Англо-русское соглашение 1907 г. в оценках персидских газет
Бесплатный доступ
Статья посвящена оценке англо-русского соглашения 1907 г. в трех крупных персидских газетах того времени - Хабл-Ал-Матин, Мосават, Недайе Ватан. Со второй половины XIX в. Персия стала ареной соперничества Англии и России за расширение влияния. Однако международные события в начале XX в., включая германскую угрозу для Англии и России, подтолкнули две страны к договоренности о разделе сфер своего влияния в Персии. Результатом стало заключение англо-русского соглашения 1907 г. Соглашение оказалось ключевым событием и широко освещалось на страницах персидских газет. Газеты, которые после победы Иранской революции 1905 г. твердо выступали за суверенитет и независимость Персии, внимательно следили за новостями, связанными с англо-русским соглашением.
Англо-русское соглашение 1907 г, персия, англия, Россия, хабл-ал-матин, мосават, недайе ватан
Короткий адрес: https://sciup.org/170205858
IDR: 170205858 | DOI: 10.24412/2071-5358-2024-4-280-284
Текст научной статьи Англо-русское соглашение 1907 г. в оценках персидских газет
В начале XX в. на фоне растущей германской угрозы Россия и Англия отложили в сторону длительную конкуренцию за расширение влияния в Персии. Санкт-Петербург и Лондон договорились о подписании соглашения 1907 г. о разделении сфер влияния в Персии, Афганистане и Тибете. В соглашении было четко указано: «…каждое из них [английское и русское правительство] имеет, по причинам географического и экономического свойства, специальный интерес в поддержании мира и порядка в некоторых провинциях Персии, смежных или соседних с русской границей, с одной стороны, и с границами Афганистана и Белуджистана, с другой; и желая избежать всякого повода к столкновению между их взаимными интересами в персидских провинциях»1. В отношении Персии в соглашении 1907 г. было установлено следующее: южная Персия считалась зоной влияния Англии, а северная – зоной влияния России. Центральная часть, как отмечает С.Ю. Витте, должна была находиться под влиянием как России, так и Англии, которые должны были действовать по взаимному соглашению [Витте 1960: 409].
Соглашение 1907 г. имело большое международное значение. Оно во многом устранило англо-русское соперничество в Азии и стало важным этапом в формировании Антанты против Германии и Австро-Венгрии. Однако внутри Персии англо-русское соглашение воспринималось, в частности, как угроза. До заключения соглашения 1907 г. в Персии относились к англо-русскому соперничеству как к гарантии своей независимости. Однако это соглашение и урегулирование англо-русских противоречий практически привели к нарушению суверенитета Персии. Меньше всего в соглашении учитывались ее интересы. Это подтверждает посланник Англии в Иране А. Николсон. Он пишет: «Сохранение буквы и духа Конвенции имеет для нас гораздо большее значение, чем положение Персии, которое абсолютно безнадежно»
[Кулагина 2010: 164]. Это событие стало ключевым для иранской общественности и нашло широкое отражение на страницах персидских газет.
В начале XX в. на страницах английских и российских газет все чаще стали писать о необходимости сближения Англии и России. Персидские газеты, в частности через иностранные газеты и переводы их новостей, стали узнавать о возможном соглашении между Лондоном и Петербургом. Таким образом, новости об англо-русском соглашении еще до его заключения нашли свое место в персидских газетах.
О соглашении 1907 г. и его последствиях больше всего писала газета Хабл-Ал-Матин. На страницах этой газеты соглашение 1907 г. и политика Англии и России подвергались жесткой критике. Изначально газета считала, что союз между Россией и Англией маловероятен. 12 октября 1905 г. газета пишет об англо-японском союзе 1902 г. и считает, что этот союз направлен против России и Германии и что он должен сблизить последние две державы1. Однако вскоре, узнав о возможном союзе между Россией и Англией, газета Хабл-Ал-Матин высказывается иначе. 16 октября 1905 г. Хабл-Ал-Матин, ссылаясь на газету Times , пишет о надвигающемся соглашении между Петербургом и Лондоном: «…кажется, при посредничестве Франции будет заключен союз между Россией и Англией»2. Указывается, что русская пресса считает такой союз более эффективным, чем союз между Россией и Германией3. Газета Хабл-Ал-Матин в ноябре 1905 г. начинает предупреждать о серьезных последствиях такого союза для Персии и называет основной причиной заключения союза получение торговых привилегий для этих стран4. Яростно выступая против надвигающегося англо-русского соглашения, газета пишет, что этот союз означает потерю Персией своей независимости навеки5. Анализируя публикации русской прессы о возможном союзе с Англией, газета Хабл-Ал-Матин подчеркивает следующее: «Российская пресса единогласно пишет, что сегодня союз с Германией не в интересах страны. По их мнению, для России будет лучше, если будет достигнут союз с Англией, более того, союз с Англией не нарушает нашего давнего союза с Францией, но дружба с Германией противоречит союзу России с Францией»6.
Газета Хабл-Ал-Матин отмечает, что именно Англия является главным инициатором соглашения, и она вынудила Россию пойти на этот компромисс. После подписания соглашения 1907 г. газета Хабл-Ал-Матин 8 сентября 1907 г. пишет: «Всем известно, что одна из особенностей английской дипломатии заключается в том, чтобы создать тревоги и проблемы внутри других стран и отвлекать их от других задач… такая политика была применена в отношении русского правительства. С одной стороны, Англия начала экономическую войну на Востоке, чем потревожила русское правительство, а с другой стороны, любым способом старалась привлекать внимание русского народа к свободе еще до того, как Россия после окончания войны с Японией погрузилась в революцию внутри страны. Пока Россия разбиралась со своими проблемами, Англия расширила свое влияние в Тибете… в Персии вытолкнула противников из поля влияния и стала свободно вести свою политику»7. Здесь
следует отметить, что англо-русское соглашение больше вызвало негодование у иранцев к Англии, чем к России. Иранские революционеры считали Англию сторонником Иранской революции 1905 г., но компромисс Лондона с Петербургом о разделе сфер влияния сильно разочаровал иранских революционеров в политике Англии. По мнению историка С.М. Алиева, соглашение укрепило позиции реакционеров и вызвало большое недовольство в Иране, особенно среди тех иранских националистов, которые считали Англию своей сторонницей в борьбе за введение конституции [Алиев 2004: 63]. Хабл-Ал-Матин также спустя 4 года поле заключения соглашения пишет о разочаровании иранцев в политике Англии. Газета отмечает: «…иранцы с 1907 г. хорошо познакомились с истинными намерениями Англии и России… у нас никаких ожиданий от России нет, так как считаем ее врагом нашей свободы, но от Англии, которая считает себя защитником свободы и цивилизационного мира, такие действия не ожидались»1.
Анализируя текст соглашения, Хабл-Ал-Матин делает вывод, что в соглашении речь идет об уважении целостности и независимости Персии, но эти слова нужны лишь для того, чтобы не вызывать тревогу и негодование внутри страны. По мнению Хабл-Ал-Матин, такие виды соглашений не являются беспрецедентными, газета приводит в пример русско-финский дого-вор2 и соглашение Англии с индийскими монархами. Газета добавляет, что соглашение 1907 г. касается исключительно Персии, упоминание в нем об Афганистане и Тибете сделано лишь для того, чтобы запутать персидское правительство3. В Хабл-Ал-Матин русское правительство также подверглось критике. Обращая внимание на первую статью соглашения о намерении двух держав в установлении порядка в Персии, отмечается, что внутри России полный беспорядок и она не вправе даже говорить об установлении порядка в другой стране4.
Резкому осуждению англо-русское соглашение подвергается также в другой персидской газете Мосават. Уже после заключения соглашения 27 октября 1907 г. газета пишет: «По каким правилам в цивилизованных государствах [имеются в виду Россия и Англия] принято лишать свободы нашу страну, которая четыре тысячи лет является независимой и сегодня имеет свой парламент и занимается внутренними реформами… мы имеем право официально объявить всем странам мира, что мы не признаем и не будем признавать данное соглашение, так как являемся независимой страной»5. Мосават считает, что главная цель Англии и России в подписании соглашения 1907 г. заключается в том, чтобы монополизировать внешнюю торговлю Персии6.
Кроме того, газета Мосават также критикует политику России и рассматривает соглашение 1907 г. как способ России подчинить Персию себе и ослабить ее конституционный режим. Газета добавляет: «Русское правительство, оказавшись под давлением, было вынуждено принять конституцию у себя в стране, но тем не менее всеми силами старается разрушить ее; в связи с этим, оно вообще не заинтересовано в том, чтобы в соседней стране утвердился конституционный режим… Меджлис Ирана всячески
пытается пробуждать народ от зависимости, и именно поэтому русское правительство, насколько может, будет противостоять работе Меджлиса… всем известно, что Меджлис против англо-русского соглашения, и он выражает свой серьезный протест»1.
Более умеренную позицию можно наблюдать в новостях газеты Недайе Ватан. У газеты наблюдается прагматичный подход к соглашению 1907 г. Газета пишет: некоторые считают, что соглашение – в интересах Персии, а некоторые рассматривают его как губительное для страны. Газета пытается искать пути, как минимизировать последствия соглашения для Персии. Недайе Ватан делает вывод, что содержание соглашения может и сохранить независимость страны, и погубить ее. Теперь Персия оказалась в такой ситуации, что ей придется каким-то образом научиться обеспечивать свои интересы, исходя из новой политики двух держав в отношении нее2. В следующих номерах газета Недайе Ватан настоятельно просит правительство и иранский народ не создавать поводы, которые могут привести к военному вмешательству России или Англии в Персию, в т.ч. газета советует внимательно относиться к подданным этих держав, прибывающим в Персию3.
В связи с этим уже 4 ноября 1907 г. Недайе Ватан пишет, что русские торговцы в Исфахане отправили телеграмму в газету «Новое время», в которой жалуются на отсутствие безопасности на дорогах, бессилие правительства в установлении порядка и призывы улемов уничтожать иностранные товары. Отрицая такие случаи, газета добавляет, что в Исфахане не так много русских торговцев и русских товаров, и со стороны улемов вообще не было призывов в отношении иностранных товаров. Газета делает вывод, что это провокация, и предупреждает, что увеличение числа таких новостей может привести к прямому военному вмешательству в Персию с целью так называемой защиты русских подданных4. Потому что, считает газета, «Россия и Англия хорошо знают о бессилии Персии и с уверенностью ищут предлоги»5.
Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что освещение англорусского соглашения 1907 г. получило развернутое отражение на страницах персидских газет. Интерес к иностранным газетам как источнику ознакомления с соглашением и мировыми позициями вокруг него, а также публикации многочисленных новостей о данном соглашении свидетельствуют о важном значении соглашения 1907 г. для иранского общественного мнения. Три крупные газеты, Хабл-Ал-Матин, Мосават и Недайе Ватан, отражали общее мнение персидской общественности относительно соглашения 1907 г. Для газет, которые после победы Иранской революции 1905 г. твердо выступили за сохранение конституции и суверенитета страны, англо-русское соглашение 1907 г. стало большой угрозой для независимости Персии. Эти газеты подвергли критике как Англию, так и Россию и скептически отнеслись к их компромиссу по отношению к Персии. Однако были и газеты, которые отнеслись к соглашению более прагматично, например Недайе Ватан. Понимая слабость Персии в части противостояния англо-русскому соглашению, они предлагали искать пути обеспечения интересов Персии, исходя из нового положения вокруг нее, и не создавать поводы для прямого военного
вмешательства в дела страны, которое впоследствии могло бы привести к полному нарушению ее суверенитета.
Список литературы Англо-русское соглашение 1907 г. в оценках персидских газет
- Алиев С.М. 2004. История Ирана XX век. М.: Крафт+. 649 с.
- Витте С. Ю. 1960. Воспоминания. Т. 3. М.: Соцэкгиз. 723 с.
- Кулагина Л.М. 2010. Россия и Иран (XIX и начало XX века). М.: Ключ-С. 272 с.