Антикоррупционный механизм в сфере управления муниципальными закупками в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
Автор: Патрино Г.К.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 4-2 (79), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу антикоррупционного механизма в сфере управления муниципальными закупками в России и зарубежных странах. Автор рассматривает опыт противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок в России, США и Канаде. Сделан вывод о том, что в Российской Федерации и зарубежных странах используются разнообразные механизмы противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок. При этом наиболее эффективным механизмом борьбы с коррупцией в сфере муниципальных закупок выступает использование электронного формата торгов, поскольку данный формат обеспечивает высокий уровень прозрачности муниципальных закупок.
Коррупционное правонарушение, коррупция, муниципальные закупки, меры противодействия, муниципальный контракт
Короткий адрес: https://sciup.org/170199128
IDR: 170199128 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-4-2-129-131
Текст научной статьи Антикоррупционный механизм в сфере управления муниципальными закупками в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
Считается, что коррупция начинается с обмена взаимными услугами, который порой порождает систему предоставления незаконных отношений. За оказанную услугу коррупционер получает взятку в денежной или иной форме. Лицо, принимающее взятку, должно иметь определенную власть. Поэтому особо опасной является государственная коррупция. При совершении коррупционных правонарушений коррупционер допускает преобладание частных интересов над публичными интересами [1, с. 162]. «Приватизируя» отдельные государственные функции и получая личную материальную выгоду, коррупционер наносит значительный врем всему обществу и государству. Именно поэтому, эффективное противодействие коррупции может быть только системным и должно стать важнейшей государственной задачей [5, с. 27].
В настоящее время для Российской Федерации коррупция в сфере муниципальных закупок справедливо рассматривается в качестве одного из наиболее острых общественных и политических вопросов. Часто коррупционные правонарушения при осуществлении муниципальных закупок имеют место среди участников торгов. Наиболее распространенным из них явля- ется сговор между участниками закупочных процедур с целью получения преимущества одним из них. Сущность таких заговоров заключается в том, что конкуренты еще до проведения торгов договариваются о том, кто именно представит «лучшее» предложение для получения муниципального контракта. Иногда потенциальные участники вообще воздерживаются от предоставления тендерных предложений, но чаще они предоставляют предложения с заведомо завышенными ценами или заниженными качественными показателями. Заранее определяемый таким образом победитель торгов затем рассчитывается с участниками заговора долей полученной прибыли в прямой (денежные средства) или косвенной (субподряды, взаиморасчеты) форме [3, с. 2].
Отечественная правовая система предусматривает целый комплекс мер, направленных на противодействие коррупции в сфере муниципальных закупок. Эти меры можно классифицировать на регламентационные, технические и контрольнонадзорные.
К регламентационным мерам противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок можно отнести:
-
1. Прозрачность информации на любых этапах проведения муниципальной закупки. Существует несколько уровней прозрачности информации:
-
а) общие правила проведения закупок и локальные акты по закупочной деятельности находятся в открытом доступе;
-
б) сведения об итогах исполнения муниципальных контрактов и сумме выплат по договору носят открытый характер;
-
в) максимально понятные процедуры обжалования результатов тендера.
-
2. Использование эффективной регуляции правил участия в муниципальных закупках:
-
а) стандартные правила для участников тендера;
-
б) нормы, предъявляемые получаемым работам, услугам или к приобретаемым товарам;
-
в) параметры оценивания заявок при принятии окончательного решения о заключении договоров.
В группу регламентационных мер противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок можно включить:
-
1. видеонаблюдение и другие системы контроля, внедряемые на рабочих местах экспертов по закупкам и в комнатах для переговоров;
-
2. проверку служебных писем, направляемых по электронным каналам связи.
Контрольно-надзорные меры охватывают проверки, которые осуществляются различными контрольно-надзорными органами: Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, органами МВД и прокуратуры Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации. Контрольные процедуры внедрены в процесс муниципальных закупок на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая исполнением договора муниципальным подрядчиком [3, с. 3].
Как и в России, в США для воспрепятствования коррупции в сфере публичных закупок используются электронные торги и электронной отчетности по публичным закупкам. В частности, в большинстве американских штатов ведомства должны направлять информацию о закупках на сумму свыше 25 тыс. долл. в системе публичных закупок. Эта информация находится в открытом публичном доступе, что способствует прозрачности процедуры проведения торгов, упрощает выявление злоупотреблений и предоставляет возможность обжалования результатов проведения торгов [2, с. 16].
Согласно Закону о конкуренции Канады [4], коррупционным правонарушением в сфере публичных закупок признается ситуация, когда два или более потенциальных участника торгов в ответ на запрос предложений или тендерных заявок:
-
1) подают заявки, содержание которых определяется соглашением или договоренностью;
-
2) соглашаются с тем, что один из участников торгов либо: а) не будет подавать заявку; или б) отзовет ранее поданную заявку.
Указанная фальсификация торгов в Канаде признается преступлением в соответствии. В случае вынесения обвинительного приговора организатору торгов может грозить тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф по усмотрению суда или и то, и другое. Самый высокий штраф, наложенный по статье о фальсификации торгов на сегодняшний день в Канаде, составляет 30 миллионов долларов.
Кроме того, в Канаде жертвы фальсификации торгов также имеют право подать иск против организаторов торгов в соответствии со ст. 36 Закона о конкуренции Канады. При этом Закон о конкуренции Канады обеспечивает полную защиту от фальсификации тендерных заявок, когда орган, проводящий тендер, прямо информируется о договоренности при подаче заявки или до нее. Это может произойти, например, в тех случаях, когда два потенциальных участника торгов сотрудничают в рамках совместного проекта для подачи заявки.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации и зарубежных странах используются разнообразные механизмы противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок. При этом, на наш взгляд, наиболее эффективным механизмом борь- бы с коррупцией в сфере муниципальных закупок выступает использование электронного формата торгов, поскольку дан- ный формат обеспечивает высокий уровень прозрачности муниципальных закупок.
Список литературы Антикоррупционный механизм в сфере управления муниципальными закупками в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
- Терентьев И.Ю. Коррупция: понятие, виды и формы, способы борьбы, последствия // Молодой ученый. - 2021. - № 43 (385). - С. 161-164.
- Шмелева М.В. Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок // Юрист. - 2019. - № 7. - С. 15-22.
- Шорохов В.Е. Понятие и основные модели современной государственной антикоррупционной политики // Российская юстиция. - 2020. - № 6. - С. 2-4.
- Competition Act (R.S.C., 1985, c. 34). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-34/(дата обращения: 20.03.2023).
- Федулов, И.Н. Противодействие коррупции в Российской Федерации: современное состояние и перспективы / И.Н. Федулов, С.С. Квач // Вестник Югорского государственного университета. - 2019. - № 3(54). - С. 26-31.