Апофатика края в поэме Валерия Дударева "Петушки - Кохма, далее нигде"
Автор: Дударева М.А., Кольцова Н.З.
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 76 т.23, 2021 года.
Бесплатный доступ
Предмет статьи : апофатика художественного произведения. В статье рассматривается, как через художественное произведение реализуется апофатика культуры, проблема иеротопии. Объект статьи : поэма современного поэта В. Дударева «Петушки - Кохма, далее нигде», состоящая из тринадцати новелл. Многие писатели открыто обращаются к известным литературным сюжетам, что делает их произведения легко распознаваемыми. Однако в современной поэзии существуют примеры и латентного органичного усвоения вечных образов и сюжетов. Дударев, безусловно, обращается к поэме В. Ерофеева «Москва - Петушки», но вступает в творческий диалог-спор с классиком, что проявляется на сверхтекстовом уровне и связано с поисками отчего края, родного дома. Методология работы : целостный анализ художественных текстов в онтогерменевтическом ключе с привлечением семантического метода исследования. Результаты : в основе поэмы Валерия Дударева лежит сюжет метафизического путешествия и обретения главным героем малой родины, отчего края, который носит апофатический характер, что требует дополнительного культурологического комментария. Проведение параллелей с русской сказкой, обращение к ее иномирной парадигме представляется продуктивным, поскольку русский фольклор является неиссякаемым источником апофатического в русской культуре.
Апофатика, отчий край, онтология, творчество валерия дударева, журнал «юность», поэма вен. ерофеева, трансмиссия культуры, русский фольклор
Короткий адрес: https://sciup.org/148314431
IDR: 148314431 | DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-76-92-97
Список литературы Апофатика края в поэме Валерия Дударева "Петушки - Кохма, далее нигде"
- Варава, В. В. А. Платонов в философии отчего края // Берегиня. 777. Сова. — 2010. — № 3 (5). — С. 161-168.
- Варава, В. В. Философская танатология или апофатическая философия? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2013. — № 2 (145). — Вып. 23. — С. 112-117.
- Гачев, Г. Д.Ментальности народов мира. — М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. — 544 с.
- Грачев, В. И. Культурфеноменапофатики «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева в контексте топохронно-аксиогенной парадигмы культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. — 2019. — № 3. — URL: http://cult-cult.ru/cultures-the-phenomenon-of-apophatic-the-dialectics-of-myth-by-a-f-losev (дата обращения: 11.01.2021).
- Гуревич, П., Спирова, Э. Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. — 2019. — № 1. — Т. 5. — С. 625.
- Дударев, В. Петушки — Кохма, далее нигде // Нева. — 2018. — № 7. — С. 109-118.
- Егоров, Е. А. Поэтика заглавия поэмы Вен. Ерофеева «Москва — Петушки» // «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева: материалы Третьей международной конференции «Литературный текст: проблемы и методы исследования». — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — С. 29-33.
- Елеонская, Е. Н. Представление «того света» в сказочной традиции // Сказка, заговор и колдовство в России. — М.: Ин-дрик, 1994. — С. 42-50.
- Елепова, М. Ю. Эстетика В. А. Жуковского в апофатическом контексте // Дискуссия. — 2012. — № 4 (22). — С. 176178.
- Ильин, И. А. Путь духовного обновления. — Минск: Изд-во Белорусского экзархата Московского Патриархата, 2012. — 928 с.
- Кнабе, Г. С. Русская античность: Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 238 с.
- Лидов, А. М. Иеротопия: создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исследования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 2. — С. 60-71.
- Марьон, Ж.-Л. Перекрестья видимого. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 176 с.
- Михайлова, М. Ю. Художественная апофатика русского фольклора // Вестник Башкирского университета. — 2016. — Т. 21. — № 2. — С. 472-476.
- Океанский, В. П. Человек и тотальность: поэтика пространства и ее кризис. — Иваново: ШГПУ, 2010. — 358 с.
- Перепелкин, М. А. «Москва — Петушки»: от окраины к центру // Вестник Самарского университета. — 2010. — Т. 16. — № 5. — С. 190-195.
- Трубецкой, Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. - М.: Тип. Боровичско-Валдайского Кустарного и Сельско-Хозяйств. Союзного Т-ва, 1922. — 48 с.
- Тростников В. Апофатика — основной метод науки XXI века [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo slavie.ru/736.html(дата обращения: 11.01.2021).
- Шопенгауэр, А. Собр. соч.: в 6 т. - М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 2001. — Т. 6. — 352 с.
- Dudareva, M. Apophatic elements in the poetry of S. A. Yesenin: Thanats' characters // AMAZONIA INVESTIGA. — 2019. — Vol. 8. — N 22. — P. 51-57.