Анализ современного состояния системы образования и его влияния на развитие человеческого капитала сельских территорий (на примере Китая)

Автор: Чжи Цзинкай

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 12, 2021 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время доказано, что человеческий капитал имеет особое значение для социально-экономического прогресса в Китае, однако уровень его развития в городских и сельских территориях неоднороден. Поэтому изучение факторов, влияющих на совершенствование сельского человеческого капитала в Китае, является актуальным. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые в китайской экономической социологии осуществляется оценка взаимосвязи между состоянием образования и развитием человеческого капитала сельских территорий Китая, основанная на данных корреляционного анализа. Приведена характеристика уровня развития человеческого капитала и состояния системы образования на сельских территориях Китая. В результате исследования статистически доказано, что образование определяет качество человеческого капитала. Сделан вывод о том, что при разработке социальных мероприятий по развитию сельского человеческого капитала в Китае важно учитывать необходимость совершенствования инфраструктуры образования

Еще

Экономическая социология, человеческий капитал, образование, инфраструктура, охват образованием, потребление, сельская территория, корреляция, Китай

Короткий адрес: https://sciup.org/149138769

IDR: 149138769   |   DOI: 10.24158/spp.2021.12.22

Текст научной статьи Анализ современного состояния системы образования и его влияния на развитие человеческого капитала сельских территорий (на примере Китая)

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ,

китайского села (Е Чжаося, Петров, 2017). Принимая это во внимание, правительство стало включать меры по развитию человеческого капитала в стратегии национальной и региональной социальной политики. Однако существующие априори различия в развитии сельских и городских территорий привели к тому, что и рост человеческого капитала демонстрирует территориальную неоднородность. Это в свою очередь обусловило еще больший социальный разрыв между городом и селом, для устранения которого требуется более глубоко изучить механизмы влияния ряда факторов на развитие человеческого капитала сельских территорий.

В 1960-х годах американские экономисты Т.В. Шульц (Shultz, 1968), Э.Ф. Денисон (Denison, 1967) и Г.С. Беккер (Becker, 1964) создали теорию человеческого капитала. Со временем этот объект исследования приобрел междисциплинарный статус и получил развитие в экономической социологии. Т.В. Шульц утверждал, что экономический рост зависит не только от физических инвестиций, но и других факторов, в частности, от характеристик человеческого капитала, таких как знания, квалификация и навыки работников (Шульц, 2009). Иными словами, экономическое развитие страны зависит не от капитала или природных ресурсов, а от людей. Интеллектуальная структура и качество рабочей силы являются жизненно важными факторами, определяющими экономический рост.

Человеческий капитал – это совокупность качеств: знаний, талантов, навыков, способностей, опыта, интеллекта, уровня практической подготовки, развитости мышления, в том числе абстрактного, которыми характеризуется каждый член популяции, составляя единое целое образование. Человеческие ресурсы представляют собой некое абстрактное образование состоящее из конкретных людей, которое может расцениваться как богатство нации, так как эти ресурсы можно направить на достижение целей государства или их части (Navruz-Zoda, Shomiev, 2017). Человеческий капитал есть «реляционная система», эволюционирующая под воздействием большой совокупности факторов (Головина и др., 2020: 46). Определяя данный феномен как объект социологического исследования, стоит отметить, что он напрямую связан с социальным развитием территорий – уровнем здравоохранения, образования, доступности социальных благ, которые позволяют жителям сельских поселений развивать собственные знания, навыки и способности, иными словами, личный потенциал. Данный потенциал трансформируется в капитал, поскольку дает экономический эффект, который характеризуется ростом уровня производства, созданием высокотехнологичной продукции и так далее. Следовательно, на территориях с более высоким уровнем развития человеческого капитала, будет отмечаться и более высокий уровень экономического развития, тем более высокий доход будет иметь население. Это позволяет сделать вывод, что категория человеческого капитала имеет социально-экономическую сущность, поэтому для ее оценки следует использовать как социальные показатели, например, динамику изменения численности населения, так и экономические, в частности, уровень доходов граждан.

Человеческий капитал тесным образом связан с процессами потребления. А. Бхукут, А. Роуман и Б. Террани отмечают, что эта связь носит прямой характер (Bhukuth et al., 2018). Иными словами, чем ниже уровень человеческого капитала, тем ниже уровень потребления. Соответственно, чтобы увеличить потребление товаров, регион должен увеличить свой человеческий капитал. Следовательно, оценить уровень рассматриваемого феномена можно по анализу динамики потребления населения.

В рамках настоящего исследования основное внимание уделяется человеческому капиталу сельских территорий. На его развитие оказывает влияние множество факторов, включая интеграционный, географический, экономический, социально-материальный и другие.

Проблема установления ключевых формирующих обстоятельств изучалась в работах многих исследователей из разных стран. Ряд ученых (Белкина, Зайцева, 2019; Navruz-Zoda, Shomiev, 2017; Yu Bai et al., 2019) полагают, что развитие человеческих ресурсов сельских территорий находится в тесной взаимосвязи с состоянием образовательной инфраструктуры и доступностью образования на региональных территориях. Основатель теории человеческого капитала Шульц в своей работе отмечал, что источником социального прогресса и экономического роста является накопление человеческого капитала или осуществление инвестиций в людей, при этом именно образование помогает гражданам обрести способность справляться с экономическим дисбалансом и, следовательно, является важным средством решения проблемы получения индивидуального дохода и достижения равенства в социальном отношении (Шульц, 2009). Сущность человеческого капитала состоит в отражении качества населения, которое определяется образованием. Следовательно, образование является важным компонентом человеческого капитала.

М.В. Зайцева и Е.Н. Белкина считают, что формирование человеческого капитала сельских территорий является «особенно чувствительным» к состоянию социальной инфраструктуры, в том числе образовательной, которую исследователь оценивает по числу общеобразовательных организаций (Белкина, Зайцева, 2019).

В Китае образование сыграло важную роль в развитии страны. Э. Глэйзер и Мин Лу отмечают, что быстрый экономический рост Поднебесной был обусловлен именно резким повышением уровня образования в стране, что стало возможным благодаря тому, что за последние 40 лет Китай добился большого успеха в накоплении человеческого капитала. Благоприятные социальные условия, созданные в стране, вместе с развитием образования позволили увеличить экономический эффект от роста человеческого капитала (Glaeser, Lu, 2018).

Уровень качества жизни населения является ключевым показателем, задающим планку оценивания человеческих ресурсов. Он может быть определен по индексу человеческого развития, одним из формирующих факторов которого является уровень образования населения (Kraay, 2018), что еще раз подчеркивает его влияние на человеческий капитал.

Методика исследования статьи основывается на количественном подходе к оценке человеческого потенциала сельских территорий. Мы используем инструменты статистического анализа, для того чтобы выявить характер зависимости между развитием качества человеческих ресурсов периферии и состоянием национальной системы образования.

Развитие человеческого капитала сельских территорий описывается с учетом:

– изменения численности населения сельских территорий;

– уровня реального дохода граждан;

– интенсивности процессов потребления в среде жителей сельских территорий.

Основные показатели для оценки развития человеческого капитала сельских территорий представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Основные показатели оценки развития человеческого капитала сельских территорий Китая в 2013–2020 гг. 1

Показатель

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Население, тыс. чел

629 610

618 660

603 460

587 930

576 610

564 010

551 620

509 790

Темп роста, %

-

98,3

97,5

97,4

98,1

97,8

97,8

92,4

Реальный доход населения, юаней

9 429,6

10 488,9

11 421,7

12 363,4

13 432,4

14 617

16 020,7

17 131

Темп роста, %

-

111,2

108,9

108,2

108,6

108,8

109,6

106,9

Потребление, юаней

7 485

8 383

9 223

10 130

10 955

12 124

13 328

13 713

Темп роста, %

-

112,0

110,0

109,8

108,1

110,7

109,9

102,9

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют говорить о том, что в китайских селах, несмотря на тенденцию количественного снижения человеческого капитала, наметившуюся в последние годы, уровень жизни населения постепенно растет. В целом можно заключить, что в 2019 г. отмечался средний темп роста реального дохода населения и потребления, близкий к 10 %. Это подтверждает, что человеческий капитал в китайских селах развивается. Ситуация изменилась в противоположную сторону в 2020 пандемийном году. Однако следует сказать, что распространение коронавирусной инфекции – хоть и значимый, но временный фактор, оказывающий влияние на уровень развития человеческого капитала.

Для анализа качества образования сельских территорий используется показатель количества образовательных учреждений каждого уровня (высшая и неполная средняя, начальная школы), то есть анализируется обеспеченность населения услугами образования и их доступностью (табл. 2).

Таблица 2 – Показатели развития образовательной инфраструктуры в селах Китая в 2013–2020 гг., ед. 2

Наименование уровня образования учреждения

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Высшая ступень средней школы

708

667

668

652

675

710

740

743

Неполная средняя школа

18485

17 707

16 991

16 171

15 288

14 792

14 477

14 291

Начальная школа

140 000

129 000

118 000

106 000

96 000

91 000

89 000

87 700

Общее количество

159 193

147 374

135 659

122 823

111 963

106 502

104 217

102 734

  • 1    中国 村合作 经济统计 ( 2020 年) . 中国 农业 出版社 , 2021. 115 р. = Годовой отчет по экономической статистике сельских кооперативов Китая (2020). Beijing, 2021. 115 с.

  • 2    Там же.

Анализ статистических данных позволил выявить тенденцию к сокращению численности образовательных учреждений в сельской местности Китая. Значительно уменьшилось количество начальных школ в китайских селах – с 140 тыс. ед. в 2013 г. до 87,7 тыс. ед. – в 2020 г. Даже несмотря на небольшое увеличение количества средних школ, общее число образовательных учреждений снизилось с 159,2 тыс. ед. в 2013 г. до 102,7 тыс. ед. – в 2020 г. Эти данные позволили рассчитать показатель охвата образованием населения сел в Китае, представив его в виде отношения численности населения к количеству образовательных учреждений (рис. 1).

2013      2014      2015      2016      2017      2018      2019      2020

Рисунок 1 – Результаты расчета показателя охвата образованием населения сел в Китае, тыс. чел / ед. учебных заведений1

В период с 2013–2020 гг. максимальное значение показателя охвата населения образованием было выявлено в 2018 г. и составило 5,3. Это значит, что на 5 300 человек сельского населения приходилось одно образовательное учреждение.

Выявление зависимости между образованием и развитием человеческого капитала мы выполняли на основе корреляционного анализа показателей потребления населения (характеризующих уровень благосостояния граждан и, соответственно, уровень развития человеческого капитала) и рассчитанного выше показателя охвата населения сел образованием. Для расчета использовалось приложение MS Excel, Пакет анализа. Было составлено корреляционное поле (рис. 2).

§   14000

ё 12000

го 10000

ф х 8000

i ® 6000

to 4000

н" 2000

с      0

y = 3947,7x - 8127,7 2

Охват образованием, тыс. чел. / ед.

Рисунок 2 – Корреляционное поле двух исследуемых величин

Характер расположения точек корреляционного поля демонстрирует наличие линейной зависимости между исследуемыми величинами. С помощью инструментов корреляционного анализа было установлено, что между потреблением населения сельских территорий Китая и его охватом образованием имеется сильная зависимость, характеризующаяся коэффициентом корреляции, равным 88,56 %. Статистическая линейная модель, представленная на графике (см. рис. 2), демонстрирует, что с увеличением уровня охвата граждан образованием активность их потребительского поведения будет расти.

Таким образом, мы установили, что между уровнем образования и развитием человеческого капитала в сельских территориях Китая существует прямая зависимость. Это обстоятельство целесообразно учитывать в сфере государственного управления, с тем чтобы уделить особое внимание образовательным парадигмам, реализуемым в регионах страны, обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры в селах. Результатом такой политики станет резкое повышение качества человеческого капитала страны, что положительно скажется на уровне экономического развития Китая.

Список литературы Анализ современного состояния системы образования и его влияния на развитие человеческого капитала сельских территорий (на примере Китая)

  • Белкина Е.Н., Зайцева М.В. Специфика формирования и хронология развития человеческого капитала сельских территорий: от коллективизации до цифровой экономики // Kant. 2019. № 1 (30). С. 258–264.
  • Головина С.Г., Миколайчик И.Н., Смирнова Л.Н., Медведева Т.Н. О новой методологии исследования человеческого капитала сельских территорий // Приоритетные направления регионального развития : материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Курган, 2020. С. 45–49.
  • Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1 (42). С. 33–38.
  • Шульц Т.У. Экономика пребывания в бедности // Управление мегаполисом. 2009. № 6. С. 56–58.
  • Becker G.S. Human Capital. N.Y., 1964. 187 p.
  • Bhukuth A., Roumane A., Terrany B. Cooperative, Human Capital and Poverty: A Theoretical Framework // Economics & Sociology. 2018. Т. 11, № 2. Р. 11–18. https://doi.org/10.14254/2071-789x.2018/11-2/1.
  • Denison E.F. Why Growth Rates Differ. Washington, 1967. 494 р.
  • Glaeser E.L., Lu M. Human-Capital Externalities in China // National Bureau of Economic Research. Cambridge, 2018. 40 р. https://doi.org/10.3386/w24925.
  • Kraay A. Methodology for a World Bank Human Capital Index. Washington, 2018. 59 р. https://doi.org/10.1596/1813-9450-8593.
  • Navruz-Zoda B.N., Shomiev G.U. The Different Approaches of Human Capital Formation // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2017. № 5 (11). Р. 6–10.
  • Shultz T. Human Capital // International Encyclopedia of the Social Sciences / by ed. D.L. Sills. N. Y., 1968. Р. 278–286.
  • Yu Bai, Siqi Zhang, Lei Wang, Ruirui Dang. Past Successes and Future Challenges in Rural China’s Human Capital // Journal of Contemporary China. 2019. Т. 28, № 120. Р. 883–898. https://doi.org/10.1080/10670564.2019.1594102
Еще
Статья научная