жизни" [11.С.325-327].
Позднее, в 1885 году, Толстой, желая привлечь Салтыкова-Щедрина к участию в сво потому-то вы мне и дороги и дорога бы была ваша деятельность».[13а.C.287].
Толстому было близко творчество Салтыкова-Щедрина именно в плоскости христианского учения, понимаемого Толстым как этический идеал добра и правды. Ещё больше точек соприкосновения имело «толстовство» как идейное течение с «народничеством», со сформировавшейся к концу 70-х годов народнической беллетристикой "Отечественных записок". Тем не менее, сотрудничество Салтыкова-Щедрина в «Посреднике» не состоялось. Революционное народничество искало в откровениях Толстого подтверждение своих социальных и нравственных теорий, стремясь заручиться авторитетом писателя. Толстому были родственны просветительские черты народничества, как одна из форм утопического социализма. Поиски нравственного возрождения человека и затем социального обновления человечества, отразившие противоречия Толстого и писателей-народников - вот то средоточие, в котором сходятся пути Толстого и беллетристов "Отечественных записок".
Существовал ещё один объединяющий фактор идейной позиции Толстого и журнал братьями". Толстовский герой Константин Левин считал началом решения вопроса "об общем благе" свои земледельческие опыты: «Вместо бедности – общее богатство, довольство, вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира» [15а.Т.8.С.363].
Энгельгардт смотрел на своё хозяйство, как на прообраз будущего гармонического социального устройства и потому не уставал призывать интеллигенцию к земледельческому труду, зарабатыванию хлеба трудами своих рук. В "Письмах из деревни" Энгельгардта, печатавшихся в "Отечественных записках", Толстого привлекал "контраст нашей жизни и настоящей жизни мужиков". Этот контраст был характерен для народнической беллетристики, решавшийся в близкой Толстому морально -этической плоскости. Была близка Толстому освещавшаяся в "Отечественных записках" тема покаяния: «Покаяние в историческом грехе перед народом, идея долгу народу, отражалось в литературе, всего ярче в "Отечественных записках" [9.Т.10.С.333]. Притягательные верой в нравственный потенциал народа "Отечественные записки" были тем комплексом идей, которые всегда причислялись Толстым к категории высоконравственных, вытекающих из любви к ближнему.
Но Салтыков-Щедрин был резким противником толстовского учения, он не допускал в публикациях своих сотрудников симпатий к непротивленчеству, поэтизации народного смирения. А когда после закрытия "Отечественных записок" Успенский и Златовратский всё более и более сближались с позицией Толстого, сатирик встретил их отступничество возмущённой отповедью.
В декабре 1882 года Салтыков-Щедрин отвечает Толстому на письмо (которое не сохранилось), благодарит "за сочувственные слова", высказанные писателем по поводу репрессий властей, против "Отечественных записок", ареста Михайловского и Шелгунова, сотрудников журнала, и в то же время сожалеет, что это сочувствие "не выразилось более деятельным образом" [14.Т.19.2.С.162]. Тяжелобольной сатирик не оставлял надежду на появление в журнале новых художественных произведений Толстого. Через год Салтыков-Щедрин снова отвечает на письмо Толстого и опять выражает огорчение по поводу того, что Толстой и на этот раз не передал в "Отечественные записки" свою новую повесть ("Смерть Ивана Ильича").
Салтыков-Щедрин, узнав о запрещении трактата Толстого "В чём моя вера?", желая поддержать писателя, пишет письмо 14 февраля 1884 года: «С сердечной скорбью узнал я об аресте Вашей книги, которая была вам дорога, как плод ваших искренних убеждений, <…> в самое ближайшее время я намеревался прочесть эту книгу» [Там же. С.284]. Однако Салтыков-Щедрин не мог принять "христианское учение" Толстого, он считал эту игру в "верования" "баловством" [Там же.]. Писатель осуждал Толстого за неискренность суждений, о чём он писал: «... в учении Толстого всего обиднее ссылка на народ; народ вовсе не думает о самоусовершенствовании<...>, а просто верует. Верует он в три вещи: в свой труд, в творчество природы и в то, что жизнь не есть озорство…" [14.Т.20. С.139]. В "Отечественных записках" редактор часто предоставлял трибуну для выступления своим единомышленникам против толстовского учения. Толстой, несомненно, читал опровержения своих убеждений, но не придавал им большого значения, так как журнал "Отечественные записки" был близок и дорог ему, как и его редактор, поисками нравственного и социального возрождения общества, идеалом трудовой жизни – всем тем, что Толстой относил к категории искреннего и высоконравственного искусства, подсказывающего, как надо "жить свято".
Изучая русскую литературу ХIХ в., нам стоит отметить то, что именно русская классическая литература обогатила жизнь новыми ценными видениями совершенного человека, наполнив общество высоким пониманием нравственных достоинств человека и человечества, которые остаются непреложными и в наши дни. Примером тому - фильм Карена Шахназарова «История Вронского», который является своеобразным творческим продолжением романа Толстого «Анна Каренина», а постановка Пензенским академическим драматическим театром спектакля по роману «Господа Головлевы» созвучна с нашим временем и не перестает задумываться о смысле нашего пребывания на свете.
Список литературы Актуальность проблемы поиска нравственных путей совершенствования общества Л.Н.Толстым и М.Е.Салтыковым-Щедриным
- Галаган Г.Я. Л.Толстой и петрашевцы//«Русская литература» М.,1965-№4. С.143.
- Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 9 т. М-Л., 1963. Т.7.
- Евгеньев-Максимов Е.Д. и Максимов Д.И. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930.
- Костылёв.О. Критика толстовства в произведениях Каронина.//Филологические науки. 1963. -N2.
- Лазурский В.Ф. Дневник.//Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. Л., 1955. Т.2.
- Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н.Толстого, М.1911.
- Макашин.С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. Последние годы жизни 1875-1889. М.,1989.
- Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. в 10 т. СПб.,1909. Т.7.
- Некрасов Н.А. Собр. соч. в 8 т. М., 1967. Т.8.
- Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М.1976.
- Прокопенко З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И.А. Гончаров в литературном процессе ХIХ века. Воронеж.,1989.
- Протопопов М. Критические замечания по поводу романа Н.Щедрина «Господа Головлевы»//Дело»,1883-№6. С.271.
- Письма Толстого и к Толстому. М.,1928.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. вт.,Т.4.,М.:Худ-лит-ра,1975.
- Толстой Л.Н. ПСС(юбилейное)., Т.47.
- Толстой Л.Н.Собр.соч. в 22-х т.,Т.8, М.:Худ.лит-ра., 1982.
- Тургенев И.С. Полн.Собр.соч. и писем в 30 т, М., Худ.лит-ра.,Т.11, 1983.
- Тургенев и круг «Современника».М.:Худ.лит-ра.-1974.-С.60 -186 с.
- Шевченко Т.Г. Собр.соч. в 5 т. М.:Худ.лит-ра 1965. Т.5.
- Чернышевский Н.Г Полн. собр.соч. в8.т. М., 1948. Т.IV.
- Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.1974.
- Ж-л Отечественные записки 1877, №-12, С.211.
- Ж-л Дело 1875 №5