А.Н. Островский - Н.Я. Соловьев - А.П. Чехов: уровни творческого взаимодействия

Автор: Третьякова Елена Юрьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (49), 2019 года.

Бесплатный доступ

Предлагая свою гипотезу о том, какое значение имели пьесы, написанные в период сотрудничества А.Н. Островского с Н.Я. Соловьевым («Дикарка», «Светит да не греет»), в творческой лаборатории пьес А.П. Чехова «Иванов», «Леший», автор статьи разделяет как два разных уровня взаимодействие по линии Чехов - Соловьев и по линии Чехов - Островский. Это позволяет отграничить вопрос об изображении новых социальных типов от вопроса о достигнутом Чеховым уровне художественного эффекта. Через установление характера аллюзий, способов создания сюжетных параллелей, мотивных сходств, особенностей заимствования и переработки типов появляется возможность уловить, сделать доступным для анализа (раскрытия и понимания) несловесный уровень смыслов, на котором формализованные структуры и дидактика не мешают созерцательной работе ума. Сопоставительное исследование драм Чехова и произведений-источников, содержащих типологические параллели, подтвержденные перекличками в номинации персонажей (Боев - Боркин, Залешин - Леший и др.), ценно для установления жизненного и литературного контекста и необходимо для раскрытия имманентных свойств новаторской поэтики чеховских драм.

Еще

Н.я. соловьев, а.н. островский, "дикарка", "светит да не греет", отказ от дидактики, драматургический метод а.п. чехова, "иванов", "леший", литературные аллюзии, апофатические приемы

Короткий адрес: https://sciup.org/149127151

IDR: 149127151   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00039

Список литературы А.Н. Островский - Н.Я. Соловьев - А.П. Чехов: уровни творческого взаимодействия

  • Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М., 1995.
  • Данилова Л. Две пьесы // Театр. 1985. № 1. С. 182-184.
  • Данилова Л.С. Последняя пьеса А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 273. Русская и советская литература. Л., 1965. С. 50-70.
  • Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум). Как избежать разговора: денегации // Гурко Е., Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск, 2001. С. 205-250.
  • Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. М., 1998.
  • Дунаева Е.Н. Островский в переписке Н.Я. Соловьева и К.Н. Леонтьева // Литературное наследство. Т. 88. Кн. 1. М., 1974. С. 568-575.
  • Елеонский С.Ф. К истории драматического творчества А.Н. Островского. Предвосхищенный замысел «Вишневого сада» // А.Н. Островский. 1823-1923. Иваново-Вознесенск, 1923. С. 105-114.
  • Жолковский А.К. Зощенко и Чехов (сопоставительные заметки) // Чеховский сборник. М., 1999. С. 175-190.
  • Звиняцковский В.Я. Трагедия и комедия о Чайке (А.Н. Островский и А.П. Чехов) // Судьба жанра в литературном процессе. Вып. 2. Иркутск, 2005. С. 75-84.
  • Ищук-Фадеева Н.И. «Вишневый сад» как документ культуры покаяния // Последняя пьеса Чехова в искусстве XX-XXI вв. М., 2015. С. 13-15.
  • Катаев В.Б. К пониманию Чехова: «ближний» и «дальний» контексты» // Русская литература. 2010. № 3. С. 39-44.
  • Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
  • Катаев В.Б. О литературных предшественниках «Вишневого сада» // Чеховские чтения в Ялте. Ялта, 1976. С. 131-150.
  • Короленко В.Г. Антон Павлович Чехов // Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 135-148.
  • Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. Воронеж, 1986.
  • Леонтьев К.Н. Новый драматический писатель // Леонтьев К.Н. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 8. М., 1912. С. 73-92.
  • Лотман Л.М. Чехов и Островский // Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. С. 325-352.
  • Миночкина Л.И. К.Н. Леонтьев о драматургии А.Н. Островского в пьесах, написанных совместно с Н.Я. Соловьевым («Женитьба Белугина», «Дикарка») // Проблемы изучения литературы. Вып. 1. Челябинск, 1999. С. 120-125.
  • Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 8. М., 1977.
  • Панченко А.М. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976. С. 72-153.
  • Паперный З.С. «Вопреки всем правилам.»: пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
  • Потапенко И.Н. Несколько лет с А.П. Чеховым: к 10-летию со дня его кончины // Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 307-363.
  • Ранчин А. «Вишневый лес»: А.Н. Островский и А.П. Чехов // Литература. 2003. № 27-28. С. 18-19.
  • Степанов А. Проблемы коммуникации у Чехова // Молодые исследователи Чехова. Вып. 3. М., 1998. С. 10-15.
  • Турбин В.Н. К феноменологии литературных и риторических жанров в творчестве Чехова // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 204-216.
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., 1974-1983.
  • Pervukhina N. Anton Chekhov: The Sense and the Nonsense. New York, 1993.
  • Reid J. McKellor. The Polemical Force of Chekhovian Comedies: Rhetorical Analysis. Lewiston, NY, 2007.
Еще
Статья научная