Анализ внутренней образовательной миграции в Китае

Автор: Новикова Светлана Евгеньевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены вопросы опыта изучения образовательной миграции в мире, в частности, проанализирована внутренняя (межрегиональная) образовательная миграция в Китае. Автором на основе анализа международных исследований обозначены общие черты образовательной миграции в межстрановом разрезе и опыта ее изучения. Выявлено, что статистической информации относительно причин внутренней миграции в разных странах мира представлено мало, а образование как фактор внутренней миграции выделяется редко. На основе анализа статистической информации и вторичных данных определены основные факторы внутренней образовательной миграции в Китае. Отмечается, что перспективным направлением для исследований является сопоставительный анализ внутренней и международной миграции в целях образования. Исследование проведено в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Еще

Внутренняя миграция, образовательная миграция, китай, профессиональное образование

Короткий адрес: https://sciup.org/149139811

IDR: 149139811

Текст научной статьи Анализ внутренней образовательной миграции в Китае

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ,

1Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ,

Важнейшей тенденцией современного этапа развития общества является устойчивый рост миграционных потоков. Образовательная миграция обусловлена потребностью в получении образования, она включает в себя разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы, а также другие формы повышения квалификации (Митин, 2010: 123).

Актуально изучение как международных, так и внутренних миграционных потоков. Отмечается, что численность внутренних мигрантов в мире составляет 763 млн чел., что в четыре раза превышает численность международных мигрантов (Bell, Charles-Edwards, 2013: 15)1. Данные за

2015 г. показывают, что самая высокая интенсивность внутренней миграции зафиксирована в таких странах, как Новая Зеландия, Южная Корея, США, Австралия, Фиджи, Канада, Панама, Чили, Швейцария и Сенегал1 (Bernard et al, 2018: 14). Одной из сложностей изучения внутренней миграции является отсутствие международных стандартов фиксации внутренней миграции. Исследователями рассматриваются следующие особенности изучения внутренней миграции в межстрановом разрезе2.

Во-первых, уровень миграции, связанный с образованием, существенно различается между странами. Во-вторых, немногие страны собирают данные о причинах переезда населения внутри страны. Как указано исследователями, наиболее распространенными источниками данных о внутренней миграции являются переписи населения (Bell, Charles-Edwards, 2013: 2). Так, рассматриваемые данные доступны для десяти стран в базе данных Integrated Public Use Microdata Series (IPUMS)3: Камбоджи, Китая, Колумбии, Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Ирака, Мексики и Таиланда (Bernard et al, 2018: 26). В-третьих, образование в качестве причины миграции не является доминирующим мотивом среди остальных категорий, скорее наоборот. Так, например, в странах, в которых проводится измерение количественных показателей причин внутренней миграции, образование в качестве причины осуществления миграции для людей в возрасте от 15 до 24 лет4 на большие расстояния (major region) отмечается чаще всего у небольшой доли мигрантов, что представлено на рисунке 1 (Bernard et al, 2018: 26)5.

Причины миграции на большие расстояния (в возрасте от 15 до 24 лет), в %

Китай

Таиланд Колумбия Индонезия

Иран

Египет

Мексика Камбоджа

Индия Ирак

31                             42                   8       128

21                     49                    18^^112

17          29              32^^^ии22

16                      45                             332 3

15    8              58^^^^^^^^^и1

13         16                    40                         283

11                     42                          21            1115

10                      50                            25           86

4             33                 14                    427

1   9                          52                                   326

10      20      30     40      50      60      70      80      90100

■ Образование ■ Работа ■ Семья ■ Брак ■ Другое

Рисунок 1 – Причины миграции на большие расстояния (в возрасте от 15 до 24 лет)

Аналогичная ситуация прослеживается при рассмотрении причин осуществления миграции на короткие расстояния (minor regions). Данные при этом наличествуют только для пяти стран (Индонезия, Иран, Колумбия, Камбоджа, Индия)6. Фиксируются различия по половому признаку в рассматриваемых странах относительно выбора образования в качестве причины переезда.

Доля мужчин, которые ссылаются на образование в качестве причины своего переезда, превышает практически по всем рассматриваемым странам долю женщин.

Рассмотрим внутригосударственную миграцию в целях получения профессионального и высшего образования в Китае. Прежде чем описывать образовательную миграцию в Китае, отметим несколько ключевых моментов о миграционных потоках в Китае в целом. За последние годы произошел рост внутренней миграции в Китае. Динамика численности мигрирующего населения в 2015 г. составила 247 млн чел., что в два раза больше показателя за 2000 г., приблизительно такой же рост произошел среди мигрантов с непостоянной регистрацией (временных мигрантов) – численность возросла с 121 млн чел. до 247 млн чел. (Красова, Ма, 2017: 18). Общая миграционная картина выглядит таким образом, что основные миграционные потоки направлены в восточный кластер (Chan, 2012: 196).

В целом, как заключает российская исследовательница Е.В. Тракова, является сложным разграничение категорий мигрантов и оценка их количества, а общая система определения всех категорий внутренней миграции в Китае не сформировалась в полной мере1.

Национальное бюро статистики Китая предоставляет данные, характеризующие внутрирегиональную и межрегиональную (межпровинциальную) миграцию населения, в том числе по причинам миграции. В приводимых ниже показателях учитывается миграция, подтвержденная официальной регистрацией – хукоу . Так, согласно данным2, наиболее частой причиной внутрирегиональной миграции является работа/бизнес (30,6 % от численности данной категории мигрантов), второй по частоте является миграция иждивенцев (16,6 %), на третьем месте – учеба (14,9 %), далее следуют переезд (13,4 %), другие причины (8,4 %), бракосочетание (5,9 %), визит к род-ственникам/друзьям (4,7 %), перевод по работе (4,5 %), временная регистрация переселенцев, студентов и др. (1 %).

Регионами, характеризующимися наибольшей численностью внутрирегиональных мигрантов по причине получения образования («учеба»), являются Хэнань, Шаньдун, Гуандун, Сычуань, Цзянсу. Наименьшей численностью по причине получения образования характеризуются Нинся-Хуэйский автономный район, Тяньцзинь, Цинхай, Шанхай, Тибетский автономный район (см. рисунок 2 – диаграмма построена на основе данных переписи населения Китая 2010 г.). На диаграмме по каждой провинции отображена численность тех людей, которые имеют прописку в этой же провинции, но только в городе или поселке, отличном от того, в котором проживает индивид, тем самым мы можем говорить о внутрирегиональной (официальной) миграции.

Внутрирегиональная миграция по причине получения образования по регионам

Рисунок 2 – Население с пропиской (регистрацией домохозяйства – хукоу ) в других городах и поселках провинции в разбивке по месту жительства (провинциям), причина миграции – получение образования

Наиболее частой причиной межрегиональной (межпровинциальной) миграции является ра-бота/бизнес (74,7 % от общей численности межрегиональных мигрантов), затем следуют также миграция иждивенцев (9,3 %) и учеба (4,4 %). Визит к родственникам/друзьям отмечен в качестве причины у 3,3 %, остальные причины - менее трех процентов по каждой категории.

На рисунке 3 представлены данные по населению с пропиской (регистрацией домохозяйства - хукоу ) в других провинциях в разбивке по текущему месту жительства (провинции). Таким образом по каждой провинции отображена численность тех людей, которые имеют прописку в другой провинции, но проживают в указанной провинции. По представленным на рисунке данным можно говорить о межрегиональной миграции (официальной). Так, межрегиональная миграция по причине получения образования в наибольшей степени представлена в Пекине, а также в провинциях Шаньдун, Гуандун, Цзянсу, Хубэй. Наименьшей численностью межрегиональной миграции в связи с получением образования характеризуются Ганьсу, Гуйчжоу, Нинся-Хуэйский автономный район, Цинхай, Тибетский автономный район (см. рисунок 3 - диаграмма построена на основе данных переписи населения Китая 2010 г.).

Межпровинциальная миграция по причине получения образования по регионам

50000 0

llllllllllllll................

Рисунок 3 – Население с пропиской (регистрацией домохозяйства – хукоу) в других провинциях в разбивке по месту жительства (провинциям), причина миграции – получение образования

Следует отметить, что опираться на представленные статистические данные в полной мере не представляется возможным в связи с тем, что система регистрации представляет из себя сложную процедуру (Понкратова, Тракова, 2018), для упрощения которой в современном Китае вводятся различные программы и проекты. Есть большая доля временных мигрантов (с непостоянной пропиской), причины переезда которых также необходимо учитывать.

На основе проведения анализа вторичных источников, а также статистических показателей были выделены факторы, которые могут влиять на уровень внутренней образовательной миграции в целях получения профессионального образования:

  • -    социально-экономическое положение региона;

  • -    возможности дальнейшего трудоустройства: оценка через показатели трудовой миграции;

  • -    территориальное распределение учебных заведений: различная концентрация учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) и вузов;

  • -    рейтинг вузов и учебных заведений СПО;

  • -    квоты при поступлении в вузы и учебные заведения СПО для абитуриентов из других провинций.

Выводы . Общими чертами для образовательной миграции и опыта ее изучения являются следующие характеристики:

  • 1)    немногие страны собирают статистическую информацию относительно причин внутренней миграции;

  • 2)    образование не является доминирующей причиной внутренней миграции;

  • 3)    исследования миграционных потоков направлены в большей степени на анализ влияния уровня образования на вероятность осуществления миграции, нежели на выделение образования как фактора внутренней миграции в качестве предмета изучения.

На основе проведения анализа вторичных источников, а также статистических показателей для Китая были определены следующие факторы внутренней образовательной миграции: социально-экономическое положение региона; возможности дальнейшего трудоустройства; территориальное распределение учебных заведений; рейтинг вузов и учебных заведений СПО; квоты при поступлении в вузы и учебные заведения СПО для абитуриентов из других провинций.

Подводя итог, следует отметить, что анализ образовательной миграции в Китае ограничен наличием доступа к статистической информации, что связано в том числе с модернизацией системы регистрации в стране. Перспективным вектором исследования также может служить сопоставительный анализ внутренней и международной миграции в целях образования.

Список литературы Анализ внутренней образовательной миграции в Китае

  • Красова Е.В., Ма Инсинь. Внутренняя трудовая миграция в современном Китае: условия, тенденции, проблемы // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2017. №4 (31). С. 16-21.
  • DOI: 10.18323/2221-5689-20l7-4-16-21 EDN: VSZQWD
  • Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. № 3. С. 123-134.
  • EDN: MVSCHJ
  • Понкратова Л.А., Тракова Е.В. Анализ внутренней миграции в КНР // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 4. С. 722-735.
  • DOI: 10.24891/ea.17.4.722 EDN: YWWBEI
  • Bell M., Charles-Edwards E. Cross-national comparisons of internal migration: An update on global patterns and trends. Technical Paper No. 2013/1. United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2013. 30 p.
  • DOI: 10.13140/RG.2.1.3489.1769
  • Bell M., Charles-Edwards E., Kupiszewska D., Kupiszewski M., Stillwell J., Zhu Y.Internal migration and development: comparing migration intensities around the world // Population and Development Review. 2015. Vol. 41. P. 33-58.
  • DOI: 10.1111/j.1728-4457.2015.00025.x EDN: UVDHDP
  • Bernard A., Bell M., Cooper J.Internal migration and education: A cross-national comParison (Background Paper for the 2019 Global Education Monitoring Report). Paris, 2018. 67 p.
  • Chan K.W. Migration and development in China: trends, geography and current issues // Migration and Development. 2012. Vol. 1. № 2. P. 187-205.
  • DOI: 10.1080/21632324.2012.739316
Еще
Статья научная