Акварель, гуашь, рисунок карандашом и технические особенности этих материалов в учебной практике

Автор: Мишова Галина Ивановна, Горшунов Владимир Николаевич

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Факультету культуры и искусства Ульяновского государственного университета - 20 лет

Статья в выпуске: 1 (27), 2017 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются задачи современной методики выполнения живописных работ в технике гуаши и акварели, а также технике работы с использованием графитного карандаша. Статья посвящена особенностям характеристики данных материалов и их применения в учебном процессе, ознакомления студентов-дизайнеров с методикой ведения работы ведущими мастерами разных эпох в области рисунка, формирования компетентности в практических работах пленэрной живописи, применения познавательных и воспитательных аспектов в учебной практике.

Пленэр, колорит, световоздушная перспектива, воздушно-цветовое пространство, графитный карандаш, растушевка, металлический штифт

Короткий адрес: https://sciup.org/14114219

IDR: 14114219

Текст научной статьи Акварель, гуашь, рисунок карандашом и технические особенности этих материалов в учебной практике

Занятия только в аудиториях, в ограниченном пространстве, не позволяют студенту-дизайнеру ощутить полноценное воздушно-цветовое разнообразие окружающего мира, поэтому важнейшим процессом в обучении является учебная практика.

Выход на природу с этюдником — новый этап для учащихся в освоении всей сложности работы на пленэре. Работа над пейзажем сложна и вместе с тем очень интересна. Наиболее удобным материалом в изучении пейзажной живописи являются акварель и гуашь. Акварель как материал предполагает легкость в исполнении и прозрачность цветовых отношений. Бумага и ее качество для акварельной живописи имеет большое значение, она является неким тональным средством для светлых частей пейзажа. Белая бумага заменяет белила, свечение бумаги из-под нанесенного слоя краски сохраняет ощущение свежести и чистоты.

Правильно выбранный мотив для работы над пейзажем определяет цель и задачи, которые поставил себе художник. Сделав несколько набросков с выбранного места для работы над пейзажем, определяют его композиционное расположение на рабочем пространстве листа бумаги [1].

Пейзаж несет в себе еще и образное начало. Городской пейзаж по своему духу и восприятию не похож на пейзаж ландшафтный. Определив композиционное решение, сделав правильный рисунок, можно приступать к решению живописных задач. Все холодные краски воспринимаются глазом постепенно, все теплые цвета воспринимаются в первую очередь. В ландшафтном пейзаже все, что уходит к горизонту, приобретает сиреневый оттенок; дали, уходящие в глубину, становятся постепенно голубыми.

В начальной стадии работы над пейзажем важно определить главные тональные контрасты, их взаимосвязь, тональные отношения неба и земли. Следует внимательно проследить, как теплые тона взаимодействуют с холодными, например, теплый вечерний свет зажигает стволы сосен, и зеленые верхушки деревьев становятся оливковыми. Градации теплых и холодных оттенков передают поэзию уходящего дня.

Один из технических приемов, характерный для акварельной живописи, — это письмо по «сырому». По еще не просохшей заливке добавляются холодные или теплые оттенки, которые плавно вливаются в общее пятно и делают его более образным и цветоносным. Написанные по «сырому» облака или деревья дальнего плана дают красивые, бархатные касания в работе. Важно не перегрузить работу деталями. Детали придают убедительность и конкретность изображению, но они должны подчиняться общей тональности и не разрушать целостность картины [3].

Старые мастера иногда для сохранения цельности и общего тона закрывали весь лист золотистым тоном в случае, если пейзаж строился на теплых красках, и закрывали холодным тоном, если речь шла о преобладании холодных красок в пейзаже. Таким образом выстраивалась общая цветовая гамма. Кроме письма по «сырому» в акварельной живописи используется такой прием, как «лессировка» — нанесение одного красочного тона на другой уже по высохшей поверхности. Лессировки позволяют усложнить цвет и набрать необходимую тональность.

Акварель — красивый и сложный материал, требующий большой практики и терпения в его освоении.

Мастера прошлого часто использовали акварель в своем творчестве. Великолепные пейзажи Италии, написанные А. Ивановым, служат примером тонкого и внимательного изучения природы. В. Серов и И. Левитан пользовались в совершенстве этим материалом [6].

Гуашь как материал довольно часто используется художниками для работы над пейзажами. В отличие от акварели, эта краска не прозрачная, а матовая. Главное ее отличие от акварели в том, что в палитру этой краски входят белила. Гуашью можно писать не только на бумаге, но и на плотном картоне. Картон следует прогрунтовать легким слоем желатина с сухими белилами.

При работе гуашью над пейзажем все те же требования, которые предъявляются к акварели: хороший рисунок, выверенная композиция, точно взятые цветовые отношения, подчинение деталей целому. Гуашь при высыхании светлеет, теряя напряженность тона и цвета, поэтому не нужно злоупотреблять белилами при работе. Преимущество гуаши по отношению к акварели в том, что при помощи белил можно исправлять и переписывать неудавшиеся места в работе. Высыхая, гуашь придает работе некото- рую мягкость тона, объединяя колорит в серебристую гамму.

В работе над пейзажем очень важна передача состояния. На пленэре желательно писать этюды на состояние (эффектные состояния природы — грозы, порывы ветра, закаты, дождь) [6].

Небольшие по размеру этюды должны нести в себе образное начало. Тональность и краски этюда, написанного утром, не должны походить на вечерний этюд. Писать солнечный пейзаж можно не более двух часов, ибо освещение меняется, поэтому при устойчивой погоде сеанс можно перенести на следующий день. Есть смысл вести хотя бы две работы, следует чередовать освещенный солнцем пейзаж с пасмурным, дождливым мотивом. В пасмурный день тональность пейзажа намного плотнее, но при любом состоянии природы художники должны внимательно следить и изучать градацию теплого и холодного.

Внимательно рассматривая верхушки деревьев, мы видим, как они становятся холодными в касаниях с небом. Цвет листвы по мере приближения к земле становится более теплым. Теплая выгоревшая трава у подножия дерева таит в себе холодные оттенки. Следует помнить о дополнительных цветах, взаимно усиливающих звучание друг друга, и несколько завышать силу тона и цвета с учетом его высыхания. Чувство меры в работе с гуашевыми и акварельными красками приходит с опытом, что должно стимулировать учащихся работать на природе чаще.

Гуашь, как и акварель, прочно вошли в творческий обиход многих художников, являясь подвижным материалом, использующимся во всех жанрах, включая и пейзаж. А. Бенуа, К. Сомов, В. Серов, Д. Кардовский использовали эти материалы в работе над пейзажами. Работа на пленэре не только обогащает профессиональные знания и умения, но часто, что немаловажно, прививает любовь к природе и своему отечеству [2].

Еще одним важным инструментом для художника является графитный карандаш. Мировое графическое наследие трудно представить без этого материала. Следует отметить, что предшественником карандаша был металлический штифт — закрепленный на палочке кусочек серебра либо свинца и даже золота. Такие титаны эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и др., рисовали металлическим штифтом. До нашего времени дошла целая коллекция этих великолепных рисунков. Недостатком металлического штифта являются трудно стираемые погрешности в ри- сунке. С появлением графитного карандаша возможности художников заметно расширились.

Графит — продукт натурального происхождения, черного цвета, один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами.

Большое распространение графит получил в конце ХVIII века. Француз Никола Жак Конте смешивал графит с глиной, что позволило создать карандаши различной степени твердости. За прошедшие с тех пор два века графитный карандаш обрел широкие технические возможности для создания различных произведений — от сложнейших технических чертежей до блистательных шедевров в рисунке. Графит хорошо ложится на бумагу, обладает глубокой тональной растяжкой, не осыпается с листа, его легко можно удалить при помощи резинки [4].

В зависимости от поставленных задач художник подбирает карандаши различной степени твердости. На этапе длительного и основательного изучения натуры рисунок следует начинать более твердым карандашом. Завершающая стадия рисунка осуществляется более мягким карандашом. Это позволяет штрихом набрать более глубокий тон и обобщить форму. Рисунки графитным карандашом не фиксируются лаком, за исключением рисунков, сделанных очень мягким итальянским карандашом.

Наброски лучше делать более мягкими карандашами, что позволяет быстрее передавать основные массы и характер рисуемого объекта. Карандаш в этих случаях следует затачивать с одной стороны. Образующаяся плоская поверхность карандаша позволяет, как «лопаточкой», быстро и широко набрать тон в рисунке. Этим приемом хорошо рисовать пейзажные рисунки на плотной бумаге с ровной поверхностью. Рыхлая, плохо проклеенная бумага не рекомендуется для длительного рисования. Серый тон графита хорошо выглядит на слегка тонированной бумаге. Охристый тон бумаги придает рисунку отпечаток старинного изображения, большую цельность, обобщая детали [5].

При рисовании графитным карандашом не рекомендуется делать растушевку. Она придает рисунку вид закрытой поверхности, рисунок в результате выглядит «грязным». Длительные рисунки иногда становятся перегруженными в тоне; при помощи резинки рисунок можно сделать более мягким, убрав темные пятна.

Насколько графитный карандаш обладает неограниченными возможностями, видим в рисунках великих мастеров. Певучая линия с виртуозным совершенством присуща рисункам французского художника Энгра. Чеканная разборка плоскостей, подчиненная образному решению, поражает в рисунках М. Врубеля. Строгость и выверенность в рисунках В. Фаворского также создается твердым графитным карандашом. Сочетание всех пластических возможностей карандаша мы видим в рисунках В. Серова. В портрете Т. Карсавиной изящество фигуры балерины передается скупым и очень точным линейным контуром. Подобное совершенство в рисунке с натуры приходит с большой практикой.

Графитный карандаш — могучее средство в руках художника. Он одинаково удобен как в учебном процессе, так и в творчестве. Изучая наследие великих художников (от Рубенса до Брюллова), убеждаемся, что выдающиеся мастера с уважением относились к тому, что мы называем графитным карандашом. Этот материал помогает художнику творить и изучать окружающий мир во всем его величии и разнообразии.

  • 1.    Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М. : Просвещение, 1981.

  • 2.    Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М. : Искусство, 1970.

  • 3.    Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985.

  • 4.    Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Изд. 3-е, стер. М. : Высш. шк., Академия А, 2000.

  • 5.    Ли Н. Академический рисунок. М. : Эксмо, 2005. 480 с.

  • 6.    Смирнов Г. Б. Живопись : учеб. пособие для студентов худож.-графич. фак-та. М. : Просвещение, 1975.

Список литературы Акварель, гуашь, рисунок карандашом и технические особенности этих материалов в учебной практике

  • Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981.
  • Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970.
  • Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985.
  • Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Изд. 3-е, стер. М.: Высш. шк., Академия А, 2000.
  • Ли Н. Академический рисунок. М.: Эксмо, 2005. 480 с.
  • Смирнов Г. Б. Живопись: учеб. пособие для студентов худож.-графич. фак-та. М.: Просвещение, 1975.
Статья научная