Актуальные вопросы судебной практики: оспаривание решения суда о признании недостойным наследником
Автор: Шалаева С.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 10-1 (101), 2022 года.
Бесплатный доступ
Актуальность исследования обоснована тем, что вопросы, связанные с наследством, выступают одними из самых противоречивых в системе гражданского права РФ. Принимая права наследования, многие люди сталкиваются с огромным количеством проблем, связанных с наличием нескольких очередей наследования, правом гражданина на завещание, по которому наследство может перейти в руки любого человека, не являющегося родственником умершего. Имеют место и ситуации, когда законный наследник не может вступить в права наследования ввиду того, что он вел себя недостойно в отношении наследодателя. Именно поэтому судебная практика в данном вопросе определяет обязательную необходимость наличия точных и неоспоримых доказательств, которые несомненно доказывают верность признания того или иного человека недостойным наследником. В статье рассмотрены вопросы судебной практики по оспариванию решения суда о признании недостойным наследником.
Судебная практика, оспаривание решения суда, признание недостойным наследником
Короткий адрес: https://sciup.org/140298712
IDR: 140298712 | УДК: 34
Текст научной статьи Актуальные вопросы судебной практики: оспаривание решения суда о признании недостойным наследником
Вопросы, связанные с наследством, являются наиболее острыми в судебной практике, в особенности, когда дело касается признания наследника недостойным. Это связано с недостаточной проработкой Гражданского законодательства, отсутствием точных и понятных критериев отнесения наследников в состав недостойных, а также дифференцированной судебной практики и спорности решений. Зачастую решения суда о признании наследников недостойными оспариваются в суде. При этом для регулирования института недостойных наследников применяется статья 1117 ГК РФ. Однако использование данной статьи зачастую не квалифицирует недостойными тех наследников, которые являются таковыми ввиду морально-этических соображений.
По сути, отсутствуют четкие разграничения критериев злостного уклонения от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, ставит не решенными перед учеными вопросы теоретического порядка и перед судьями в их правоприменительной деятельности [1]. Все это определяет актуальность исследования проблем отстранения от принятия наследства недостойных наследников, а именно оспаривания решений, принимаемых судом.
На первом этапе стоит подчеркнуть состав лиц, которые могут быть признаны недостойными наследниками, согласно судебной практики и Гражданского законодательства РФ.
В частности, согласно статье 1117 Гражданского кодекса, в состав таких лиц входят граждане, умышленно совершившие противоправные деяния, которые повредили самому наследодателю и другим наследникам, а также деяния нацеленные на недопущение реализации воли наследодателя либо попытка привлечь к наследованию или увеличению размера собственной наследственный доли за счёт снижения долей других наследников [2]. Это говорит о том, что отстранение от наследования лиц может производиться по причинам, не связанным с причинением какого-то конкретного вреда здоровью и жизни наследодателя. Однако доказать факты указанных противоправных деяний при отсутствии реальных уголовных дел в практике довольно проблематично.
В этой ситуации следует руководствоваться п. 19 Постановления Пленума ВС от 29.05.2012 № 9 [3]. Как правило, подобные случаи выступают объектом разбирательства в уголовных делах, и доказательства содеянного содержатся в материалах следствия. А значит, данный факт обязательно должен быть подтвержден приговором суда либо решением гражданского суда о признании недействительным завещания, которое было написано под угрозами.
Признаками обстоятельств, которые могут быть использованы в суде при признании наследника недостаточным являются:
-
- противоправные действия должны быть умышленными;
-
- они должны привести к тому, что лицо получило в наследство часть или всё целиком имущество, принадлежащее наследодателю;
-
- доказанный факт насильственного действия, который способствовал признанию его наследником.
При этом исключением является ситуация, когда наследодатель составил завещание после утраты права на наследство и его наследников.
Доказательством того, что наследодатель отписал наследство под влиянием или угрозой третьего лица, как и то, что он был в тот момент вменяем, должно быть неопровержимым и представлено в суде. При этом зачастую разбирательства проходят по истечении большого срока времени, что вообще делает подобные решения маловероятно справедливыми. В этой связи часты ситуации оспаривания принятых судом решений по признанию наследников недостойными.
Так, например, А. имела завещание на квартиру от бабушки от 2007 года. Бабушка умерла в 2018 году [4]. - В 2020 году А. было предъявлено новое завещание умершей, составленное в 2011 году. Как считает А., оно было составлено под давлением её сына. А. обратилась в суд с иском оспорить данное завещание и признать В. недостойным наследником. Суд принял решение в пользу А., поскольку она предоставила видеозапись, доказывающую принуждение В. к написанию завещания матерью в его пользу.
Оспорить последнее завещание В. в суде не удалось по следующим причинам:
-
- прошло слишком много времени (срок давности);
-
- параллельно с гражданским проводилось разбирательство в уголовном суде, которое признало виновным В. на основании ст. 40 Уголовного кодекса (УК).
В то же время, сын покойной имел обязательную долю в наследстве, несмотря на то, что составленное завещание было признано недействительным, а значит он мог обратиться в вышестоящий суд об отмене данного решения.
В другой ситуации, умерший составлял завещание на жену, и оно было у нее на руках. Когда сын пришел к нотариусу, который составлял завещание и хотел открыть дело о наследовании, выяснилось, что есть новое завещание, составленное позже. С новой женой (пенсионерка, работает, 61 год) он прожил последние 4 года. Внезапно умер и у него осталось 2 сына от первой жены. Родители в разводе были с 1996 года. Совместно нажитого имущества (квартира, гараж, автомобиль, счета в банках) у них не было. Все имущество он приобретал сам или унаследовал от своей матери (Бабушки сыновей) [5].
Сыновья обратились с иском в суд об оспаривании последнего завещания, ссылаясь на следующие факторы:
-
1) Завещание было написано под давлением со стороны последней жены (шантаж с целью зарегистрировать брак, только после составления данного завещания).
-
2) Отец умер от ковида, поступив в больницу с поражением более 60% легких. Он был в это время дома и к врачу не обращался более недели, пока самочувствие совсем не ухудшилось, жена, проживая с ним в его квартире, на лечении не настаивала и врача не вызывала. Она была привита вакциной с апреля месяца 2021 года.
Суд посчитал, что первое основание для оспаривания завещания в суд принято быть не может. Признать жену недостойной наследницей нельзя.
Таким образом, в суде возникают противоречивые решения, что связано с отсутствием чёткости в законодательстве по признанию наследников недостойными. Для устранения подобных проблем целесообразно изменить гражданское законодательство, регламентирующее данный вопрос. Так, обращаясь к практике зарубежных стран, стоит отметить, что в ряде из них данный вопрос более прозрачно отражён в законодательстве. По опыту
США, в завещании принуждение является формой «неправомерного влияния» на умершего, и наследник может оспорить завещание. Однако судья, как правило, рассматривает любые угрозы, которые делал человек, или насколько зависимым был покойный от лица, предположительно оказавшего на него или нее неправомерное влияние.
Например, в Мичигане обязательно быть кем-то, кому было оставлено имущество по завещанию (бенефициаром) или кем-то, кто унаследует, если завещание будет недействительным (наследником или бенефициаром по предыдущему завещанию). Если человек был просто хорошим другом умершего, то штат может не позволить ему подать в суд, если только последний не оставил денег по текущему или предыдущему завещанию [6].
Таким образом, законодательством США ограничивается неправомерное влияние на людей в оставлении им завещаний, а значит, вопросы отмены судебных решений по признанию наследников недостойными, - редки.
Для решения данных проблем, стоит совершенствовать данную норму, включая нормы о составе недостойных наследников, в частности. Так, целесообразным видится закрепление на законодательном уровне положения о конкретном составе действий или без действий недостойных наследников, на основании сформированной правоприменительной практики. Также следует разъяснить более конкретно мотивы совершаемых деяний, определить перечень лиц, которые могут войти в отстранения от наследования.
Нужна проработка на методической основе порядка действий суда по оспариванию решения о признании недостойным наследником. Данный процесс слишком растягивается на время, а при наличии уголовного разбирательства по делу, может протекать годами. Стоит регламентировать случаи, когда лицо, признанное виновным в смерти завещателя, лишается наследства и выступает недостойным наследником, однако спустя какое-то время добивается пересмотра дела и оказывается невиновным в преступлении.
Также целесообразно проработать механизм признания наследника недостойным и законодательство утвердить ситуации, когда данное решение может быть оспорено в суде.
Список литературы Актуальные вопросы судебной практики: оспаривание решения суда о признании недостойным наследником
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2020) // Российская газета. N 238-239, 08.12.1994.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" // Российская газета. N 127, 06.06.2019.
- Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 июня 2021 г. по делу № 33-5908/2021 // СПС Консультант Плюс.
- Обязательная доля в наследстве при завещании// https://brobank.ru/obyazatelnaya-dolya-v-nasledstve.
- Латыпова, Д.Ф. Недостойные наследники: некоторые актуальные проблемы судебной практики / Д.Ф. Латыпова // Евразийская адвокатура. -2020. № 4 (5). - С. 55.
- Уткин, А.В. Институт отстранения лиц от наследования: актуальные проблемы теории и практики / А.В. Уткин // Нотариус. - 2021. - № 5. - С. 15 - 17.