Актуальные вопросы уголовной ответственности медицинских работников за получение взятки и незаконного вознаграждения

Автор: Крылова Елена Сергеевна, Бильданова Лейсан Ильгизовна

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Статья в выпуске: 1 (7) т.4, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются особенности уголовной ответственности медицинских работников за получение взятки, проводится анализ данных социологического опроса о даче вознаграждения за оказанные медицинские услуги. Сформулированы предложения о дополнении Уголовного кодекса РФ статьей, предусматривающей ответственность за получение незаконного вознаграждения работниками государственных учреждений, в том числе медицинскими работниками, в связи с выполнением трудовых функций или профессиональных обязанностей.

Специальный субъект, медицинские работники, получение взятки, получение незаконного вознаграждения, уголовная ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/142220992

IDR: 142220992

Текст научной статьи Актуальные вопросы уголовной ответственности медицинских работников за получение взятки и незаконного вознаграждения

В указе Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1 преступные посягательства, связанные с коррупцией, названы одним из основных источников угроз национальной безопасности России. Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»2 взяточничество следует относить к одной из составных частей коррупции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 говорится, что среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество3.

Об этом свидетельствуют и данные статистики. Количество осужденных по ст. 290-291.1 УК РФ остается стабильно высоким: в 2011 г. оно составило 4 666 человек; в 2012 г. - 3 598; в 2013 г. - 4 937; в 2014 г. - 6 468; в 2015 г. - 7 073; в 2016 г. -6 2514; в 2017 г. - 4 882; за шесть месяцев 2018 г. - 2 4245.

Наряду с другими преступлениями коррупционной направленности взяточничество совершается во многих сферах, включая деятельность государственного аппарата, отдельных отраслей промышленности, народного хозяйства, распространено при оказании различных услуг, в том числе и медицинских.

Как отмечают сами врачи, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.,

- коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни [1].

Рост коррупции в здравоохранении ведет к таким последствиям, как снижение профессионализма среди сотрудников медицинских организаций, порождает негативное отношение граждан к медицинским работникам и отрицательно сказывается на состоянии здоровья населения [2]. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде подношений врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях, таких как искусственное создание дефицита оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами, в то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно [3].

Коррупционные действия медицинских работников относятся к недопустимым антиобщественным явлениям, так как приводят к нарушению отношений не только в сфере деятельности государственных медицинских учреждений, но и в сфере качественного оказания медицинской помощи. Наряду с другими преступлениями, совершаемыми медицинскими работниками (ч. 2 ст. 109, ч. 2, 4 ст. 118, ч. 4 ст. 122, ч. 3 ст. 123, ст. 235, п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ [4]), распространенными общественно опасными деяниями являются получение взятки (ст. 290 УК РФ), а в частной медицине - коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Между тем

Уголовный кодекс РФ не закрепляет ответственности медицинских работников, не относящихся к должностным лицам, в случае получения ими незаконного вознаграждения за выполнение своих трудовых и профессиональных обязанностей.

В теории уголовного права и судебной практике возникают вопросы о квалификации таких действий, отнесении подобных подношений к подарку, чаевым либо взятке, а медицинских работников - к субъектам взятки [5] и др. В связи с этим необходимо рассмотреть имеющиеся вопросы, выработать рекомендации о введении уголовной ответственности работников медицинских учреждений, получающих незаконное вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей, и о разграничении их с субъектами преступлений, предусмотренных ст. 290, 291.2 УК РФ.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых. Проблемам противодействия взяточничеству уголовно-правовыми мерами уделялось достаточно пристальное внимание, им посвящено немало монографий, диссертаций и других научных работ, в том числе исследований, проведенных В.В. Аванесян [6], В.Н. Борковым [7], Л.А. Букалеровой [8], А.В. Земцовой [9], Б.В. Волженкиным [10], В.И. Михайловым [11], П.А. Скобликовым [12], Т.Я. Хабриевой [13] и другими.

Этой тематике посвящены также работы П.Г. Габай [14], Д.Ю. Кайгородова [15], М.М. Какителашвили [16], О.В. Назарова [17], Н.А. Озовой [18], Э.Ю. Чу-клиной [19] и др.

В трудах указанных авторов имеются важные теоретические и практические выводы, вносящие существенный вклад в изучение данной проблематики. Так, В.В. Аванесян считает, что необходимо криминализировать коррупционные деяния медицинских работников, не являющихся должностными лицами, и диф- ференцировать меры ответственности. Л.А. Букалерова поддерживает эту позицию, однако считает, что данные составы должны войти в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

По данным Сводного отчета о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 г. (далее Сводный от-чет)1 за период с 2014 по 2017 гг. общее количество выявленных фактов взяточничества (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) составило в 2014 г. - 267, в 2015 г. - 463, в 2016 г. - 396, в 2017 г. – 149. Там же приводится информация о структуре всех должностных преступлений по отраслям экономики. Так, в здравоохранении в 2016 г. было выявлено 148 случаев совершения таких преступлений, в 2017 г. – 22. Сводный отчет содержит информацию Управления Судебного департамента в Республике Татарстан о количестве осужденных за совершение преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, согласно которым в 2017 г. за мелкое взяточничество было осуждено 77 человек, дачу взятки – 14, получение взятки – 4 человека. Между тем данные о совершении взяточничества именно медицинскими работниками не приводятся.

Для выявления наличия фактов взяточничества и коррупционного поведения в системе здравоохранения был проведен анонимный опрос жителей г. Казани Республики Татарстан. В исследовании приняли участие более двухсот граждан: 62% опрошенных составили лица женского пола и 38% - мужского. Строгих возрастных ограничений не было, в опросе принимали участие лица старше 18 лет. Большинство анкетируемых - 41% - составили лица 55 лет и старше, 22% - лица от 35 до 44 лет, 18% - лица от 45 до 54 лет, 12% - лица от 18 до 24 лет и 7% составили лица от 25 до 34 лет.

По результатам анкетирования жителей было установлено следующее. На вопрос «Какому виду медицинских услуг Вы доверяете больше?» 72% опрошенных ответили, что доверяют услугам платной медицинской помощи, всего лишь 25% могут обратиться к услугам бесплатной медицинской помощи и 3% затруднились с ответом.

Большинство граждан подтвердили, что действительно имелись случаи, когда им приходилось давать денежные средства или подарки медицинским работникам в государственном учреждении здравоохранения в качестве оплаты медицинских услуг, которые должны предоставляться бесплатно. Так ответили 59% анкетируемых, 15% затруднились с ответом и 26% ответили отрицательно.

Следующий вопрос касался тех, кто дал положительный ответ на вопрос, ка- 12 сающийся дачи денежных средств (подарков), - «Кто выступал инициатором этого?» «Сам(а) предложил(а) вознаграждение» – ответили 24%; 34% граждан ответили, что лицо, оказывающее медицинские услуги, дало понять, что медицинская услуга будет предоставлена только за соответствующее вознаграждение, 16% дали ответ, что им предложил дать вознаграждение представитель среднего или младшего медицинского персонала, у 26% опрошенных данная ситуация не возникала.

На вопрос «Работник какой из категории должностей получил от Вас данное неформальное вознаграждение?» 5% ответили «Руководитель», 28% - «Специалист», 25% - «Младший медицинский работник», 16% затруднились ответить, 26% ответили, что данная ситуация у них никогда не возникала.

На вопрос «Приходилось ли Вам приобретать больничный лист?» 47% отве- тили положительно, 30% - отрицательно и 22% затруднились с ответом.

Как оказалось, 53% опрошенных не известны телефоны горячей линии помощника Уполномоченного по противодействию коррупции, Уполномоченного по противодействию коррупции в РТ, Министерства здравоохранения РТ.

Проанализировав ответы граждан на вопрос «Если Вы сталкивались с фактами вымогательства денежных средств, коррупции в государственном учреждении здравоохранения РТ, сообщили ли Вы об этих фактах куда-либо?», мы выяснили, что около 40% жителей об этих фактах никуда не сообщают, 3% обращались к главному врачу, 5% звонили по телефону горячей линии, 21% опрошенных обращались в Министерство здравоохранения, 28% - в прокуратуру, полицию, 3% - в другие органы.

В подтверждение наличия подобных 12 случаев в системе здравоохранения приведем пример. Так, 23 ноября 2017 г. в онкологическом центре им. Н.Н. Блохина г. Москвы оперативными сотрудниками МВД России были выявлены факты незаконного получения денежных средств от пациентов за услуги, которые должны реализовываться в рамках бесплатного оказания медицинской помощи1.

В связи с приведением уголовного закона в соответствие с нормами международного права Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ2 был увеличен перечень субъектов получения взятки в статьях 290 и 291 УК РФ: наряду с должностными лицами, лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главами органов местного самоуправления были включены иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации. Определения данных субъектов преступлений даются в примечаниях 1-3 к ст. 285 УК РФ и 2 к ст. 290 УК РФ, а их признаки раскрываются в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации1.

С учетом признаков должностных лиц, закрепленных в уголовном законе, предлагаем выделить следующие группы медицинских работников, относящихся к субъектам получения взятки или незаконного вознаграждения.

К первой относятся должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные функции, осуществляющие руководство трудовым коллективом; а также лица, принимающие решения, которые имеют юридическое значение и влекут определенные юридические последствия (например, выдача меди- 13 цинским работником справки об инвалидности, листка временной нетрудоспособности).

Ко второй относятся лица, выполняющие административно-хозяйственные функции, связанные с выполнением обязанностей по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами в медицинских государственных и муниципальных учреждениях2.

В качестве самостоятельной третьей группы можно выделить медицинских работников, не относящихся ни к должностным лицам, ни к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях, получающих при этом вознаграждение за выполнение своих трудовых (профессиональных) обязанностей. В действующем УК РФ не предусмотрена ответственность за рас- сматриваемые деяния. Однако, как было отмечено, они имеют место, и такое поведение следует признать коррупционным. Выше уже говорилось, что в научных исследованиях нашла отражение позиция о неотнесении врачей и преподавателей к субъектам взятки и введении специального состава преступления, не относящегося к главе 30 УК РФ.

Следует напомнить, что в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.3 наряду со ст. 173 (Получение взятки), расположенной в главе 7 «Должностные преступления», в главе 6 «Хозяйственные преступления» содержалась ст. 156.2 (Получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения). Общественно опасное деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, заключалось в получении работником предприятия, учреждения или организации, не являющимся должност- 13 ным лицом, путем вымогательства незаконного вознаграждения от гражданина за выполнение работы или оказание услуги в сфере торговли, общественного питания, бытового, коммунального, медицинского, транспортного или иного обслуживания населения, входящих в круг служебных обязанностей такого работника. По нашему мнению, необходимость введения подобной нормы существует и в настоящее время. Поскольку в случае получения незаконного вознаграждения медицинским работником за выполнение профессиональных обязанностей в опасность ставятся отношения по охране здоровья граждан, объектом рассматриваемого преступления не могут являться общественные отношения в сфере деятельности органов государственной вла- сти или местного самоуправления либо интересы службы в коммерческих и иных организациях. Также следует учесть, что медицинские работники данной категории не являются должностными лицами либо лицами, выполняющими управленческие функции в соответствующих организациях.

В целях противодействия коррупционному поведению медицинских работников, выполняющих трудовые (профессиональные) обязанности, не относящихся к должностным лицам, предлагаем дополнить главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ статьей 235.2

«Получение незаконного вознаграждения работниками государственных медицинских учреждений», а именно получение работником предприятия, учреждения или организации, не являющимся должностным лицом, незаконного вознаграждения от гражданина за выполнение своих профессиональных обязанностей.

Данная норма позволит в рамках предусмотренной уголовной ответственности осуществлять противодействие коррупционным проявлениям в системе здравоохранения, предоставит реальную возможность пользоваться услугами бесплатной медицины и вернет доверие граждан.

Список литературы Актуальные вопросы уголовной ответственности медицинских работников за получение взятки и незаконного вознаграждения

  • Канунникова Л.В., Морозова Н.А. Коррупционные преступления в медицинской практике на территории Новосибирской области//Медицинское право. 2018. № 2. С. 16-19.
  • Байрамов С.Ш. Проблема признания субъектами получения взятки медицинских работников//Юстиция. 2017. № 2. С. 63-66.
  • Полукаров А.В. Виды коррупционных преступлений в сфере здравоохранения//Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 467-473.
  • Ситникова А.И. Ятрогенные преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты//Медицинское право. 2018. № 2. С. 41-44.
  • Назаров О.В. Еще раз о субъектах получения взятки, или слово в защиту медиков//Адвокат. 2014. № 3.
  • Аванесян В.В. К вопросу об установлении уголовной ответственности за незаконное вознаграждение//Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (36).
  • Борков В.Н. Новый способ получения взятки и реабилитации «мелких» взяточников//Современное право. 2017. № 1. С. 83.
  • Букалерова Л.А. О необходимости введения уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения работником, не являющимся должностным лицом//Бизнес в законе. 2013.
  • Земцова А.В. К вопросу о правомерности неформальных платежей в системе здравоохранения//Российский следователь. 2015. № 1. С. 24-30.
  • Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридцентр, 2015. С. 775.
  • Михайлов В.И. Коммерческий подкуп и взяточничество: направления развития законодательства//Lex Russica. 2017. № 6. С. 92.
  • Скобликов П.А. Коррупция в современной России. М.: Норма, 2016. С. 60.
  • Хабриева Т.Я. Коррупция. Природа проявления, противодействие. М.: Юриспруденция, 2016. С. 182.
  • Габай П.Г., Карапетян Р.Ю. Конфликт интересов в сфере здравоохранения//Медицинское право. 2017. № 6. С. 10-16.
  • Кайгородов Д.Ю. О запрете назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за преступления коррупционной направленности//Российский следователь. 2017. № 11. С. 25.
  • Какителашвили М.М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка?//Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 94-98.
  • Назаров О.В. О новых субъектах халатности, получения взятки и других преступлений главы 30 УК РФ//Законодательство и экономика. 2015. № 9. С. 65-72.
  • Озова Н.А. Врач как субъект должностного преступления//Медицинское право. 2017. № 5. С. 33-37.
  • Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд//Экономика, социология и право. 2016. № 26. С. 95-100.
Еще
Статья научная