Анализ судебной практики по делам о лишении родительских прав с участием прокурора
Автор: Потапова Л.В., Гомонюк А.А.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Социальные и гуманитарные науки
Статья в выпуске: 8 т.11, 2025 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите прав несовершеннолетних детей в рамках гражданского судопроизводства, в частности, при рассмотрении дел о лишении родительских прав. Авторы анализируют нормативно-правовую базу, включая Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ и разъяснения Верховного Суда, а также приводит статистические данные о динамике судебных решений по данной категории дел. Особое внимание уделяется правовому значению заключения прокурора и его влиянию на исход судебного разбирательства. На основе анализа судебной практики обосновывается необходимость придания заключению прокурора императивного характера в делах, затрагивающих интересы детей, с целью минимизации рисков необоснованного ограничения родительских прав и сохранения семейных связей.
Прокурор, гражданское судопроизводство, защита прав несовершеннолетних, лишение родительских прав, семейные правоотношения, судебная практика
Короткий адрес: https://sciup.org/14133545
IDR: 14133545 | УДК: 347.9 | DOI: 10.33619/2414-2948/117/57
Текст научной статьи Анализ судебной практики по делам о лишении родительских прав с участием прокурора
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №8 2025
УДК 347.9
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №8 2025
Приоритетной функцией органов прокуратуры Российской Федерации в сфере гражданского судопроизводства выступает обеспечение правовой защиты социально уязвимых категорий граждан. Как свидетельствует правовая доктрина, несовершеннолетние лица составляют одну из наиболее незащищённых групп населения. Ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей квалифицируется как противоправное деяние. В целях охраны прав несовершеннолетних прокурор участвует в гражданско-процессуальных правоотношениях при производстве по делам, связанным с лишением родительских прав.
«Генеральная прокуратура РФ ежегодно подчеркивает безусловную важность и приоритет защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, как одной из слабозащищенных групп населения. Регулярное аккумулирование и обобщение прокурорской практики прокуратур субъектов позволяет прослеживать общую картину правоприменительной деятельности по стране. Следовательно, на прокуроров возлагается обязанность незамедлительно и принципиально реагировать на все случаи нарушения прав несовершеннолетних, используя при этом все полномочия, предоставленные законом и принимая комплексные меры» [1].
«Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Однако, очень часто данная обязанность игнорируется законными представителями по поводу воспитания их несовершеннолетних детей» [2]. Кроме того, обязанность родителей по должному воспитанию их детей регламентирована Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ). Согласно «ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей» [3].
Законодательство Российской Федерации реализует множество механизмов защиты прав лиц, не достигших 18 лет, в том числе путем участия в рассмотрение дел судами в порядке гражданского судопроизводства. Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» (далее – ПП ВС РФ №44) дела о лишении или ограничении в родительских правах рассматривается судебными органами в том числе по заявлению представителей органов прокуратуры [4].
В ст. 69 СК РФ закреплён исчерпывающий перечень из шести оснований для лишения родительских прав. Как указано в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №44, приведённый перечень носит закрытый характер и не допускает расширительного толкования.
Обратившись к статистическим показателям, можно наблюдать тенденцию сокращения объема споров в делах, связанных с ограничением или лишением родительских прав. Рассматривая данные за период 2024 г необходимо указать, что было рассмотрено более 30000 дел о лишении родительских прав, из них почти 25000 дел – удовлетворено, а отказано в порядке 5000 дел. По сравнению с 2023 г количество рассмотренных дел в рамках категории семейных споров по лишению родительских прав составила порядка 35000, из которых около 29000 дел подлежало удовлетворению, а отказано – 6000 .
Следует иметь ввиду, что для объективной оценки ситуации в семье и ее влияния на воспитание и развитие ребенка требуются не только знания права, но и понимание психологии, педагогики, а также социальных процессов, затрагивающих жизнь семьи и ребенка. Согласимся с позицией А. В. Гришина, если для решения вопроса о возмещении вреда требуются специальные познания в той или иной области медицины, психологии, психиатрии и т.п., прокурору целесообразно ходатайствовать о назначении и проведении по делу судебно-медицинской, психолого-психиатрической, психолого-педагогической или иной экспертизы, потребность в которой может возникнуть [5].
В рамках настоящего исследования будет проанализирована судебная практика применения отдельных положений указанной нормы на основе рассмотрения конкретных судебных дел, представляющих научный и практический интерес. Участие прокурора в делах данной категории играет важную роль, поскольку изъятие ребенка у родителей в каждом конкретном случае требует тщательного анализа всех обстоятельств дела. Несмотря на кажущуюся однозначность, такие дела требуют от прокурора вдумчивого подхода, где юридические аргументы должны сопоставляться с морально-этическими аспектами семейных отношений. Так, в Зюзинский районный суд города Москвы по делу №130108/2022 было подано заявление прокурора в интересах несовершеннолетних детей по вопросу лишения родительских прав их законных представителей. Отмечается, что заявление прокурора было мотивированным и обоснованным, что повлияло на удовлетворение требований «защитника» прав и законных интересов. Так, законные представители были лишены родительских прав, в связи с чем им был назначен опекун. Помимо лишения родительских прав, с опекунов также взыскали алименты — 1/3 от всех видов заработка, которые они обязаны выплачивать ежемесячно с момента принятия судебного решения .
Для понимания судебной практики обратимся к другому случаю, где рассматривался иск прокурора о лишении родительских прав. Прокурор обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчице о лишении ее родительских прав и взыскании алиментов, ссылаясь на то, что ответчица является одинокой матерью несовершеннолетних и уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей в отношении детей. Также ответчица приговором районного суда была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации [6] (далее – УК РФ). Несмотря на условно-досрочное освобождение, она не проявила интереса к дальнейшей судьбе детей. В связи с этим, прокурор просил лишить ответчицу родительских прав и взыскать алименты в соответствии с требованиями СК РФ. Районный суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме [7].
Далее проанализируем еще один случай, связанный с установлением факта ненадлежащего исполнения родительских обязанностей со стороны матери. Установлено, что в 2022 г прокурором Новокубанского района было направлено заявление о лишении родительских прав законного представителя. Подача заявления мотивирована проведением проверки, в ходе которой было выяснено, с 2021 г мать несовершеннолетних детей состояла на учёте в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, включая регулярное оставление детей без присмотра. Также, прокуратурой Новокубанского района был установлен факт многократного длительного злоупотребления спиртосодержащей продукцией, что также достаточно негативно сказывалось на моральном состоянии её несовершеннолетних детей. Кроме того, дети систематически прогуливали занятия в школе, вели ненадлежащий образ жизни. В соответствии с предписанием органов прокуратуры младшие дети временно, на период установления всех обстоятельств, связанных с положением их матери, были направлены в медицинское учреждение для прохождения необходимого лечения, а старший – в реабилитационный центр. В результате рассмотрения дела, суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме .
Стоит отметить, что еще одной и наиболее распространенной формой участия прокурора в делах рассматриваемой категории является вступление в гражданское судопроизводство в порядке ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ [8], посредством дачи заключения по существу спора. Данное полномочие реализуется в целях обеспечения надлежащего применения норм материального права (в частности, положений Семейного кодекса РФ) и соблюдения процессуальных требований участниками разбирательства. Согласимся с мнением А. Ю. Кравцова и Е. М. Сенотрусовой, о том, что в связи с этим прокурору надлежит тщательно анализировать действия суда и иных лиц, участвующих в деле, совершаемые при рассмотрении дел о лишении родительских прав, и при необходимости реализовывать имеющиеся процессуальные полномочия, в том числе заявлять ходатайства, направленные на устранение допущенных нарушений [9].
Необходимо отметить, что основным значением заключения прокурора является осуществление правоохранительной функции, то есть всеобъемлющая реализация полномочий касаемо обеспечения законного соблюдения прав и законных интересов граждан. Несмотря на то, что заключение прокурора не является обязательным документом для суда, оно так или иначе влияет на исход гражданского дела, что способствует дополнительным гарантиям законных прав граждан [10].
Так, посредством дачи заключения прокурор предоставляет ряд соответствующих рекомендаций относительно правомерного вынесения решения судом общей юрисдикции. Прокурор, в большинстве своем, оказывает содействие относительно сбора доказательственной базы. Следовательно, рассматривая вопросы лишения в родительских правах, «защитник» прав осуществляет содействие в сборе таких событий, как: факт уклонения родителей от исполнения соответствующим образом родительских обязанностей, злоупотребление алкогольно-содержащей продукцией, отступление в вопросах воспитания своих детей от моральных норм, принятых в обществе и другие. Кроме того, важно подчеркнуть, что при подготовке заключения по данной категории споров прокурор обосновывает свою позицию приведенными доводами и собранными доказательствами, тем самым оказывая определенную помощь суду.
Полагаем, целесообразным закрепить в законодательстве обязательную силу заключения прокурора по делам о лишении родительских прав. Данное предложение обусловлено необходимостью особенно тщательного и обоснованного подхода к вопросам изъятия ребенка из семьи, поскольку любая судебная ошибка или недостаточная оценка доказательств может привести к неоправданному разрушению семейных уз, потере связи между родителями и детьми, что в дальнейшем способно негативно отразиться на жизни ребенка. В связи с этим предлагается придать заключению прокурора по таким спорам не рекомендательный, а обязательный характер, учитывая участие в них несовершеннолетних, чьи интересы требуют повышенной правовой защиты.
Таким образом, в результате анализа судебной практики по делам о лишении родительских прав выявлено, что имеющиеся проблемы могут негативно отражаться на законности и обоснованности принимаемых решений, ставя под угрозу интересы как детей, так и их родителей. Предотвратить подобные нарушения и минимизировать их в будущем способна активная роль прокурора, который, участвуя в таких процессах, должен максимально использовать свои процессуальные полномочия.