Апокалиптические образы в рассказе Л. Леонова "Уход хама"
Автор: Когут Константин Сергеевич
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.14, 2016 года.
Бесплатный доступ
Появление больших романов Л. Леонова во многом подготовлено его ранними рассказами 1920-х годов. В статье рассматриваются принципы моделирования художественного мира в одном из ранних рассказов Л. Леонова - «Уход Хама». В этом рассказе художник обращается к библейскому мифу о всемирном потопе, который был творчески переосмыслен: писатель подвергает инверсии логику библейского повествования, представляя Ноя как лжеправедника, а Хама как лучшего из его сыновей. Эта инверсия позволила автору проявить образ истории, подошедшей к своим «последним дням». В результате жанровая основа рассказа связана с двумя противоположными типами образов: идиллическим и апокалиптическим. Утрата идиллии связана как с социально-политическими потрясениями пореволюционной России, так и с глубинным прозрением молодого Леонова относительно судеб современной цивилизации. Хам, будучи героем-правдоискателем, вступает в спор с существующим порядком и потому обречен на изгнание, что и становится предвестием будущих катастроф.
Леонов, библейский сюжет, жанр, идиллия, апокалипсис
Короткий адрес: https://sciup.org/14748978
IDR: 14748978 | DOI: 10.15393/j9.art.2016.3661
Список литературы Апокалиптические образы в рассказе Л. Леонова "Уход хама"
- Батурина Н. В. Смысловые доминанты прозы Л. М. Леонова//Альманах современной науки и образования. -2015. -№ 11 (101). -С. 17-19.
- Бахтин М. М. Собрание cочинений: в 7 т. Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). -М.: Языки славянских культур, 2012. -879 с.
- Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова (структура, поэтика, эволюция). -СПб.: Наука, 2007. -317 с.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. -М.: Прогресс, 1985. -452 с.
- Дырдин А. А. Вещественность пространства и метафизика мира вещей в прозе Л. М. Леонова//Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л. М. Леонова и в русской литературе XIX -начала XXI столетий: материалы VIII Международной научной конференции. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. -С. 51-59.
- Дырдин А. А. Проза Леонида Леонова: метафизика мысли. -М.: ИД «Синергия», 2012. -294 с.
- Зорина А. О. Поэтика рассказов Леонида Леонова 1920-х годов: дис. … канд. филол. наук. -Киров, 2015. -146 с.
- Лысов А. Г. Раннее творчество Леонида Леонова. Концепция культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук. -Л., 1980. -20 с.
- Петишева В. А., Лобова Е. П. Мифопоэтические мотивы в произведениях Л. М. Леонова 1920-30-х годов//Вестник ВЭГУ. -2011. -№ 4. -С. 96-102.
- Прилепин З. Леонид Леонов: «Игра его была огромна». -М.: Молодая гвардия, 2010. -569 с.
- Серафимова В. Д. Пьесы Андрея Платонова в соотнесении с его прозой и в историко-литературном контексте (Н. Эрдман -«Самоубийца», К. Тренев -«Опыт», Л. Леонов -«Уход Хама» и др.)//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. -2010. -№ 3. -С. 144-151.
- Туева А. О. Разновидности хронотопа в рассказах Л. М. Леонова 1920-х годов//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. -№ 10. -С. 195-200.
- Якимова Л. П. Вводный эпизод как структурный элемент поэтики Леонида Леонова. -Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-я РАН, 2012. -248 с.