Английская карикатура как средство формирования и отражения «образа врага» в эпоху наполеоновских войн

Бесплатный доступ

Статья посвящена актуальной в научном и общественно-политическом пространстве проблеме, связанной с формированием образа «врага». Данный вопрос рассматривается на примере английской карикатуры в эпоху наполеоновских войн. Карикатура до сих пор активно применяется в информационном пространстве, что делает ее важной частью политического дискурса. С момента своего появления и до сегодняшнего дня карикатура была эффективным механизмом отражения образа «другого» и образа «врага». Английским карикатуристам удалось создать определенное представление о самых популярных эпизодах и личностях наполеоновских войн и о бытовавших в то время образах и стереотипах. Самыми яркими из них были образы «кровожадных санкюлотов» во главе с «корсиканским чудовищем» в лице Наполеона. Зарубежные события воспринимались карикатуристами через призму английских интересов. Именно поэтому основное внимание в этих изображениях уделялось Франции, как одному из главных противников. Автор статьи на основе карикатур одного из самых известных карикатуристов «золотого века» Дж. Гилрея и его учеников, приходит к выводу о том, что наследие английской сатирической графики середины XVIII - начала XIX в. - яркий образец формирования образа «врага». Благодаря анализу карикатур были выделены основные компоненты образа не только французского императора, но и его Великой армии. Был сделан вывод о том, что эти компоненты прочно закрепились в виде стереотипов не только в британском сознании, но и в европейском, и продолжают существовать до сих пор.

Еще

Эпоха наполеоновских войн, английская политическая карикатура, историческая память, образ врага, история великобритании

Короткий адрес: https://sciup.org/14129834

IDR: 14129834   |   DOI: 10.36906/2311-4444/24-1/02

Список литературы Английская карикатура как средство формирования и отражения «образа врага» в эпоху наполеоновских войн

  • История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2010–2013. Вып. 1-8.
  • Постникова А.А. Русская кампания Наполеона: история «европейского мифа»: автореферат дис. ... доктора исторических наук. Екатеринбург, 2022. 419 с.
  • Репина Л.П. История и память: историческая культура Европы. М.: Кругь, 2006.
  • Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории XX века // Вестник РУДН. Серия «история России». 2006. № 2 (6). С. 54-78.
  • Успенский В.М. Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII – первой трети XIX века. М.: Арт Волхонка, 2016. 352 с.
  • Хацкевич Т.М. Образ Наполеона как «иного / другого» в романе Дженет Уинтерсон «Страсть» // Филология и культура. 2014. № 3 (37). С. 60-64.
  • Шестакова Н.Ф. Историческая память Уэльса (конец XV – начало XX вв.): основные этапы и механизмы конструирования: автореферат дис. ... кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2018. 28 с.
  • Шумкина Т.Г. Проблема исторической памяти в современной российской историографии: (по материалам сборника научных трудов «История и историческая память») // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2014. Вып. 16: Историческая политика и политика памяти. С. 282-293.
  • Charles Williams. The Entrance into Poland - or another bonne bouche for Boney, 1807. https://clck.ru/38aSNQ
  • George Cruikshank. Apollyon, the devils generalissimo, addressing his legions, 1808. https://clck.ru/38aSMY
  • James Gillray. Buonaparte closing the farce of Egalité, 1799. https://clck.ru/38aSKw
  • James Gillray. French Liberty – British Slavery, 1792. https://clck.ru/38aSJh
  • James Gillray. French taylor fitting John Bull with a “Jean de Bry”. https://clck.ru/38aSJ3
  • James Gillray. Maniacraving's or – Little Boney in a strong fit, 24 May 1803. https://clck.ru/38aSGw
  • James Gillray. Promis'd horrors of the French invasion, 1796. https://clck.ru/38aSFT
  • James Gillray. The handwriting upon the wall, 24 August 1803. https://clck.ru/38aSEX
  • Richard Godfrey. James Gillray: The Art of Caricature. 2001. P. 116.
  • Thomas Rowlandson. The Contrast 1792-Which Is Best, 1792. https://clck.ru/38aSDJ
Еще
Статья научная