Анализ нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций при расследовании хищений в сфере благотворительной деятельности

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются ключевые особенности правового регулирования деятельности благотворительных организаций и осуществления ими бухгалтерской отчетности. Рассматриваются вопросы возможности легализации пожертвований в форме криптовалюты, налогообложения благотворительных организаций и др. Результаты исследования позволили подробно охарактеризовать процесс отчетности бухгалтерских организаций и выявить в данном процессе проблемы правового характера. Автором аргументированы ряд предложений по дополнению действующего правового регулирования деятельности благотворительных организаций, реализация которых позволит более детально регламентировать как порядок осуществления благотворительными организациями деятельности, так и порядок ведения ими бухгалтерской отчетности, что повысит уровень прозрачности и законности деятельности данных субъектов, а также систематизирует работу следователя при анализе документационного обеспечения благотворительной деятельности.

Еще

Некоммерческая организация, благотворительность, криптовалюта, бухгалтерская отчетность, хищения, финансовые активы, устав

Короткий адрес: https://sciup.org/140310039

IDR: 140310039

Текст научной статьи Анализ нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций при расследовании хищений в сфере благотворительной деятельности

И нститут благотворительности в современных государственно-правовых условиях играет важное социальное значение, поскольку выступает в качестве специфической и достаточно распространенной формы помощи нуждающимся лицам. В том числе на государственном уровне была поставлена задача содействия в развитии благотворительности как социально ориентированной деятельности1. Однако, несмотря на высокую степень значимости благотворительной деятельности, в ее рамках могут аккумулироваться достаточно крупные финансовые активы, что при недостаточном правовом регулировании данной деятельности обуславливает достаточно высокий рост преступности в сфере благотворительности. Нередки и случаи использования формальной конструкции благотворительной организации для целей осуществления противоправной деятельности [9], актуальны проблемы мошенничества и хищений в сфере благотворительной деятельности, совершаемые посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет [2]. Столь благоприятные условия для совершения хищений в сфере благотворительной деятельности также обуславливают и актуальность данного вопроса в рамках научной литературы [1; 3; 10; 12].

Эффективное расследование любого преступления в наибольшей мере зависит от сформированной доказательственной базы по делу. Собирание доказательств по уголовному делу, как констатировано А.В. Руденко, имеет своей целью получение и закрепление сведений об обстоятельствах дела в результате производства следственных, судебных и иных процессуальных действий [8]. Стоит согласиться и с мнением Д.Н. Лозовского в части того, что расследование преступления отождествляется не только с познанием непосред- ственно свойств совершенного преступления, но и также с необходимостью установления самого широкого круга разнообразных обстоятельств [6]. В рассматриваемом аспекте при расследовании данной категории преступлений важнейшим доказательством выступают документы, отражающие порядок осуществления благотворительной организацией своей деятельности. Эти обстоятельства обуславливают необходимость уделять особое внимание анализу правовой основы благотворительной деятельности, в том числе и в связи с тем, что система учета отчетности является ключевым звеном при расследовании преступлений данной категории [4]. Однако современное правовое регулирование отчетности благотворительных организаций совершенным не является, чем дополнительно создаются благоприятные условия для противоправной деятельности [5, с. 6-7].

Следователям необходимо обладать прочными знаниями учета и отчетности в деятельности некоммерческих организаций, имеющих учредительные документы благотворительных фондов, так как наблюдаются стремительные изменения в способах совершения хищений, связанных с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, влияющих на изменения в правовой сфере.

Основным нормативным актом, регулирующим осуществление благотворительной деятельности, выступает Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»2 (далее – ФЗ N 135). Названный акт определяет понятие и сущность благотворительной деятельности, формы ее осуществления, цели, условия и порядок осуществления благотворительной деятельности. Некоторые вопросы урегулированы нормами гражданского3, налогового4 законодательства, законодательства, регла- ментирующего деятельность некоммерческих организаций1. Как правило, благотворительные организации наиболее часто выбирают организационную форму некоммерческой организации (далее – НКО).

Сама сущность благотворительной деятельности обуславливает необходимость открытой отчетности о ее деятельности, в том числе и возможность общественного контроля такой отчетности. В современных условиях все социально ориентированные НКО включены в соответствующий реестр, ведением которого занимается Министерство экономического развития РФ, ко всем организациям, включаемым в данный реестр, предъявляются определенные требования (наличие официальной регистрации, предоставление отчетности о деятельности и проч.2).

В соответствии с действующим правовым регулированием формирование имущества НКО осуществляется в следующих формах: членские и иные имущественные взносов членов организации (если организация корпоративная), регулярные и единовременные поступления от учредителей (если организация унитарная), добровольные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц, поступления от проводимых в соответствии с уставом организации лекций, выставок, конкурсов, олимпиад, благотворительных концертов и иных мероприятий, доходы от деятельности организации, которая приносит доход, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, гражданско-правовые сделки, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, другие не запрещенные законом Российской Федерации поступления. Как известно, законодатель вправе устанавливать отдельные ограничения на источники доходов некоммерческих организаций соответствующих видов и типов [11].

Повсеместная цифровизация общества определенным образом затрагивает и благотворительную деятельность, в том числе многие зарубежные благотворительные организации начинают принимать благотворительные пожертвования в криптовалюте (Food for Life Global, Greenpeace, Save the Children, United Way и Podari.Life). Наряду с этим стоит отметить, что никакого правового регулирования вопросов принятия благотворительных пожертвований в криптовалюте в настоящее время в России не имеется, что создает не только сложности для принятия некоммерческими организациями таких пожертвований, но и благоприятные условия для использования благотворительных организаций в преступных целях (например, для отмывания доходов, полученных преступным путем, что в силу высокой степени анонимности некоторых криптовалют является вполне объективной угрозой) [7].

Вопрос принятия благотворительными организациями пожертвований в криптовалюте в целом является достаточно проблемным аспектом, поскольку при правильном законодательном регулировании рассматриваемого процесса допускается перспективность обеспечения достаточно высокого уровня прозрачности и открытости процесса благотворительных пожертвований, поскольку любой пользователь распределенного реестра имеет возможность отследить движение криптовалюты и получить сведения о совершенных транзакциях. Как верно отмечено редакцией Forbes: «При сохранении анонимности держателей криптовалюты технология блокчейн обеспечивает безопасность сделок, помогая исключить мошенничество и установить новый уровень доверия между донорами и благотворительными организациями, благодаря процедуре KYC/AML (проверки пользователей и источников их доходов)»3. С другой стороны, с учетом законодательного ограничения использования криптовалюты в России распоряжение такими ресурсами довольно усложненно1, выведение их в фи-атные деньги также затруднительно. Однако такие ресурсы вполне могут быть направлены на вознаграждение сотрудников НКО, что законом не запрещается (в том числе и распоряжение криптовалютой физическими лицами также намного проще), при этом основные финансовые ресурсы в условиях большей прозрачности могли бы направляться на цели НКО.

Практически все крупные благотворительные фонды в мире привлекают пожертвования в форме криптовалюты (по данным Coindesk, каждый второй крупный благотворительный фонд). Giving Block отмечают, что к началу 2023 г. в мире было внесено около 125 млн долларов криптовалютных пожертвований. Российские благотворительные организации не имеют свободной правовой возможности распоряжаться пожертвованиями, сделанными в криптовалюте.

Все денежные средства и иное имущество, которые поступают в распоряжение благотворительной организации, должны быть отражены в соответствующем бухгалтерском отчете, правила ведения которого определены Министерством финансов Российской Федерации2, такой отчет в последующем направляется в компетентные органы. Сбор пожертвований оформляется посредством составления соответствующего договора3.

Все финансовые активы, которые составляют фонд благотворительной организации, имеют строго целевое назначение и расходуются в соответствии с утвержденной сметой. Смета доходов и расходов – это основной документ, на основании которого действует НКО. В ней постатейно отражены все виды доходов и расходов организации за определенный период деятельности данного учреждения. На законодательном уровне закреплен порядок распределения доходов от деятельности НКО: до 20% может быть израсходовано на административно-хозяйственные расходы, зарплату сотрудников, аренду офиса, 80% благотворительных пожертвований в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования.

Как уже было отмечено ранее, благотворительная деятельность в соответствии с требованиями норм действующего законодательства в обязательном порядке осуществляется в условиях прозрачности, транспарентности отчетной документации4, отчет о деятельности благотворительной организации должен быть опубликован на официальном сате благотворительной организации с целью возможности ознакомления с ним широким кругом общественности.

Благотворительные организации действуют на основании устава, который также публикуется на официальном интернет-ресурсе организации, причем, несмотря на принципиальную важность данного акта, специальное регулирование вопроса структуры устава (перечня сведений, которые подлежат обязательному включению) отсутствует. Устав благотворительной организации формируется на основании положений ГК РФ, законодательства о НКО и Федерального закона «Об общественных объединениях»5. При регистрации НКО Министерство юсти- ции России проводит правовую экспертизу устава НКО, при обнаружении ошибок или несоответствия законодательству и внутреннему регламенту Минюста выносится отказ в государственной регистрации НКО.

Выше были определены лишь наиболее общие и основные правила ведения бухгалтерской отчетности благотворительными организациями; сложность соответствующих отчетных процедур, а также обширная база правового регулирования данной сферы правоотношений ставит перед субъектами предварительного расследования сложную задачу по контролю правильности и законности отчетной документации благотворительной организации, без чего эффективное расследование хищений в рассматриваемой сфере правоотношений видится попросту невозможным. Следовательно, в расследовании хищений в сфере благотворительной деятельности следователю необходимо, во-первых, запросить документы, подтверждающие деятельность НКО (свидетельство о государственной регистрации НКО, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (лист записи Минюста), устав некоммерческой организации), во-вторых, изучить официальный сайт организации, на котором должна регулярно освещаться информация о деятельности НКО (благотворительные сборы, отчеты расходования денежных средств), должны быть указаны реквизиты расчетного счета, который зарегистрирован на данную организацию.

Помимо проблем полноты правового регулирования отчетной деятельности благотворительных организаций, определенные проблемы обусловлены с закреплением гражданско-правового статуса таких организаций. Так, анализ нормативно-правового регулирования деятельности и статуса благотворительных организаций позволил сделать ряд следующих рекомендаций.

Нечеткость понятия благотворительной организации и присущих ей признаков, множественность правовых актов, определяющих ее правовой статус, и отсутствие между ними необходимой взаимосвязи снижают эффективность благотворительных организаций и создают для правоприменителей существенные сложности в отграничении благотворительных организаций (на практике суды часто используют критерий наименования, закрепленные в учредительных документах цели деятельности, условия осуществления такими организациями своей деятельности, что не всегда эффективно позволяет отграничить собственно благотворительные организации от иных некоммерческих (особенно социально ориентированных) организаций. При отсутствии четкости во всех иных критериях отграничения благотворительных организаций на практике решающее значение зачастую играет наличие благотворительной программы (представляющей собой комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления организацией и направленных на решение ее конкретных задач, соответствующих уставным целям). Представляется возможным с учетом данного критерия конкретизировать понятие благотворительной организации в ст. 6 Федерального закона «О благотворительно деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» следующим образом: благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных ее категорий, осуществляющая свою деятельность в строгом соответствии с учрежденной в организации благотворительной программой.

Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса РФ деятельность благотворительных организаций в части оказания каких-либо услуг, безвозмездной передачи имущества согласно Федеральному закону N 135-ФЗ не облагается налогами. Исключением являются только подакцизные товары. И здесь открывается ряд проблем правового регулирования благотворительной деятельности. Например, отдельные недобросовестные представители бизнеса для того, чтобы приобрести налоговые льготы, скрывают свою деловую активность под видом благотворительности, что является налоговым правонарушением. В частности, некоторые благотворительные организации, получив статус общественной организации, получают налоговые льготы по уплате НДС в соответствие со ст. 149 Налогового Кодекса РФ.

При этом их деятельность по факту носит характер предпринимательства, и реальной благотворительной помощи члены организации не получают. Таким образом, существует необходимость в совершенствовании налогового законодательства в сфере благотворительности. Следует усилить нормативно-правовой контроль в сфере экономических операций благотворительных организаций. Это связано с тем, что зафиксированы случаи, когда под видом благотворительных фондов скрываются экстремистские организации или организации, финансирующие терроризм. В том числе возможным представляется дополнение ст. 149 НК РФ правилом о том, что предоставление рассматриваемых льгот может иметь место только в случае документального подтверждения направленности соответствующей экономической операции на достижение цели деятельности благотворительной организации.

В настоящее время мировую популярность набирает тенденция осуществления пожертвований в криптовалюте, преимуществом чего выступает перспективность обеспечения достаточно высокого уровня прозрачности и открытости процесса благотворительных пожертвований, поскольку любой пользователь распределенного реестра имеет возможность отследить движение криптовалюты и получить сведения о совершенных транзакциях.

Технология блокчейн обеспечивает безопасность сделок, помогая исключить мошенничество и установить новый уровень доверия между донорами и благотворительными организациями, благодаря процедуре KYC/ AML (проверки пользователей и источников их доходов). Однако современное правовое регулирование не закрепляет механизма, посредством которого благотворительные организации могли бы принимать такие пожертвования и осваивать соответствующие активы. Представляется, что российское законодательство должно развиваться по пути формирования соответствующего правового механизма, что позволит также повысить прозрачность деятельности благотворительных организаций, началом формирования такого механизма может стать указание в ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» о том, что в собственности благотворительных организаций могут также находиться цифровые финансовые активы и цифровая валюта.

На наш взгляд, реализация предложенных изменений и нормативное урегулирование данных аспектов позволит в наиболее детальной мере регламентировать как порядок осуществления благотворительными организациями деятельности, так и порядок осуществления ими бухгалтерской отчетности, что повысит уровень прозрачности и законности деятельности данных субъектов, а также систематизирует работу следователя при анализе документационного обеспечения благотворительной деятельности. Кроме того, данные нововведения позволят следователям более точно определять надлежащего субъекта преступлений в рассматриваемой сфере.

Статья научная