Аллюзивно-экфрастический роман Л. М. Леонова "Русский лес"

Автор: Дырдин Александр Александрович, Жукова Юлия Владимировна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается важная особенность поэтического языка художественных текстов Л. М. Леонова - интертекстуальная интенсивность, включение в повествование аллюзивных слов. Насыщенность романа «Русский лес» чужим словом значительна. Источник аллюзий в романе обширный: Библия, античная мифология, история, сказки, произведения мировой художественной литературы и др. При обращении к роману Леонова «Русский лес» невозможно не заметить разнообразие внешних и скрытых, глубинных литературных реминисценций, аллюзивно-экфрастических элементов, возводящих Леонова к определенной традиции. Имена известных философов и деятелей разных эпох, ассоциации с образами русских писателей, отсылки к архипопулярным и малоизвестным литературным произведениям, стихотворные цитаты, вплетенные в леоновский текст, раскрывают духовные искания и укореняют жизненную позицию героев «Русского леса» и мысли Леонова в цельный и нераздельный физический и духовный мир. Анализ проявления аллюзивности в романе Л. Леонова «Русский лес», раскрытие формы аллюзивно-экфрастических элементов и определение их роли в произведении - центральная задача настоящей статьи. Ассоциативно-экфрастические элементы текста у Леонова выполняют функцию преодоления одномерности содержания романа. Трансформация образной системы с помощью экфрасиса наполняет ее философскими, историко-культурными смыслами, выдвигая на первый план мысль писателя о символическом. В «Русском лесе» миф и символ - основные средства выражения авторской художественной философии. Кроме того, в романе Леонова ставится вопрос слияния искусств, синтеза литературы, живописи и музыки, соотношения визуального, музыкального и словесного, а сам автор предстает как писатель с ярко выраженной визуализацией мировосприятия и, соответственно, поэтического слова, его музыкальные ассоциации создают неповторимый звуковой фон, посредством которого писатель раскрывает характеры его героев и их психологическое состояние.

Еще

Л. м. леонов, "русский лес", экфрасис, аллюзивное слово, интертекстуальность, мифологический образ, характер, живопись, музыка, философия

Короткий адрес: https://sciup.org/147226170

IDR: 147226170   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.5342

Список литературы Аллюзивно-экфрастический роман Л. М. Леонова "Русский лес"

  • Афанасьева А. С. Романы Л. Леонова 20-х годов: мифопоэтика и натурфилософия // Русская литература XIX-XX вв.: поэтика мотива и аспекты лит. анализа: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-ния Российской акад. наук, 2004. - С. 38-49.
  • Блинова М. П. Экфрасис музыки в романе Й. Макьюна «Амстердам» // Современные тенденции развития науки и технологий. Материалы X Международной научно-практической конференции. - Белгород: АПНИ, 2016. - С. 7-11.
  • Воронин В. С. Миражи истории в прозе раннего Л. Леонова // Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX - первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция. - М.: ООО ИПЦ «Маска», 2017. - С. 163-182.
  • Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002. - С. 5-22.
  • Грдинич Н. Роман «Русский лес» Л. Леонова как роман идей // Наследие Л. М. Леонова и судьбы русской литературы. Материалы VII Международной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 79-84.
  • Дронова Е. М. Интертекстуальность и аллюзия: проблема соотношения // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГУ, 2004. - Вып. 3. - С. 92-96.
  • Дуров А. А. Народно-трагическое в леоновской модели мира и человека // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке: Материалы междунар. конф., 20-21 июня 2001 г. - СПб.: Наука и техника, 2002. - С. 93-101.
  • Дырдин А. А. В мире мысли и мифа. Роман Леонида Леонова «Пирамида» и христианский символизм. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 116 с.
  • Ковалев В. А. Этюды о Леонове. - М.: Современник, 1978. - 410 с.
  • Листван Ф. К вопросу об интертекстуальности: Аллюзия в романе Л. Леонова «Пирамида» // Наследие Л. М. Леонова и судьбы русской литературы. Материалы VII Международной научной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 67-77.
  • Листван Ф. Волшебная сказка в творчестве Леонида Леонова // Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л. М. Леонова и в русской литературе XIX - начала XXI столетий: Материалы VIII Международной научной конференции, г. Ульяновск, 7-9 сентября 2011 г. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - С. 19-31.
  • Лысов А. Г. О «всемирной отзывчивости» Леонида Леонова: соборный образ культуры // Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - C. 74-86.
  • Лысов А. Г. «Голубь Фенея». К воспоминаниям о Леониде Леонове // Русская литература XIX-XX вв.: поэтика мотива и аспекты лит. анализа: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-ния Российской акад. наук, 2004. - С. 28-37.
  • Лысов А. Г. «После Леонова»: десять лет // Духовное завещание Леонида Леонова. Роман «Пирамида» с разных точек зрения. - Ульяновск; Новосибирск; Вильнюс, 2005. - 315 с.
  • Овчаренко А. И. В кругу Леонида Леонова: Из записок 1968-1988 годов. - М.: [б. и.], 2002. - 294 с.
  • Платошкина Г. И. Легенды и притчи в произведениях Леонида Леонова // Русская литература. - 1981. - № 2. - С. 45-57.
  • Рыбальченко Т. Л. Знаки музыки в романе Л. Леонова "Русский лес" // Сибирский филологический журнал. - 2014. - № 4. - С. 16-24.
  • Сухих С. И. Специфика конфликта в романе Л. Леонова "Русский лес" // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 6. - С. 323-329.
  • Христенко И. С. К истории термина «аллюзия» // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. - М., 1992. - Вып. 6. - С. 38-44.
  • Хрулев В. И. Художественное мышление Леонида Леонова. - 2-е изд. испр. и доп. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - Ч. II. - 326 с.
  • Якимова Л. П. Вводный эпизод как структурный элемент поэтики Леонида Леонова / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-ния Российской акад. наук, 2011. - 248 с. (а)
  • Якимова Л. П. Герменевтические парадоксы романа Леонида Леонова «Русский лес» // Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л. М. Леонова и в русской литературе XIX - начала XXI столетий: Материалы VIII Международной научной конференции. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - С. 139-173. (b)
  • Якимова Л. П. Радетель русского леса // Сибирские огни. - 2011. - № 1. - С. 174-183 [Электронный ресурс]. - URL: http://magazines.russ.ru/sib/2011/1/ia18-pr.html (25.05.2018). (c)
Еще
Статья научная