Алкогольная аддикция среди студентов Удмуртии

Автор: Иванов А.С., Лекомцев В.Т.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Этнопсихиатрия и этнонаркология

Статья в выпуске: 3 (46), 2007 года.

Бесплатный доступ

Алкогольная аддикция широко распространена в молодежной среде. Употребление алкоголя стало стереотипом поведения в молодежных компаниях. У большинства молодых людей имеется гедонистическая жизненная позиция и отсутствует установка на трезвый образ жизни. Общественное мнение если не поощряет, то очень терпимо относится к употреблению спиртного. Имеются значительные упущения со стороны общего образования и родительского воспитания в сфере формирования навыков здорового образа жизни у подростков.

Короткий адрес: https://sciup.org/14295205

IDR: 14295205

Текст научной статьи Алкогольная аддикция среди студентов Удмуртии

Ижевск, Государственная медицинская академия

Р е з ю м е : Алкогольная аддикция широко распространена в молодежной среде. Употребление алкоголя стало стереотипом поведения в молодежных компаниях. У большинства молодых людей имеется гедонистическая жизненная позиция и отсутствует установка на трезвый образ жизни. Общественное мнение если не поощряет, то очень терпимо относится к употреблению спиртного. Имеются значительные упущения со стороны общего образования и родительского воспитания в сфере формирования навыков здорового образа жизни у подростков.

ALCOHOL ADDICTION AMONG STUDENTS OF UDMUR-TIYA. A. S. Ivanov, V. T. Lekomtsev. Izhevsk. Abstract : Alcohol addiction is widely spread in youth environment. Alcohol consumption has become a stereotype of behavior in youth companies. Most young persons today have hedonistic life position without motive for sober life style. Public opinion though if does not encourage but has a very patient attitude toward alcohol consumption. There are significant disadvantages of general education and parental nurture in the domain of formation of healthy life style skills in adolescents.

В современном мире употребление психоактивных веществ (ПАВ) приобрело характер эпидемии. По предположительным подсчетам экспертов ВОЗ, жители планеты тратят на приобретение ПАВ денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание вместе взятые. Оно стало фактически общенациональной трагедией (1— 3). В России эта проблема наиболее актуальна. После отмены «сухого закона», на фоне всеобщего экономического спада произошел резкий скачок алкоголизации практически всех слоев населения страны. К примеру, только за один 1999 г. в стране произведено более 2,5 млрд литров водки, а ее потребление составило более 15 литров в год на душу населения (данные Госкомстата России). Это данные статистики, учитывающей лишь официальный товарооборот спиртных напитков, в ней не отразилось потребление нелегально изготовленных алкогольных напитков и суррогатов алкоголя. По оценкам экспертов данной отрасли, «теневой» рынок алкогольной продукции превышает легальный в два раза. По данным ВОЗ, алкоголизация населения считается национальной проблемой, если уровень потребления спиртных напитков превышает 8 литров в год на душу населения.

Алкоголизация является особо актуальной проблемой в студенческой среде (1, 4, 6, 9). Она заслуживает серьезного внимания по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что у части студентов именно во время учебы в вузе происходит первое знакомство с алкогольными напитками, когда начинают формироваться питейные традиции и соответствующая модель поведения. Другая причина находит отражение в смене жизненных стереотипов, в переходе от детства (юности) к зрелому периоду жизни, во время которого зачастую возникают трудноразрешимые проблемы, способные стимулировать алкоголизацию. Третья причина выражается в том, что интенсивность алкоголизации среди студентов постоянно растет, в чем есть и определенный недостаток современного вузовского образования, поскольку оно не формирует отказ от употребления спиртного, мало пропагандирует концепцию здорового образа жизни.

Учитывая актуальность проблемы, на базе кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ИГМА с 1999 по 2006 г. проведено исследование алкогольных аддиктивных расстройств среди студентов высших учебных заведений Ижевска. Общий объем исследования 500 студентов. Особое внимание уделено студентам ИГМА.

Цель – изучение причин формирования алкогольной аддикции у студентов.

Задачи : определить распространенность аддиктивных расстройств, оценить распространенность и причины употребления алкоголя, определить основные пути профилактики алкоголизации в молодежной среде.

Данное исследование напрямую связано с первичной профилактикой алкогольной зависимости, потому что рассматриваются вопросы алкогольной аддикции , т. е. употребление алкоголя на этапе «предзависимости», или на этапе злоупотребления спиртным (5, 7, 8).

Материал и методы . Объект исследования: студенты трех вузов Ижевска. 1) Ижевская государственная медицинская академия: 200 чел., из них 63 мужчины и 137 женщин, средний возраст 21,6 года. 2) Ижевский государственный технический университет: 100 чел., из них 61 мужчина и 39 женщин, средний возраст 21,9 года. 3) Удмуртский государственный университет: 200 чел., из них 64 мужчины и 136 женщины, средний возраст 20,3 года.

Методы. 1. Социологический: сбор первичной информации проводился методом анонимного анкетного опроса. Статистическая выборка проводилась гнездовым способом: случайным образом выбирались группы младших и старших курсов вуза, анкетировались все студенты в этих группах. Анкетирование проводилось на добровольной основе, с информированным со- гласием респондента на участие в исследовании (личная подпись в конце базовой анкеты). 2. Математико-статистический: средняя арифметическая взвешенная; правило исключения «выскакивающих» значений В. И. Романовского; критерий согласия (хи-квадрат) К. Пирсона, поправка Йетса; критерий Стьюдента. 3. Клинико-нозологический: диагностические критерии социальных фобий (разделы F40.0, 40.1), психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением алкоголя, наркотиков и других ПАВ, алкогольной и наркотической зависимости (раздел F10—19). Согласно МКБ-10, в модификации ИДК-10. Классификация групп населения по отношению к спиртному предложена Э. Е. Бехтелем (1986). Но эта классификация не учитывает группу населения с развившимся алкоголизмом (условно эту категорию можно выделить в пятую группу). Далее в исследовании первая и вторая группы по Э. Бехтелю были объединены в группу «абстиненты», так как они либо не пьют, либо употребляют алкоголь редко. Третья и четвертая объединены в «аддикты», так как эти студенты злоупотребляют спиртным, но признаков алкоголизма еще нет. Отдельно выделена группа «зависимых», куда вошли студенты с признаками алкоголизма.

Результаты . Из всех опрошенных 7,2 % студентов оказались полными абстинентами (первая группа), причем практически все они были не старше 18 лет. 37,6 % респондентов употребляют алкоголь эпизодически в субопьяняющих дозах, т. е. относятся ко второй группе (эта группа на 75 % состоит из женщин). 29,6 % всех студентов можно отнести к третьей группе по той же классификации – это ситуационно злоупотребляющие алкоголем, т. е. студенты этой группы употребляют спиртное в токсических дозах с частотой до 1 раза в неделю и чаще. В четвертой группе злоупотребляющих алкоголем оказалось 19,2 % всех студентов. У 6,4 % студентов выявлены клинические признаки алкогольной зависимости.

Таблица 1

Распределение по отношению к спиртному (все студенты)

Группы по Бехтелю (студенты 500 чел.)

Количество студентов

абс.

%

Средний возраст (в годах)

Полные абстиненты

36

7,2

18,1

Эпизодически пьющие

188

37,6

18,9

Ситуационно злоупотребляющие

148

29,6

19,2

Систематически пьющие

96

19,2

19,8

Условно зависимые

32

6,4

20,5

Интересной частью исследования было сравнение интенсивности и частоты употребления алкоголя студентами различных вузов. Для этого все респонденты были разделены и сгруппированы по месту учебы и проведено сравнение частоты алкогольных эксцессов у студентов различных вузов.

Частота употребления алкоголя студентами примерно одинаковая в разных вузах как среди мужчин, так и среди женщин. С целью исследования динамики интенсивности употребления алкоголя за время учебы в вузе все студенты были разделены по возрасту и курсу обучения на две группы: «младшие» и «старшие». В первую группу включены студенты I и II курсов, возраст 17—19 лет. Студенты более старшего возраста, обучающиеся на младших курсах, были исключены из этой группы с целью «чистоты» исследования. Во вторую группу включены студенты четвертого курса и старше, в возрасте старше 21 года. В обе группы вошло 456 студентов (44 были временно исключены из исследования).

Таблица 2

Частота алкоголизации по вузам

ИГМА

ИжГТУ

УдГУ

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1

14

22

41

30

18

30

10

26

15

23

44

32

2

24

38

69

50

19

31

14

36

23

36

69

51

3

25

40

27

20

24

39

15

38

26

41

23

17

4

63

100

137

100

61

100

39

100

64

100

136

100

Примечание. В первом столбце приведена интенсивность алкоголизации (% округлен до единицы): 1 – «по праздникам», 2 – примерно 1 раз в месяц, 3 – 1 раз в неделю и чаще, 4 – итого

Таблица 3

Динамика алкоголизации по возрасту

Группы студентов

Младшие (224 чел.)

Старшие (232 чел.)

муж.

жен.

муж.

жен.

98

126

81

151

Средний возраст (лет)

18,1

18,3

23,2

23,4

Первая проба алкоголя: средний возраст (лет)

13,6

14,3

14,8

15,2

Начало эпизодической алкоголизации*

С 15,1 лет

С 16,2 лет

«Опыт» алкоголизации к I курсу (лет)

1,8 лет

0,9 лет

Примечание. * – Указан средний возраст начала сознательного эпизодического употребления спиртного

Таблица 4

Распределение по группам Э. Е. Бехтеля

Группы

Младшие (224 чел.)

Старшие (232 чел.)

Всего

муж.

жен.

муж.

жен.

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Абстиненты

44

19,6

94

42,0

16

6,9

43

18,5

209

45,8

Аддикты

51

22,8

32

14,3

44

19,0

98

42,2

213

46,7

Зависимые

3

1,3

0

0

21

9,1

10

4,3

34

7,5

Итого

98

43,7

126

56,3

81

35,0

151

65,0

456

100

«Молодое» поколение студентов начало употреблять спиртное в среднем на 1 год раньше, чем «старшее» поколение студентов. К тому же «младшие» к моменту поступления в вуз имели более продолжительный «стаж» употребления спиртного, чем «старшие» (имеются в виду эпизодические алкогольные эксцессы, начиная с первой сознательной пробы спиртного).

С возрастом и «стажем» учебы уменьшается группа абстинентов и увеличивается группа ад-диктов. Количество зависимых от алкоголя увеличивается более чем в 10 раз (с 3 человек среди младших курсов до 31 студента среди старших курсов). Суммарное процентное соотношение между группами «младшие+старшие абстиненты» и «младшие+старшие аддикты» примерно одинаковое: 45,8 и 46,7 %, следовательно, имеется четкая корелляционная зависимость роста распространенности аддиктив-ных расстройств с возрастом и «стажем» учебы в вузе, это характерно для мужчин и женщин. Достоверность данного вывода по методу Пирсона («хи-квадрат») более 99,9 % (Р<0,001). Достоверность по Стьюденту также более 99,9 % (Р<0,001, t экспер =8,3 и 5,3).

Таблица 5

Динамика мотивации алкоголизации

Группы студентов

Младшие(n=224)

Старшие(n=232)

Мотивация алкоголизации*

абс.

%

абс.

%

гедонистическая

172

76,8

52

22,4

атарактическая

27

12,1

148

63,8

субмиссивная

55

24,5

16

6,9

псевдокультуральная

13

5,8

5

2,2

активация поведения

46

20,5

16

6,9

другая

8

3,6

12

5,2

Проблемы в коллекти-

80 жен.

58,4 %

6 жен.

14 %

ве из-за спиртного**

2 муж.

4,5 %

0 муж.

0 %

Примечание. * – Ответы студентов на вопросы анкеты не всегда были однозначными, иногда выделялось более одного варианта мотивации, поэтому общая сумма в графе «абс.» больше общего количества человек в группе, а в графе «%» – более 100 %

Имеются в виду проблемы в молодежных компаниях во время употребления алкоголя, под которыми респонденты подразумевали принуждение со стороны сверстников к употреблению алкоголя (уговоры, увещевания, давление «на совесть» и т. д.). Причем, подобные проблемы отмечали только студенты, попавшие в группу абстинентов (в таблице приведен процент от соответствующей группы абстинентов), т. е. не употребляющие спиртное.

Четко прослеживается изменение мотивации употребления спиртного с возрастом. В группе «молодых» спиртное наиболее часто употребляется по гедонистическим мотивам, с целью получения удовольствия, алкогольной эйфории. В группе «старших» мотивами употребления чаще называются желание расслабиться, «забыться», «уйти от проблем», т. е. преобладает атарактическая мотивация алкоголизации.

Таблица 6

Проблемы с алкоголем у родителей

Вопросы

Абстиненты (n=218)

Аддикты (n=244)

Зависимые (n=38)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Мужчин в группе

61

28,0

102

41,8

25

65,8

Женщин в группе

157

72,0

142

58,2

13

34,2

Отец злоупотребляет спиртным

  • -    мужчины (% от к-ва в группе)*

  • -    женщины (% от к-ва в группе)*

12

106

19,7

67,5

71

45

69,6

31,7

18 3

72,0

23,1

Оба родителя-потаторы

  • -    мужчины (% от к-ва в группе)*

  • -    женщины (% от к-ва в группе)*

0

8

0

5,1

5

16

4,9

11,3

12

2

48,0

15,4

Примечание. * – Указан % от общего количества мужчин или женщин в группе

Наибольший интерес для исследования представляют сведения о злоупотреблении алкоголем кем-либо из родителей у респондента. Если сравнить число студентов, имеющих ро-дителя-потатора, то прослеживается четкая закономерность: 1) у мужчин из группы аддик-тов и зависимых чаще встречается отец-потатор или спиртным злоупотребляют оба родителя. Достоверность по Пирсону («хи-квадрат») более 99,9 %; 2) у женщин закономерность обратная: у девушек из группы абстинентов чаще встречается отец-потатор; у девушек из группы аддиктов и зависимых чаще встречаются оба злоупотребляющих родителя. Достоверность по Пирсону («хи-квадрат») более 99,9 %.

Выводы. Алкогольная аддикция широко распространена в студенческой среде. 48,8 % студентов выявляют признаки алкогольной ад-дикции. Ведут трезвый образ жизни только 7,2 % студентов. 6,4 % студентов уже зависимы от алкоголя. Распространенность аддиктивных расстройств и интенсивность алкоголизации практически одинаковы в разных вузах. Распространенность аддиктивных расстройств увеличивается с возрастом и «стажем» учебы в вузе (достоверность более 99,9 %). Прослеживается тенденция к «омоложению» алкоголизации, т. е. те, кому на момент опроса было 18— 20 лет, начали употреблять спиртные напитки на 1—2 года раньше, чем в свое время те, кому было 25 и более (достоверность более 99,9 %). Многие девушки, не употребляющие алкоголь, испытывают на себе давление и принуждение к употреблению спиртного со стороны сверстников, склонных к алкоголизации. В настоящее время в молодежной среде широко распространена гедонистическая жизненная позиция. Более половины студентов нигде не работают, большую часть карманных денег тратят на раз- влечения и приобретение ПАВ, не имеют четкой социальной позиции в отношении массовой алкоголизации населения и широкого распространения наркотиков. Злоупотребление алкоголем в семье оказывает значительное влияние на отношение к спиртному у студентов. У студентов мужского пола алкогольная аддикция значительно больше распространена среди тех, чьи отцы злоупотребляют спиртным. У девушек, наоборот, наличие отца-потатора чаще встречается среди студенток, ведущих трезвый образ жизни. Но наличие матери, злоупотребляющей алкоголем, значительно чаще встречается среди пьющих женщин. Достоверность данных выводов по Пирсону («хи-квадрат») выше 99,9 %.

Заключение . Употребление алкоголя стало стереотипом поведения в молодежных компаниях. У большинства молодых людей сегодня имеется гедонистическая жизненная позиция, и отсутствует установка на трезвый образ жизни. Общественное мнение если не поощряет, то очень терпимо относится к употреблению спиртного. Имеются упущения со стороны общего образования и родительского воспитания в сфере формирования навыков здорового образа жизни у подростков.

Статья научная