Апофатика текста. Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": культурологический комментарий

Бесплатный доступ

Объектом статьи выступает апофатика как феномен художественной культуры. Предметом является национальная топика в творчестве А.С. Пушкина. Материалом для статьи служит роман «Евгений Онегин». В центре герменевтической реконструкции - V глава произведения, а именно сон Татьяны. Большое внимание уделяется русской фольклорной традиции в романе, которая выразилась как эксплицитно, так и имплицитно. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание фольклорной, этнографической парадигмы данного художественного текста, что позволяет онтологически подойти к вопросам самого творческого процесса, углубиться в понимание феномена «магического кристалла» Пушкина. Уделяется большое внимание сну как пограничному состоянию, которое приравнивается к смерти. Проводятся параллели с русской волшебной сказкой и быличкой. Татьяна обладает семиотическим мышлением, и это обязательно должен учитывать исследователь, анализирующий онейрическое пространство «Евгения Онегина. Результаты исследования заключаются в выявлении культурного потенциала произведения для дальнейшего изучения национальной топики, национального бытия и инобытия, апофатики как феномена русской культуры, сопряженного с феноменом смерти. Результаты работы также могут быть использованы в преподавании курсов по русской литературе XIX века, культурологии, философии.

Еще

Русская культура и литература, апофатика, фольклор, былички, феномен смерти, национальный образ мира, а.с. пушкин, сон татьяны

Короткий адрес: https://sciup.org/148323662

IDR: 148323662   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-81-62-72

Список литературы Апофатика текста. Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": культурологический комментарий

  • Байбурин, А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 63-88.
  • Бондарев, А. П. Эпистемология литературоведения. — М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. — 451 с.
  • Бочаров, С. Г. О смысле «Гробовщика» (К проблеме интерпретации произведения) // Контекст. Литературно-теоретические исследования. — М.: Наука, 1974. — С. 196-230.
  • Бузин, В. С. Традиционная семейная обрядность русского населения Тамбовщины // Уваровские чтения VII: семья в традиционной культуре и современном мире: материалы Всероссийской научной конференции. Муром. Историко-худож. музей; науч. ред. Ю. М. Смирнов. — Владимир: Транзит ИКС, 2011. — С. 105-110.
  • Гершензон, М. О. Избранное. Мудрость Пушкина. — М.; СПб.: «ЦГИ Принт», 2015. — 592 с.
  • Дмитриева, У. М. Арзамасские мотивы в сне Татьяны // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2016. — Т. 1. — № 3. — С. 78-83.
  • Добровольская, В. Е. Спящие герои и сны в русской волшебной сказке // Антропология сновидений. — М.: РГГУ, 2021. — С. 153-164.
  • Исупов, К. Г. Сон (из авторского словаря «Космос русского самосознания») // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2011. — № 3 (20). — С. 231-233.
  • Кожинов, В. В. Стихи и поэзия. — М.: Сов. Рос., 1980. — 304 с.
  • Криничная, Н. А. Мифология воды и водоемов. Былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. — 390 с.
  • Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1983. — 416 с.
  • Марьон, Ж.-Л. 2010. Перекрестья видимого. — М.: Прогресс-Традиция. — 176 с.
  • Махов, А. Е. Diabolus absconditus: непредсказуемость, неопределенность и невидимость демонического тела в иконографии и текстах раннего Нового времени // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах № 7. — М.: РГГУ, 2018. — С. 9-36.
  • Михайлова, М. Ю. Семантика невыразимого и средства ее передачи в русском языке: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. — Уфа, 2017. — 322 с.
  • Океанский, В. П., Океанская, Ж. Л. «Евгений Онегин» в культурно-цивилизационной динамике [Электронный ресурс] // Никоновские чтения: сб. науч. ст. по материалам III Всероссийского (с международным участием) культурологического форума «Никоновские чтения» (в память о заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой) / под ред. А. В. Никитиной. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. — С. 169-173.
  • Петрухин, В. Я. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 416 с.
  • Позов, А. С. Метафизика Пушкина. — М.: Наследие, 1998. — 320 с.
  • Путилов, Б. Н. «Сборник Кирши Данилова» и его место в русской фольклористике // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. — М.: Наука, 1977. — С. 361-404.
  • Пушкин, А. С. Собр. соч. в 10 т. — Л.: Наука, 1977, 1978. — Т. 4, 5.
  • Ремизов, А. Собр. соч. Т. 7. Ахру. — М.: Русская книга, 2002. — 640 с.
  • Савельева, В. В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. — Алматы: Жазушы, 2013. — 520 с.
  • Седакова, И. А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999. — С. 105-122.
  • Семенова, С. Г. Метафизика русской литературы. Т. 1. — М.: Издательский дом «ПоРог», 2004. — 512 с.
  • Смирнов, В. А. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX — начала XX века): Пушкин. Лермонтов. Достоевский. Бунин. — Иваново: Юнона, 2001. — 234 с.
  • Толстой, Н. И. Народные толкования снов и их мифологическая основа // Очерки славянского язычества. — М.: Индрик, 2003. — С. 303-310.
  • Успенский, Б. А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  • Франк, С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. — М.: АСТ, 2007. — 512 с.
  • Чумаков, Ю. Н. Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений. — М.: Языки славянской культуры, 2008. — 416 с.
Еще
Статья научная