Анализ программ корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации
Автор: Тумилевич Е.Н.
Статья в выпуске: 1, 2024 года.
Бесплатный доступ
Исследование ориентировано на изучение особенностей реализации программ корпоративной социальной ответственности компаний в условиях цифровой трансформации. Данное исследование расширяет текущее понимание исследователей корпоративной социальной ответственности, доказывая и показывая, что цифровая трансформация является одним из наиболее влияющих факторов корпоративной социальной ответственности. Нами систематизированы теория цифровой трансформации и теория заинтересованных сторон (стейкхолдеров) с целью выявления особенностей влияния цифровой трансформации на корпоративную социальную ответственность. Автором сформулирован подход анализа системы корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации, проведен анализ особенностей реализации программ корпоративной социальной ответственности компаний по ключевым сферам экономики, имеющим наиболее высокие темпы цифровой трансформации. В заключение исследования сформулированы выводы о возможных направлениях развития корпоративной ответственности компаний в условиях цифровой трансформации. Представлены как возможности, так и ограничения. Исследование позволит коммерческим организациям реализовывать политику социальной ответственности более эффективно и индивидуализовать ее с учетом целей организации.
Корпоративная социальная ответственность, цифровая экономика, цифровая трансформация, теория заинтересованных сторон, эффективность социальных программ, устойчивое развитие
Короткий адрес: https://sciup.org/148328513
IDR: 148328513 | DOI: 10.18101/2304-4446-2024-1-120-127
Текст научной статьи Анализ программ корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации
Тумилевич Е. Н. Анализ программ корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 1. С. 120–127.
Введение. В условиях цифровой трансформации актуальность корпоративной социальной ответственности (КСО) повышается, поскольку технологические изменения приводят к изменению способов взаимодействия компаний с обществом, к изменению ожиданий со стороны потребителей и общества в целом [11]. Цифровая трансформация создает новые возможности для компаний в области КСО, такие как использование цифровых технологий для повышения прозрачности и отчетности, улучшение условий работы сотрудников и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Исследование особенностей реализации КСО в условиях цифровой трансформации позволит организациям лучше понимать вызовы и возможности [13], связанные с этим процессом, и разрабаты- вать эффективные стратегии развития [15], соответствующие требованиям и ожиданиям общества[4; 10].
Цель исследования — изучение специфики реализации программ КСО в условиях цифровой трансформации.
Эмпирической базой исследования стали отчеты по устойчивому развитию (нефинансовая отчетность), представленные в библиотеке корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей.
Теоретический обзор и анализ. КСО относится к неформальным обязательствам, которые фирмы должны реализовывать социально и экологически ответственным образом для удовлетворения ожиданий от общества и различных заинтересованных сторон [2].
В существующей литературе исследователями выделяются различные факторы, побуждающие компании заниматься КСО. К ним относятся регуляторное давление [14], требования заинтересованных сторон [16], управление репутацией [6] и стремление к конкурентному преимуществу [19]. Из-за асимметрии информации заинтересованные стороны не могут эффективно отслеживать КСО компаний и привлекать корпорации к ответственности за свои действия, поэтому степень участия предприятий в КСО различается.
В эпоху цифровой экономики операционные решения в области КСО должны быть скорректированы. Цифровая экономика — относительно новая и быстро развивающаяся область исследований, относящаяся к экономической деятельности, основанной на использовании цифровых технологий при реализации бизнес-процессов. Большинство ученых сосредоточились в своих исследованиях на различных последствиях цифровой экономики для традиционной экономической среды и видов деятельности, таких как «зеленая» экономика, устойчивое развитие предприятий, инновации [13], качественное городское экономическое развитие [9] и общая производительность [18]. Однако, вопросы влияния цифровой трансформации на особенности реализации КСО мало изучены.
Методология исследования. Нами использовались эмпирические данные компаний, реализующих цифровую трансформацию и активно вовлеченных в КСО. Рейтинг компаний по цифровой трансформации отсутствует, в связи с чем в выборку попали крупные российские компании, которые активно информируют о своих цифровых преобразованиях через СМИ («Яндекс», ПАО «Сбербанк России», VK (в прошлом Mail.ru Group), АО «Ингосстрах», ПАО «Газпром нефть», АО «Зарубежнефть», ПАО «Ростелеком», АО «Тинькофф Банк» и АО «Альфа-банк» [3], АО «МТС», АО «Роснефть», АО «Камаз» и другие).
Анализ особенностей реализации программ в области КСО базировался на следующих подходах. Инструментальный подход: КСО-программы должны принести компанию конкретные экономические выгоды [20] (прибыль, рост продаж, сокращение затрат и повышение конкурентоспособности). Нормативный подход: основывается на принципах этики и социальной справедливости. Теория стейкхолдеров [12] предполагает оценку эффективности КСО-программы на основе влияния на различные заинтересованные стороны или стейкхолдеров, таких как работники, потребители, акционеры, сообщество и окружающая среда.
Интегративный подход. Этот подход предполагает учет всех вышеуказанных подходов при оценке эффективности КСО-программы. Он учитывает экономиче-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ские, этические и социальные аспекты программы, а также влияние на различных стейкхолдеров. Так, индекс «Sustainable Competitive Advantage» (SCA), разработанный гарвардским университетом, служит для оценки того, насколько эффективно компания использует свои социально-экологические ресурсы для достижения конкурентного преимущества. SCA учитывает не только социальные и экологические показатели, но и финансовые результаты компании. Он строится на базе концепции балансирования социального, экологического и экономического воздействия компании.
Результаты. Анализ программ корпоративной социальной ответственности обозначенных компаний позволил выделить специфические черты для каждой отрасли (табл. 1). В обрабатывающей промышленности программы КСО перестраиваются в направлении повышения индивидуализации учета интересов ключевых заинтересованных лиц.
Таблица 1
Особенности реализации социальных программ компаний в условиях цифровой трансформации
Сфера |
Приоритетные направления КСО |
Уровень внедрения информационных технологий в программы КСО |
Используемые информационные технологии в программах КСО |
Обрабатывающая промышленность |
Экология Персонал |
Средний |
Интернет вещей, CRM, облачные технологии, аналитика данных, новые производственные технологии |
Топливноэнергетический комплекс |
Экология Персонал Местное сообщество |
Высокий |
Платформенные решения, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, системы распределенного реестра |
Сельское хозяйство |
Экология Местное сообщество |
Низкий |
Нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, технологии беспроводной связи, системы распределенного реестра и компоненты робототехники |
Строительство |
Потребитель (социальная инфраструктура) Экология |
Средний |
CRM, технологии виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, технологии беспроводной связи |
Транспорт и логистика |
Экология Потребитель |
Средний |
Технологии беспроводной связи, CRM |
Финансовый сектор |
Местное сообщество Потребители Персонал |
Высокий |
Платформенные решения, экосистемы, системы распределенного реестра, новые производственные технологии |
Здравоохранение и образование |
Потребитель Персонал |
Высокий |
Платформенные решения, облачные технологии, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, облачные технологии |
В обрабатывающей промышленности наблюдается преобладание программ, направленных на повышение энергоэффективности, экологической направленности (снижение выбросов, затрат на экологические мероприятия). Промышленные организации активно внедряют цифровые технологий при реализации программ КСО (интернет вещей, CRM, облачные технологии, аналитика данных, автоматизация производственных процессов и т. п.). Наблюдается оцифровка процессов системы управления персоналов, направленная на повышение эффективности системы в целом и индивидуализацию систем стимулирования. Компании обрабатывающей промышленности внедряют цифровые технологии для повышения качества продукции и эффективности производства, что влияет на повышение удовлетворенности персонала, клиентов компании, поставщиков. Так, проект «Камаз-Телематика» компании АО «Камаз» позволяет улучшить безопасность дорожного движения и снизить количество аварий на дорогах. Проект “Уралва-гонзавод-Телематика” АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» направлен на улучшение безопасности дорожного движения и снижение количества аварий на дорогах.
В программах КСО организаций топливно-энергетического комплекса наблюдается приоритетная ориентация на экологию, персонал и местные сообщества. Цифровизация проектов в сфере КСО позволяет более гибко реагировать на ожидания заинтересованных лиц, а также повышать имидж и репутацию организации. Важная роль в реализации программ отводится выполнению социальных функций по отношению к местному сообществу за счет внедрения таких информационных технологий, как CRM, аналитика данных. Организации топливноэнергетического комплекса в большей степени, чем компании иных сфер, внедряют платформенные решения. В основе проектов «Цифровая Роснефть» компании АО «Роснефль» и «Цифровой Газпром» компании ПАО «Газпром» лежит автоматизация производственных процессов, которая также затрагивает вопросы экологии, системы управления персоналом, взаимодействия с ключевыми потребителями. Платформенные решения являются гибкими и развиваются в направлении автоматизации процессов взаимодействия со всеми заинтересованными лицами.
Компании сельского хозяйства ввиду низкого уровня рентабельности в большей степени ориентированы на автоматизацию основных процессов без серьезного внедрения цифровых решений в программы КСО. Так, компании «Русагро» «ЭкоНива» ориентируют цифровые решения на результативность процесса производства сельскохозяйственной продукции.
Строительная отрасль сконцентрирована на удовлетворении потребителей, а также обеспечении экологического баланса производственных процессов. Особое внимание уделяется формированию социальной инфраструктуры с учетом требований органов власти, с одной стороны, требований потребителей — с другой. Информационные технологии внедряются для повышения прозрачности и скорости взаимодействия с потребителями (CRM-системы нового поколения), а также для оптимизации внутренних управленческих процессов. Так, девелоперская компания MR Group за счет внедрения цифровых технологий сократила время на проектирование и строительство, а также повысила энергоэффективность зданий. Группа компаний «ПИК» использует цифровые решения для оптимизации внутренних процессов, управления ресурсами и улучшения качества строительства, что повышает уровень удовлетворенности ключевых заинтересованных лиц.
Транспортные и логистические организации в программах КСО ориентируются на экологию и удовлетворение потребителей. Анализ социальных программ свидетельствует о высоком уровне цифровизации социальных процессов компаний. ПАО «Аэрофлот» за счет информационных технологий улучшает безопасность полетов, сокращает время обслуживания пассажиров, снижает свое влияние на изменение климата и улучшает экологическую ответственность. Компания «Магнит» снизила расходы на энергию и оптимизировала углеродный след. Для АО «Почта России» цифровые технологии позволили ускорить бизнес-процессы и повысить уровень удовлетворенности клиентов.
Финансовый сектор является одним из наиболее активных игроков в области социальной ответственности наряду с топливно-энергетическим комплексом. Ключевая направленность программ финансового сектора — это вопросы развития местного сообщества, прямо связанные с повышением репутации и узнаваемости бренда, а также с вопросами эффективности труда персонала. АО Сбербанк, АО «Альфа-Банк» и АО «Тинькофф Банк» за счет внедрения цифровых технологий в операционную деятельность существенно повысили эффективность программ корпоративной социальной ответственности в части удовлетворенности клиентов, повышения производительности труда персонала, улучшение имиджа и репутации.
Основная деятельность организаций здравоохранения и образования напрямую связана с их социально-ответственным поведением и социальными результатами, что не позволяет отделить основную операционную деятельность и процессы корпоративной социальной ответственности компаний. Основные тенденции развития организаций здравоохранения и образования заключаются в повышении технологичности оказываемых услуг. Компания «СберЗдоровье» внедрила систему электронного документооборота, позволяющей быстро и эффективно обрабатывать медицинские документы и упростить взаимодействие с пациентами. Компания «Эльми» внедрила систему управления медицинскими данными. Изучение социальных отчетов и отчетов по устойчивому развитию образовательных организаций (МФТИ, ВШЭ, МГУ, Яндекс.Лицей, Skillbox и Нетология) свидетельствует о расширении онлайн предложения на рынке и активное использование платформенных технологий и облачных сервисов.
Выводы и дальнейшее исследование
Внедрение цифровых технологий и решений привело к изменениям в программах корпоративной социальной ответственности российских компаний, особенно в медицинской, финансовой и образовательной сферах.
Исследование позволило выделить ключевые изменения, которое заключается в следующем:
-
– индивидуализация решений в области КСО по отношению к приоритетным для компании заинтересованным сторонам;
-
– более качественная и глубокая аналитика условий реализации КСО;
-
– повышение эффективности контроля последствий принятых решений;
-
– оптимизация расходов на КСО;
-
– повышение качества взаимодействия с заинтересованными лицами;
-
– расширение спектра заинтересованных сторон, с которыми сотрудничает организация;
-
– внедрение инновационных подходов и технологий в реализацию программ в области КСО.
Одновременно можно выделить возрастание степени влияния рисков за счет внедрения цифровых технологий, в том числе:
-
– репутационные риски;
-
– риски, связанные с кибербезопасностью;
-
– зависимость от технологий;
-
– хранение и передача цифровых данных;
-
– риск зависимости от технлогических решений поставщиков.
Важно отметить, что влияние цифровых технологий на программы КСО до конца не исследовано, изучение данного вопроса требует своего продолжения. Нам видятся следующие направления дальнейших исследований:
-
– изучение возникающих этических проблем при внедрении цифровых технологий при реализации программ КСО;
-
– анализ рисков, связанных с цифровизацией программ КСО, и разработка рекомендаций по снижению негативного влияния на компании;
-
– формулировка эффективных и действенных решений по выстраиванию системы управления программами КСО с использованием информационных технологий и другие.
Дальнейшие исследования позволят повысить эффективность программ КСО как для организаций, с одной стороны, с другой — ключевые заинтересованные лица смогут более эффективно взаимодействовать с коммерческим сектором и реализовывать свои интересы.
Список литературы Анализ программ корпоративной социальной ответственности в условиях цифровой трансформации
- Никитина Л. М. Корпоративная социальная ответственность как система социально-экономических отношений. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. 204 с. Текст: непосредственный.
- Тумилевич Е. Н. К сущности корпоративной социальной ответственности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 118–129. Текст: непосредственный.
- Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт- Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36, вып. 3. С. 390–420. URL: https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303. Текст: непосредственный.
- Carnegie G. D., Ferri P., Parker L. D., Sidaway, S. I. L., Tsahuridu E. E. Accounting as Technical, Social and Moral Practice: The Monetary Valuation of Public Cultural, Heritage and Scientific Collections in Financial Reports. Aust. Account. Rev. 2022; 32: 460–472.
- Edgerly S., Thorson K. Political communication and public opinion: Innovative research for the digital age. Public Opin. Q. 2020; 84: 189–194.
- El Ghoul S., Guedhami, O., Nash, R., Patel A. New evidence on the role of the media in corporate social responsibility. J. Bus. Ethics 2019; 154: 1051–1079.
- Fang M., Nie H., Shen X. Can enterprise digitization improve ESG performance? Econ. Model. 2023; 118: 106101.
- Filatotchev I., Nakajima C. Corporate governance, responsible managerial behavior, and corporate social responsibility: Organizational efficiency versus organizational legitima- cy? Acad. Manag. Perspect. 2014; 28: 289–306.
- Guo B., Wang Y., Zhang H., Liang C., Feng Y., Hu F. Impact of the digital economy on high-quality urban economic development: Evidence from Chinese cities. Econ. Model. 2023; 120: 106194.
- Gutmayer T., Cerbone D., Maroun, W. An Evaluation of Business Model Disclosures in Integrated Reports. Aust. Account. Rev. 2022, 32, 220–237
- Hinings B., Gegenhuber T., Greenwood R. Digital innovation and transformation: An institutional perspective. Inf. Organ. 2018; 28: 52–61.
- Ioannou I., Serafeim G. The impact of corporate social responsibility on investment recommendations: Analysts' perceptions and shifting institutional logics. Strat. Mgmt. 2015; 36: 1053–1081. URL: https://doi.org/10.1002/smj.2268 (accessed: 20.10.2024).
- Li R., Rao J., Wan L. The digital economy, enterprise digital transformation, and enterprise innovation. Manag. Decis. Econ. 2022; 43: 2875–2886.
- Liu Q., Wang L. F., Chen C. L. CSR in an oligopoly with foreign competition: Policy and welfare implications. Econ. Model. 2018; 72: 1–7.
- Martínez-Ferrero J., Banerjee S., García-Sánchez I. M. Corporate social responsibility as a strategic shield against costs of earnings management practices. J. Bus. Ethics. 2016; 133: 305–324.
- Na C., Chen X., Li X., Li Y., Wang X. Digital transformation of value chains and CSR performance. Sustainability. 2022; 14: 10245.
- Ni X., Zhang H. Mandatory corporate social responsibility disclosure and dividend payouts: Evidence from a quasi-natural experiment. Account. Financ. 2019; 58: 1581–1612.
- Pan W., Xie T., Wang Z., Ma L. Digital economy: An innovation driver for total factor productivity. J. Bus. Res. 2022; 139: 303–311.
- Pilgrim K., Bohnet-Joschko S. Corporate Social Responsibility on Twitter: A Review of Topics and Digital Communication Strategies’ Success Factors. Sustainability. 2022; 14: 16769.
- Porter Michael E., Kramer Mark R. The Competitive Advantage of Corporate Phi- lanthropy // Harvard Business Review. 2002; 12. URL: https://hbr.org/2002/12/the-competitive- advantage-of-corporate-philanthropy. (accessed: 20.10.2024).