Аллегория повествования (об одном иконографическом мотиве в повести И. А. Бунина «Суходол»)

Автор: Грякалова Наталия Юрьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 5 (142), 2014 года.

Бесплатный доступ

На примере трансформации иконографического мотива рассмотрена одна из форм репрезентации визуального в структуре художественного повествования. Икона св. мученика Меркурия Смоленского является визуально-смысловой доминантой повести И. А. Бунина «Суходол». На первый план в бунинской версии реализма выдвигается интегрирующая способность памяти, что детерминирует нелинейность повествования и его импрессионистическую фрагментарность. Искусство памяти/воспоминания (ars memoria) приобретает концептуальный статус и выступает как стратегия зрения/ письма.

Повествование, память, экфрасис, иконичность, визуальность

Короткий адрес: https://sciup.org/14750695

IDR: 14750695

Список литературы Аллегория повествования (об одном иконографическом мотиве в повести И. А. Бунина «Суходол»)

  • Аверин Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: Поэтика воспоминания//И. А. Бунин: Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. С. 651-677.
  • Арнаутова Ю. Е. Memoria: Тотальный социальный феномен и объект исследования//Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М.: Кругь, 2003. С. 19-37.
  • Брыгина О. Н. Антиномия «рая» и «ада» в повести-поэме И. А. Бунина «Суходол»//Образ рая: от мифа к утопии. Сер.: «Symposium». Вып. 31. СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2003. С. 208-212.
  • Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. СПб., 1891. Ч. 1. 808 с.
  • Есаулов И. А. Проблема визуальной доминанты русской словесности//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 42-54.
  • Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона//Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 167-179.
  • Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М.: Отчий дом, 2002. 735 с.
  • Лепахин В. Воинство в древнерусской литературе и иконописи. Ч. 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/299.htm
  • Матич О. Покровы Саломеи: Эрос, смерть и история//Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов/Сост. М. М. Павлова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 90-121.
  • Меднис Н. Е. «Религиозный экфразис» в русской литературе//Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006. С. 58-67.
  • Нора П., Озуф Ж. де, Винок М. Проблематика мест памяти//Франция -память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.
  • Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь, 1995. 343 с.
  • Ранчин А. М. Слово о св. Меркурии Смоленском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37354.php.
  • Рышков В. В. Рядом с Буниным/Публ. М. Г. Богомоловой//Москва. 2003. № 12. С. 161-185.
  • Святые русские римляне Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подг. текстов и исследование Н. В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 392 с.
  • Силард Л. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма//Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. С. 54-101.
  • Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 552 с.
  • Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 3 т./Под ред. М. Грин. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1977.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1991. 269 с.
  • Han A. Заметки к проблеме симультанизма в поэзии и живописи//Russian Literature. 2004. Vol. LVI. P. 121-168.
Еще
Статья научная