Актуальные роли общественного договора как теории современных государственных и правовых систем

Бесплатный доступ

Актуальность теории общественного договора возрастает в XXI веке как основа для практики демократических принципов, трансформаций систем государства и права, геополитических альянсов и внутренней политики. Автор выделяет из классических и современных теорий контрактуализма 26 актуальных ролей общественного договора. Данный метод позволяет сгруппировать их по основным объектам, а именно: государственность, сознание гражданина, общественная польза, права граждан, принципы государства и общества, гарант государства и монополии государства. Результатом выступает практическая актуализация договорной теории и формулировка её конкретизированных возможностей применения в качестве инструментария государственно-право-вых реформ и эволюций.

Еще

Общественный договор, эволюция контрактуализма, теория государства, теория права, современное государство, правовая система

Короткий адрес: https://sciup.org/142233865

IDR: 142233865

Текст научной статьи Актуальные роли общественного договора как теории современных государственных и правовых систем

Теории общественного договора принадлежит значительное место в науке, истории и практике государственной и правовой мысли. На сегодняшний день ученые выделяют не менее 10 договорных концепций, имеющих безусловный научный авторитет. Для наиболее эффективного сравнительного анализа различных теорий и методологий исследования роли общественного договора, а также их научного или прикладного применения в современных реалиях, в качестве первого шага видится крайне важным сформулировать ответ на вопрос о значении концепции общественного договора как теории современного государства и права в целом. И так как существует множество социальных, правовых и экономических срезов для рассмотрения поставленного вопроса, целесообразно ограничится рядом наиболее приоритетных аспектов.

Во-первых, в XXI веке основанием для формирования большинства правовых систем, как государственных, так и международных, неизбежно сопровождающих возникновение и/ или реорганизацию государственных форм (как конструктивного, так и деструктивного характера), выступали известные юридической науке классические теории происхождения государства – теологическая, патриархальная и чаще других именно теория общественного договора.

Во-вторых, система взаимоотношений на международном уровне, вопросы войны и мира, а также частные геополитические интересы государств и целых регионов до определенной степени управляются договорными принципами. Владение теорией и историей государственных взаимоотношений в системах регионов, безусловно, является основной для комплекса прогностических методов, который на сегодняшний день выступает в качестве одного из краеугольных камней геополитики. Система Евросоюза, регион Ближнего Востока, экономический блок БРИКС, военный блок НАТО, Таможенный союз и многие другие субъекты международной политики взаимодействуют с учетом или в нарушение принципов общественного договора. И, тем не менее, вне зависимости от степени соблюдения норм данной теории, ее значение и в социальном, и в экономическом, и в правовом контексте остается несомненным [1, с. 4].

В-третьих, если обратить внимание на первостепенную роль общественного договора во внутренней политике современных стран, то нужно признать многофакторность ее влияния на такие малые социальные группы, как чиновники, политические деятели, акционеры и руководство компаний с государственным участием, градообразующих предприятий. Потому что для специалиста в системе управления регионом, отраслью или социальным институтом важно владеть теоретической базой функционирования всей системы, чтобы осуществлять эффективное управление ее частью.

Однако почему именно системы общественного договора в XXI веке так широко распространены во всемирной практике совершенствования государственного строя? Чем обусловлена актуальность данной концепции?

В настоящее время в мире существует 193 государства-члена ООН, то есть международно признанных независимых государств. В соответствии с демократическим индексом на 2016 год из них 167 государств имеют в той или иной степени демократический строй [2, с. 2]. И среди многообразия теорий государства – теологической, патриархальной, позитивистской, органической, теории насилия и ряда других – именно концепция общественного договора в наибольшей степени отражает на практике государственного устройства принципы демократии.

Особую актуальность договорные теории (в частности неоконтрактивистские) получили с наступлением XXI века, когда многие государства стремятся или декларируют стремление иметь демократический строй и «войти в ряды» правовых государств. И в данной плоскости общественный договор является крайне удачным ответом на подобный запрос о государственном устройстве. Оставляя за скобками тот факт, что полное воссоздание такого договора в реальном мире не может быть реализовано, на практике встречаются довольно устойчивые частичные ее воплощения, к примеру, как демократия США [3, с. 2]. С другой стороны, правовой нигилизм вместе с игнорированием принципов общественного договора, а также государственное строительство в 2010-х гг. по некоторым другим теориям, в частности теологической теории в регионе Ближнего востока или теории насилия в ряде африканских стран крайне негативно отзывается и на благосостоянии граждан, и на стабильности целых регионов – что в качестве антитезы демонстрирует актуальность и релевантность идей общественного договора. Именно поэтому видится крайне важным определить, какие роли играет такая многоплановая концепция, чтобы в дальнейшем мог совершенствоваться аппарат оценки ее влияния на развитие будущей государственности Российской Федерации, странах СНГ и мира в целом.

В современной юридической науке можно выделить множество подходов и трактовок договорной концепции, основная часть которых возникла в периоды государственной и правой мысли, принадлежащие новой и древней истории. Их можно условно поделить на три главных этапа становления данной концепции. Это античный период, период зарождения идеи. Это Новое время, когда сформировалась классическая мысль. И это 60-е гг. XX века, то есть время последней эволюции договорной мысли. Отметим, что эти теории и методологии отражают тот исторический и философский контекст, в котором возникли и оформились – однако их значение и влияние на современные страны и эволюцию систем государственного строя в XXI веке очевидно. Предлагается рассмотреть указанные периоды «крупным планом», а затем выявить определенные мыслителями роли общественного договора.

Античный период знаменуется мыслями таких философов как Платон, Антифонт, Эпикур, Ликофрон и Протагор. Исходя из положений их трудов, представляется возможным выделить такие идеи как идея свободы выбора гражданства, идея разделение жизни государства на публичную и государственную, что вторит современным идеям контрактивизма в демократических странах. Так, например, образцом выступает принцип разделения власти в государстве на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [4, с. 92]. Вопреки тому, что с периода формирования идей договорной концепции в Античный период прошли тысячи лет, именно эти идеи создают для нас фундамент для современной реализации идей контрактивизма.

На следующем этапе плеяда философов Нового времени далее развили и оформили концепцию договорной концепции возникновения государства, а именно Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо. С одной стороны, в их работах явно прослеживается преемственность в теориях и методологиях договора; с другой стороны, видны различия в степени либерализма и предпочитаемых формах государственного правления [5, с. 16]. Следующий виток идей общественного договора принадлежит великому немецкому философу Иммануилу Канту.

После воплощения на практике государственности ряда принципов общественного договора в ходе Великой французской буржуазной революции и последовавшей за ней цепочке революционных движений, наступил период реакции. И более чем на 150 лет идеи общественного договора отошли на периферию философии и теории государства и права.

Важным этапом на пути развития концепции общественного договора стали 60-е гг. XX века, когда идеи данной концепции начали активно разрабатываться неоконтрактивистами, американскими учеными Джоном Ролзом, Джеймсом Макгиллом, Джеймсом Бьюкененом и Гордоном Таллоком. Разрабатываются новые идеи в развитии экономической и социальной мысли, вследствие чего формируется теория справедливости и концепция политического либерализма. Важно отметить влияние экономической мысли, которая дала новые силы для развития контрактивизма в этот период. Так, например, Бьюкенен в 1986 году был удостоен Нобелевской премии по экономике.

Итак, обобщим роли общественного договора в теории современного государства, сгруппируем их в смысловые блоки по объектам исполняемых договором ролей.

О государственности. Здесь мы начинаем с наиболее глобального значения общественного договора – источника государственности. Он также играет роль источника суверенитета, источника законодательной инициативы народа, источника социального и политического равенства [6, c. 30].

О сознании гражданина. Наиболее высокий уровень абстракции идеи договора, проработанный Иммануилом Кантом , а именно: утверждение легитимности государства в сознании гражданина; примат морального закона в сознании гражданина; и наконец, метафора договора с государством в сознании гражданина [7, с. 174].

Об общественной пользе. Здесь заметны две роли: фундамент для разработки общественно-полезных НПА и обоюдовыгодная система защиты прав гражданина и государства. Можно отметить, что всегда речь идет о пользе общества, поэтому можно отнести систему взглядов общественного договора в целом к подходу «государство для человека» [8, с. 61].

О правах граждан. Прежде всего, общественный договор может выступать по Локку системой перераспределения естественных прав [9, c. 24]. Далее, в зависимости от трактовки, речь в договоре идет о более частых правах: праве на свободу выбора государства, праве на свободу гражданства индивидом; право на защиту независимой судебной системой базовых прав человека (жизнь, свобода, собственность).

Принципы государства и общества. В этой группе могут быть указаны: принцип равной свободы, принцип равной доступности материальных благ [10, с. 189], принцип равной доступности социальных возможностей, принцип социального неравенства индивидов [11, с. 52]. Важно отметить, что данный блок ближе всех стоит к XXI веку и является отражением неоконтрактивистской мысли.

Гарант государства. Данные идеи общественного договора можно видеть в Конституциях демократических государств и важнейших НПА, где государство выступает как: гарант целостности и суверенности государства, гарант внутренней общественной безопасности, гарант внешнего мира с другими государствами, гарант социальной справедливости через объединение людей в группы, гарант защиты жизни и безопасности граждан, гарант защиты собственности граждан, гарант базовых прав и свобод граждан посредством публичных законов, и наконец, гарант народного права на расторжение/заключение договора. Что характерно, мы видим применение принципов общественного договора в самых разных сферах жизни общества – и социальной, и правовой, и военной, и политической, и экономической. То есть широта концепции позволяет ей (гипотетически) выступать единственной платформой для целого государственного строя.

Монополии государства. Здесь можно рассматривать роль договора трояко, так как он присваивает государству в обмен на ряд гарантий, указанных выше, монополии на применение силы для поддержания внутреннего порядка, оборону от внешних врагов и законодательную деятельность. Таким образом, все силовые и законодательные системы граждане передают по договору государству.

Конечно, 26 вышеуказанных ролей общественного договора имеют место в практике государственного строя в самых разнообразных комбинациях. Множество факторов влияют на их сочетания: возраст государственности, исторический контекст, географический детерминизм, уровень научно-технического прогресса, национальные особенности, степень экономического развития и многое другое. Но, так или иначе, подобное число вариаций свидетельствует о непреходящей актуальности и множественности практических применений общественного договора как инструментарной теории современных государственных и правовых систем.

Список литературы Актуальные роли общественного договора как теории современных государственных и правовых систем

  • Горохов П.А., Вялых В.В. Современные модификации идеи общественного договора / Теория и практика общественного развития. 2013. №11.
  • EDN: RRUAAZ
  • The Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс]. URL: http:/www.eiu.com/ public/topicalreport.aspx?campaignid=DemocracyIndex2016.
  • Мельник В.В. Владимир Владимирович Демократия vs "le contrat social" / Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 8.
  • EDN: PHNWJD
  • Материалисты Древней Греции / под ред. М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955.
  • Пискунов В.В. Концепт общественного договора: классические и современные формы: автореф. дис. …канд. филос. наук. РГГУ, Москва, 2005.
  • EDN: ZNBYDD
Статья научная