Антропоморфные персонажи в раннем пласте петроглифов Минусинской котловины

Бесплатный доступ

Дискуссионной проблемой в изучении памятников наскального искусства Минусинской котловины является атрибуция самого раннего пласта петроглифов. Исследователи при анализе древнейших петроглифов этого региона в основном обращаются к реалистичным изображениям животных в «минусинском», «ангарском», «смешанном» стилях. Но с ранним пластом соотносится и серия изображений различных антропоморфных фигур. В данной статье авторы попытались выделить группы таких антропоморфных персонажей. В результате анализа выявленных недавно палимпсестов было выделено две группы изображений, которые были созданы еще до изображений животных, - это «рогатые» человечки (рис. 1: 11-21), «кеглеобразные» фигуры, которые в свою очередь были разделены на «крупнотелых» (рис. 1: 4-10) и «узкотелых» (рис. 1: 1-3). Таким образом определено, что самыми ранними в наскальном искусстве Минусинской котловины были изображения людей, которые нередко перекрывались фигурами животных.

Еще

Петроглифы, минусинский и ангарский стили, антропоморфные персонажи, палимпсесты, минусинская котловина, древнейший пласт

Короткий адрес: https://sciup.org/143173136

IDR: 143173136   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.260.125-133

Список литературы Антропоморфные персонажи в раннем пласте петроглифов Минусинской котловины

  • Есин Ю. Н., 2010. Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины // Афанасьевский сборник / Отв. ред.: Н. Ф. Степанова, А. В. Поляков. Барнаул: Азбука. С. 53-73.
  • Заика А. Л., 2007. Петроглифы из-под руин. Шалаболинская писаница // Енисейская провинция: Альманах. Вып. 3. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. С. 24-38.
  • Заика А. Л., 2009. Антропоморфные личины и "Неолитическая революция" в культуре древних народов Северной Азии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. Т. 8. Вып. 3. С. 98-112.
  • Заика А. Л., 2012. Личины в наскальном искусстве нижней Ангары // АЭАЕ. № 1 (49). С. 62-75.
  • Заика А. Л., 2019. О стратиграфии антропоморфных образов в окуневском искусстве (на примере Шалаболинской писаницы) // Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова / Отв. ред. Т. А. Ключников. Минусинск. С. 82-96.
  • Заика А. Л., Зоткина Л. В., 2018. Относительная хронология Шалаболинских петроглифов (результаты анализа палимпсестов на Центральном участке писаницы) // Ученые записки музея-заповедника "Томская Писаница". Вып. 8. С. 45-55.
  • Ковтун И. В., 2001. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии (Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 184 с.
  • Конохов В. А., Ермаков Т. К., Заика А. Л., 2019. Изображения лодок в петроглифах Шаболинской писаницы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://музей-мартьянова.рф/?mode=kraevedenie-memorial-archeology-artifacts&id=235 (дата обращения: 01.02.2020).
  • Миклашевич Е. А., 2015. Древнейшие наскальные изображения Минусинской котловины: проблемы и перспективы исследования // Ученые записки музея-заповедника "Томская писаница". Вып. 2. С. 66-78.
  • Окладников А. П., 1966. Петроглифы Ангары. М.; Л.: Наука. 322 с.
  • Подольский Н. Л., 1973. О принципах датировки наскальных изображений // СА. № 3. С. 265-275.
  • Пяткин Б. Н., Мартынов А. И., 1985. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Красноярский гос. ун-т. 192 с.
  • Русакова И. Д., 2005. К вопросу о хронологии древнейших петроглифов Минусинской котловины // Мир наскального искусства: сб. докл. междунар. конф. / Отв. ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН. С. 214-218.
  • Советова О. С., 2012. Об одном спорном изображении кинжала из Оглахты I // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: материалы междунар. научной конф., посв. 110-летию со дня рожд. М. П. Грязнова. Кн. I / Отв. ред. В. А. Алёкшин. СПб.: ИИМК РАН: Периферия. С. 267-272.
  • Шер Я. А., 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 328 с.
  • Blednova N., Francfort Н.-Р., Legtchilo N., Martin L., Sacchi D., Sher J., Smirnov D., Soleilhavoup F., VidalP., 1995. Siberie du sud 2: Tepsej I-III, Ust'-Tuba I-VI (Russie, Khakassie). Paris: Diffusion de Boccard. 246 р. (Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale; fasc. 2.) (Memoires de la Mission archeologique Irancaise en Asie centrale; vol. 5, 2.)
  • Schaafsma P., 1994. Trance and Transformation in the Canyons: Shamanism and Early Rock Art on the Colorado Plateau // Shamanism and Rock Art in North America (Special publication 1). San Antonio, Texas: Rock Art Foundation. P. 45-71.
  • Sher J. A., Blednova N., Legchilo N., Smirnov D., 1994. Siberie du Sud 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Paris: Diffusion de Boccard. 156 p. (Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale; fasc. 1.) (Memoires de la Mission archeologique francaise en Asie centrale; vol. 5, 1.)
Еще
Статья научная