Антисказка как карнавализованный жанр «серьезно-смеховой» литературы в творчестве В.С. Высоцкого и Р.И. Рождественского

Автор: Сипкина Нина Яковлевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье отражена актуальная проблема современного литературоведения: исследование антисказки как карнавализованного жанра «серьезно-смеховой» литературы на примере анализа произведений «Иван да Марья» Высоцкого и «Сказки с несказочным концом» Рождественского. Выявляется, что цикл сказочных песен из кинофильма «Иван да Марья» - это продолжение традиции карнавального фольклора с его специфическим карнавализованным мироощущением, связанным с синкретизмом поэтических родов, музыкой и пляской. Ряд песен рассматриваются как вертепное представление в стихах, раскрывающее основное содержание антисказки. Персонажи произведения вносят праздничную атмосферу вольности и веселья, происходит карнавальное видение преисподней, развертывается фольклорный театр с ряжением, кукольными интермедиями. Элементы народного говора: просторечные метафоры, народные поверья, поговорки и др., являются способом изображения несерьезных ситуаций антисказки «Иван да Марья», где смех становится главным «героем» произведения. В исследовании утверждается, что каранавализованный жанр антисказки вобрал в себя поэтику фольклорных жанров лубка, райка и др. «Сказка с несказочным концом» Рождественского продолжает традиции фольклорного жанра лубка с его речевым оформлением сюжета в потешных картинах. Раешный стих антисказки Рождественского формируется на основе народных жанров, отличающихся веселой относительностью - небылицы, страшилки. В статье обосновывается, что «Сказка с несказочным концом» насыщена комическими ситуациями, которые помогают «фиксировать» «антирекорды» спортсмена, «антипатриотизм» музыканта, высмеять «антиразум» отставного генерала.

Еще

«серьезно-смеховая» литература, карнавализованный жанр, антисказка, традиция, скоморошничество, карнавальный фольклор, «потешная» картина

Короткий адрес: https://sciup.org/149141352

IDR: 149141352   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-265

Список литературы Антисказка как карнавализованный жанр «серьезно-смеховой» литературы в творчестве В.С. Высоцкого и Р.И. Рождественского

  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 167 с.
  • Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). М.: Художественная литература, 1990. 546 с.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 648 с.
  • Высоцкий В.С. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4. Вельтон: Издательство Б.Б.Е., 1994. 528 с.
  • Люликова А.В. Традиции карнавальной культуры в дилогии И.Л. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2. С. 273–276.
  • Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцовой. М.: Издательство «Оникс»; Издательство «Мир и Образование», 2008. 736 с.
  • Пропп В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я. Проппа) / Сост., пред. и комм. А.Н. Мартыновой. М.: Лабиринт, 1998. 511 с.
  • Прохорова Л.П. Когнитивный механизм эволюции жанра сказки // Вестник КемГУ. Филология, 2012. № 4. Т. 4. С. 103–105.
  • Рождественский Р.И. Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе. М.: Эксмо, 2014. 1088 с.
  • Тимакова О.И. Традиции лубка и райка в элитарной отечественной «Сказочной книге» XIX века // Проблемы истории, филологии, культуры: Языкознание и литературоведение, 2010. № 3(29). С. 163–170.
Еще
Статья научная