Апофатика русской культуры: традиции скоморошества в стихотворении С.А. Есенина «Я обманывать себя не стану...»

Бесплатный доступ

Объектом статьи выступают традиции скоморошества в русской культуре. Предметом исследования является амбивалентный образ мглы, феномен сумерек в русской поэзии, который связан с перевернутой действительностью, миром наоборот. Материалом для статьи служит творчество С.А. Есенина, который по праву считается одним из самых фольклорных поэтов начала XX в. В центре культурфилософского анализа - стихотворение из цикла «Москва кабацкая», а именно «Я обманывать себя не стану…». Это стихотворение внутренне построено по принципу взаимодействия двух типов действительности, феноменального и ноуменального начала, рационального и стихийного в искусстве. Большое внимание уделяется проблеме трансформации традиций скоморошества в творчестве поэта, феномен которого связан с образом мглистого сердца, света невечернего, обозначающего инвертированную реальность, ритуальный хаос. Исследуются феномены мглы, света вечернего и невечернего, которые связаны с миром наоборот, то есть с перевернутой действительностью и танатологическим текстом культуры. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу поэтических текстов С.А. Есенина. Результаты работы могут быть интересны филологам, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.

Еще

Русская культура и литература, цикл «москва кабацкая», поэтика с.а. есенина, архетип, традиция скоморошества, трикстер, апофатика, феномен мглы

Короткий адрес: https://sciup.org/148326108

IDR: 148326108   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-89-52-57

Список литературы Апофатика русской культуры: традиции скоморошества в стихотворении С.А. Есенина «Я обманывать себя не стану...»

  • Алексеева, А. А. «Москва кабацкая» С.А. Есенина как художественное единство // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 3. - С. 103-106.
  • Арзамас и арзамасские протоколы. — Л.: Издательство писателей, 1933. — 306 с.
  • Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.
  • Брагинская, Н.В., Шмаина-Великанова, А.И. Свет вечерний и свет невечерний // Два венка: Посвящение Ольге Седаковой. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. — С. 73-92.
  • Быкова, А. Л., Пяткин, С. Н. «Не жалею, не зову, не плачу...» как заключительное стихотворение книги С.А. Есенина «Москва кабацкая» // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 2 (33). — С. 243-245.
  • Власова, З. И. Скоморохи и фольклор. — СПб.: Алетейя, 2001. — 524 с.
  • Дударева, М. А., Арипова, Д. А. Сакральная ризома поэзии в статьях К.Д. Бальмонта и С.А. Есенина: культурологический комментарий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2022. — Т. 24, № 85. — С. 47-51.
  • Дударева, М. А., Никитина, В. В. Апофатическая и реальная действительность в поэтике В.В. Маковского (о ко-лоративе красный и желтый) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. — 2018. — Т. 56, № 3. — С. 43-50.
  • Дударева, М. А. Пушкинское присутствие в творчестве С.А. Есенина: культурологический комментарий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2022. — Т. 24, № 87. — С. 62-70.
  • Есенин, С. А. Собр. соч. в 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995. — Т. 1. — 672 с.
  • Кузьмичев, И. К. Лада. — М.: Молод. гвардия, 1990. — 302 с.
  • Мариенгоф, А. Б. Воспоминания о Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1986. — Т. 1. — С. 310-323.
  • Масинг-Делич, А. Упразднение смерти. Миф о спасении в русской литературе XX века. — СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. — 464 с.
  • Мережковский, Д. С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы // Поэтические течения в русской литературе XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 46-51.
  • Обрядовая поэзия: Календарный фольклор. — М.: Русская книга, 1997. — 576 с.
  • Розанов, В. В. Сумерки просвещения // Собрание сочинений. Т. 28. Эстетическое понимание истории. — М.: Республика; СПб.: Росток, 2009. — С. 1-82.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. — СПб.; М.: Тип. М.О. Вольфа, 1881. — Т. 2. — 807 с.
  • Фаритов, В. Т. Поэтическое творчество как воля к вечному возвращению: воображение и память // Litera. — 2017. — № 3. — С. 80-89.
  • Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра: Период античной литературы. — Л.: Гослитиздат, 1936. — 454 с.
Еще
Статья научная