Аполлоническое и дионисическое начала в советской культуре и философии

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена анализу внутренних тенденций советской культуры и философии. Советская культура представляла собой органическую целостность, и разные её стороны были тесно связаны. Одной из важнейших осей этой культуры были отношения города и деревни. Причём город воспринимался как начало активное, рациональное, преображающее природу и властвующее над ней, а деревня - как начало естественное, природное. Это напоминало аполлоническое и дионисическое начала культуры, что выявил Фридрих Ницше. В России эта дихотомия проявлялась во всём - в противостоянии городских и деревенских поэтов, индустриалистов и экологов в среде общественности. В философии это выражалось в противостоянии марксизма и философии натуралистского толка (космизм В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского, неоевразийство Л. Н. Гумилёва), а в самом советском марксизме - в существовании примитивно рациональной, криптопозитивистской линии и метафизического материализма - диамата, который нёс в себе иррационалистическое понимание материи и материального мира до и вне человека. Синтезом, позволявшим избежать крайности двух этих направлений, были философские концепции Э. В. Ильенкова и Мих. Лифшица.

Еще

Советская философия, советская культура, дионисизм, аполлонизм, позитивизм, марксизм, советский диамат, философия э. в. ильенкова, философия мих. лифшица

Короткий адрес: https://sciup.org/144161558

IDR: 144161558   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-2100-63-72

Список литературы Аполлоническое и дионисическое начала в советской культуре и философии

  • Ильенков Э. В. Идеальное. И реальность. 1960-1979 / авт.-сост. Е. Иллеш. Москва: Издательство Канон+, РООИ "Реабилитация", 2018. 528 с.
  • Лифшиц Мих. Что такое классика? Москва: Искусство - XXI век, 2004. 512 с.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Дополнения к "Диалектике мифа". Москва: Мысль, 2001. 558 [1] с.
  • Мареев С. Н. Из истории советской философии: Выготский - Лукач - Ильенков. Москва: Культурная революция, 2007. 448 с.
  • Мареев С. Н. Классическая философия и "философия науки". Москва: Современная гуманитарная академия, 2009. 320 с.
  • Межуев В. М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему. Москва: Культурная революция, 2007. 176 с.
  • Нилогов А. С. Давид Дубровский: субъективная реальность [Электронный ресурс]. URL: https://censura.ru/articles/interviewdubrovsky.htm
  • Пущаев Ю. В. Философия советского времени: М. Мамардашвили и Э. Ильенков (энергии отталкивания и притяжения): монография / Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. Москва: ИНИОН, 2018. 356 с.
  • Степин В. С. Современный позитивизм и частные науки. Минск: Министерство высшего, среднего специального и профессионального образования БССР, 1963. 58 с.
  • Швырёв В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки / АН СССР. Институт философии. Москва: Наука, 1966. 215 с.
Еще
Статья научная