Апофатика сна в рассказе А. Грина «Борьба со смертью»: онтологический и культурологический аспекты

Бесплатный доступ

Предмет статьи: апофатика сна. В статье рассматривается, как через художественное произведение реализуется апофатика культуры, а именно изучается апофатическая сторона феномена сна. Объект статьи: ранний рассказ А. Грина «Борьба со смертью». Исследователи если и обращаются к данному тексту, то рассматривают его только имманентно, в контексте всего творчества писателя. Однако это произведение представляет особую ценность в культурфилософском осмыслении феномена сна и смерти в русском варианте логоцентризма, поскольку здесь сон выступает условием выздоровления героя, выхода из морбуального состояния. Методология работы: целостный анализ художественного текста в онтогерменевтическом ключе с привлечением семантического метода исследования. Результаты: выявление апофатического характера сна в рассказе Грина. Сон наделен онтологическими свойствами и смыслопорождающими функциями. Обращение к философским размышлениям об аксиологическом статусе сна немецкого философа Рудольфа Штайнера, чьи идеи были близки представителям Серебряного века, особенно Максимилиану Волошину, также является продуктивным, поскольку антропософ высвечивает апофатическую сторону сна, связанную с дневным и ночным сознанием человека.

Еще

Апофатика, сон, онтология, творчество А. Грина, антропософия Р. Штайнера, смерть

Короткий адрес: https://sciup.org/148312333

IDR: 148312333   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-77-65-69

Список литературы Апофатика сна в рассказе А. Грина «Борьба со смертью»: онтологический и культурологический аспекты

  • Бочаров, С. Г. О смысле «Гробовщика» (К проблеме интерпретации произведения) // Контекст. Литературно-теоретические исследования. – М.: Наука, 1974. – С. 196–230.
  • Варава, В. В. «Дедукция» разума и «индукция» сердца (о жизни и смерти в русской философской культуре) // Вестник Воронежского государственного университета. – 2010. – № 2 (4). – С. 5–16.
  • Варава, В. В. Философская танатология или апофатическая философия? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2013. – № 2 (145). – Вып. 23. – С. 112–117.
  • Гершензон, М. О. Сны Пушкина // Мудрость Пушкина. – Томск: Водолей, 1997. – С. 260–275.
  • Грачев, В. И. Культурфеномен апофатики «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева в контексте топохронно-аксиогенной парадигмы культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. – 2019. – № 3. – URL: http://cult-cult.ru/cultures-the-phenomenonof-apophatic-the-dialectics-of-myth-by-a-f-losev (дата обращения: 21.02.2021).
  • Грин, А. С. Борьба со смертью // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Правда, 1965. – Т. 4. – С. 206–211.
  • Гуревич, П., Спирова, Э. Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 6–25.
  • Елепова, М. Ю. Эстетика В. А. Жуковского в апофатическом контексте // Дискуссия. – 2012. – № 4 (22). – С. 176–178.
  • Карпова, Л. М. Сновидение и духовный опыт // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (2). – С. 13–16.
  • Ким, Кен Тэ. Фантастические новеллы Грина [Электронный ресурс] // Александр Грин. – URL: http://www.newfoundglory.ru/publikacii/fantasticheskie-novelli-grina.html#bookmark22 (дата обращения: 21.02.2021).
  • Лазарева, А. А. Толкование сновидений в народной культуре. – М.: РГГУ, 2020. – 257 с.
  • Океанский, В. П. Этосы жизни и смерти у Хомякова и Шопенгауэра (культурологические размышления к обоснованию сопоставления) // Соловьевские исследования. – 2011. – Вып. 3 (31). – С. 125–136.
  • Пронина, О. «Руанский собор» Максимилиана Волошина и «Теософия розенкрейцера» Рудольфа Штайнера [Электронный ресурс]. 2005. – URL: http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=26&SNS=dfb25a68a04ba8b6e506dde9a24503f7 (дата обращения: 22.02.2021).
  • Смирнов, В. А. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX — начала XX века): Пушкин. Лермонтов. Достоевский. Бунин. – Иваново: Юнона, 2001. – 234 с.
  • Толстой, Н. И. Народные толкования снов и их мифологическая основа // Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003. – С. 303–310.
  • Флоренский, П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. – СПб.: Невский проспект, 1993. – 396 с.
  • Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
  • Шевцова, Г. И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина: дис. … канд. филол. наук. – Елец, 2003. – 165 с.
  • Шиндин, С. Г. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговоры. – М.: Наука, 1993. – С. 108–127.
  • Штайнер, Р. Аскеза и болезнь // Метаморфозы душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Ч. 1. – М.: Эвидентис, 2000. – С. 145–174.
  • Штайнер, Р. Сон и смерть // Очерк тайноведения. – Харьков: Фолио, 2004. – С. 70–120.
  • Щавелев, С. П. Вечная тень реальности: очерк философской антропологии сновидений // Научные ведомости БелГУ. – 2014. – № 9 (180). – Вып. 28. – С. 92–99.
Еще
Статья научная