Актуальные вопросы применения принудительных мер медицинского характера
Автор: Подушко Д.А., Цепелев В.Ф.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-1 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена актуальным вопросам применения принудительных мер медицинского характера. Автором рассматриваются проблемы, связанные с пробелами законодательного регулирования применения принудительных мер медицинского характера до принятия соответствующего судебного решения. Сделан вывод о том, что действующее правовое регулирование применения принудительных мер медицинского характера в Российской Федерации является несовершенным. Отмечено, что российским законодателем не урегулированы следующие важные вопросы: 1) где и в течение какого времени до принятия соответствующего судебного решения должен находиться человек, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера; 2) какие меры могут быть предприняты врачом-психиатром, если судебное решение о применении принудительных мер медицинского характера еще не принято/не вступило в законную силу, а пациент уже на данном этапе нуждается в прохождении психиатрического лечения.
Невменяемость, принудительные меры медицинского характера, психиатрическое лечение, психиатрическое расстройство
Короткий адрес: https://sciup.org/170196949
IDR: 170196949 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-1-231-233
Текст научной статьи Актуальные вопросы применения принудительных мер медицинского характера
В действующем российском законодательстве не сконструирована законодательная дефиниция понятия «принудительные меры медицинского характера». Думается, что принудительными мерами медицинского характера выступают меры государственного принуждения, которые применяются на основании вынесенного судебного решения в отношении гражданина, который совершил преступление в состоянии невменяемости или приобрел психическое заболевание уже после его совершения, что препятствует привлечению такого гражданина к уголовной ответственности.
Юридическая природа принудительных мер медицинского характера раскрывается в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации -Постановлении «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» [2]. В частности, п. 2 упомянутого Постановления указывает, что принудительные меры медицинского характе- ра признаются мерами уголовно-правового характера.
Таким образом, принудительные меры медицинского характера не относятся к мерам уголовной ответственности. Это объясняется тем, что невменяемых лиц привлекать к уголовной ответственности невозможно. Исходя из самого названия, принудительные меры медицинского характера есть меры медикопрофилактической и медикореабилитационной направленности, которые необходимы для лечения людей с психическими заболеваниями. Обратим внимание на то, что реализуются данные меры не в рамках деятельности пенитенциарных учреждений, а в медицинских организациях (как правило, в психиатрических больницах) [3, с. 75].
Основанием применения принудительных мер медицинского характера выступает решение суда об освобождении конкретного лица от уголовной ответственности и, соответственно, уголовного наказа- ния, а также реализации в отношении такого лица принудительных мер медицинского характера. Фактически лицо может представлять опасность, иметь психическое расстройство, однако в том случае, если суд не примет соответствующее решение, то станет невозможным применении в отношении него принудительных мер медицинского характера. Если же применение в отношении него принудительных мер медицинского характера будет осуществлено, то оно не будет соответствовать требованиям законности, поскольку нет правового основания для его осуществления.
Отметим, что на сегодняшний день нет никаких проблем с реализацией принудительных мер медицинского характера после того, как было принято соответствующее судебное решение. В этом случае имеются как фактическое (факт психического расстройства), так и юридическое (судебное решение) основания. Больше того, Уголовный кодекс Российской Федерации [5] и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [4] довольно детально раскрывают порядок реализации принудительных мер медицинского характера, их обоснованность.
Наиболее существенные проблемы здесь заключаются в следующих ситуациях:
-
1. Российское законодательство на данный момент времени не отвечает на вопрос о том, где и в течение какого времени должен находиться человек, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, если экспертизой его психическое заболевание уже подтверждено, но судебное решение еще не принято/не вступило в законную силу.
-
2. Отечественный законодатель также не урегулировал вопрос о том, какие меры могут быть предприняты, если человек, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, и его законный представитель возражают против прохождения психиатрического лечения, предложенного врачом-психиатром во время проведения экспертизы, и при этом несвоевременное
прохождение такого психиатрического лечения может привести к серьезным негативным последствиям для здоровья такого человека (вплоть до наступления угрозы его жизни).
Из-за указанных законодательных пробелов на практике встречаются отдельные ситуации, когда человек после прохождения стационарной судебнопсихиатрической экспертизы был оставлен в психиатрической больнице на основании решения, принятого врачом-психиатром, который проводил данную экспертизу. При этом в отношении данного человека, несмотря на отсутствие соответствующего судебного решения, фактически применялись принудительные меры медицинского характера в виде введения в его организм психотропных препаратов.
Несмотря на отсутствие судебного решения, врач-психиатр, оставляя пациента в больнице для дальнейшего прохождения принудительного психиатрического лечения, как правило, руководствуется тем, что такой пациент представляет общественную опасность или его психиатрическое заболевание требует каждодневного наблюдения за его течением квалифицированных специалистов. Стоит заметить, что в таких ситуациях позиция врача-психиатра выглядит более обоснованно, когда вопрос о применении принудительных мер медицинского характера решается уже в судебном заседании. Это обусловлено тем, что врач-психиатр в это время уже достаточно подробно ознакомлен с диагнозом пациента [1, с. 154].
Итак, еще раз обратим внимание на то, что существование фактических оснований для продолжительного содержания человека в психиатрической больнице в большинстве случаев не вызывает никаких возражений. Проблемный характер здесь проявляется в следующем:
-
1) в неурегулированности вопроса о юридических основаниях содержания человека в психиатрической больнице с применением к нему психиатрического лечения до того, как было приня-то/вступило в законную силу судебное решение о применении принудительных мер медицинского характера;
-
2) в юридической защищенности человека от субъективного усмотрения врачей-
- психиатров, проводящих психиатрическое лечение таким образом.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что действующее правовое регулирование применения принудительных мер медицинского характера в Российской Федерации является несовершенным. В частности, российским законодателем не урегулированы следующие важные
-
1) где и в течение какого времени до принятия соответствующего судебного
решения должен находиться человек, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера;
-
2) какие меры могут быть предприняты врачом-психиатром, если судебное решение о применении принудительных мер медицинского характера еще не приня-то/не вступило в законную силу, а пациент
вопросы: уже на данном этапе нуждается в прохож дении психиатрического лечения.
Список литературы Актуальные вопросы применения принудительных мер медицинского характера
- Корнеев С.А. Принудительные меры медицинского характера в структуре уголовно-правового воздействия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 2 (139). - С. 153-160.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 (ред. от 03.03.2015) "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера" // Российская газета. 20 апр. 2011.
- Саддарова К.О. Принудительные меры медицинского характера в российском уголовном праве // Союз криминалистов и криминологов. - 2021. - № 3. - С. 73-80.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.